В феврале в Бресте пройдут курсы больничной клоунады. Обрадовавшись информационному поводу, мы встретились с творческим руководителем первой в Беларуси группы больничных клоунов Funny nose клоуном и орф-педагогом (музыкальная креативная педагогика) Инной Адарченко. Живой разговор о том, как нежность и радость меняют жизнь.
— Скажи, отличаются ли правила жизни Инны Адарченко от правил Фло (клоунское имя Инны – прим. автора)?
— Уже нет. Люди могут воспринимать Фло, как маску. А на самом деле это игровое состояние просто. Ничего не прячется за этой маской, там всё искренне, прозрачно и на виду. Я долго думала об этом, меня мотало, как на качелях, но я понимала, чего хочу глобально, как концепцию.
— Так, а чего же ты хотела?
— Контакта и понимания.
— Вначале с кем-то конкретным?
— Между людьми. Но без космических планов, закатывания глаз и заламывания рук. Согласись, все мы немного «дикобразы»: звери хотят быть ближе, хотят тепла, жмутся к друг к другу и колют иглами. Чем больше прижимаются, тем больнее ранят. И даже не помню, откуда пример, но мне это совсем не нравится (смеется)
Понятно, что жизнь берет свое, и надо решать проблемы, строить планы, думать о завтрашнем дне, но я не понимаю, почему мы сегодня должны быть хмурыми, унылыми и каждый день проживать в страшном давлении на голову.
Если уж все так непросто и трудоемко, то должна быть отдушина, компенсация, легкость и игра. В игре есть нежность, позволяющая сгладить иглы, и я искала эту нежность. Понимаешь, не искала маску, а наоборот, открывала себя, хотела жить вдохновенно.
— Эта желание появилось раньше, чем возникли Больничные клоуны Funny nose?
— Да, раньше. Я просто не знала, как это называется, и куда приложить это желание. Правду говорят, что идею нужно проговаривать, записывать, делать конкретной и осязаемой. Тогда она становится больше, чем мечта или иллюзия. И обязательно искать единомышленников, людей разделяющих твою идею, мечту. Я счастлива, что нашла «носов».
Людей бросает в крайности. Сейчас, например, появилась модная тема – «давайте уничтожим иллюзии». Что значит, давайте их уничтожим? Это же умение мечтать, творить, созидать, на иллюзии держится воображение человека.
Это детское, сказочное восприятие мира. Что это за клоун без воображения и умение удивляться, создавать иллюзию? Я люблю свои иллюзии и не использую их, как тяжелые наркотики. Когда любишь сказку за то, что она сказка и радуешься, что она возможна. Если у вас пока не получается, приходите к клоунам, они с вами поиграют, посмеются, помечтают вместе с вами. Вам понравится)
— Пример иллюзии? Ты сейчас говоришь об иллюзиях как о номере в цирке или об иллюзиях как о представлении о мире?
— Я люблю играть. Если я, встав утром, могу сделать свой собственный мир радостнее – я сделаю это. При этом я не имею влияния на другого человека, он может только вовлечься в игру – его право и выбор. Силой никого не осчастливишь. Я вообще против насильственного добра. Мне в какой-то момент сказали, что такой пацифизм – плохо. Ну, ок… Это мой выбор, мне он нравится. Я встаю и включаю музыку, танцую, ношусь по квартире. Не хочу поддерживать чужую игру «ааа, утро добрым не бывает». Пускай это тоже иллюзии, не все в мире хорошо, но это настроение меня подбадривает и наполняет энергией. Не все в порядке. Дороги, например, у нас не в порядке.
— Проблема дорог не задевает тебя?
— Я знаю, как факт, что не могу в этом участвовать и изменить. Я не понимаю, почему должна тратить себя на то, в чем не могу участвовать и что не могу изменить. Если меня попросят стоять на перекрестке для улучшения ситуации и что такое мое стояние действительно решит проблему – буду стоять. Важно действие.
— Хочешь сказать, что ты не диванный эксперт?
— Нет. Я люблю живую жизнь. Я смотрю тебе в глаза, мне нравится беседовать, мне нравится, когда нет страха и манипуляций. Нравятся любые открытые диалоги — до споров и свар. Люблю, когда честно и весело. Когда понимаю, что мои действия не бессмысленны.
Скука – это ведь не отсутствие веселья, а отсутствие всякого смысла. Не помню, кто сказал, но согласна полностью. Главное, чтобы интересно было.
Я – клоун. И я буду заниматься своим делом – веселить детей, учить тех, кто хочет быть клоуном. Или стихи читать… Представь себе, мечтательного клоуна, лиричного. Или прохожих обнимать просто так. Кто-то расслабляется от того, что он зритель, а кто-то вдохновляется от того, что он в диалоге.
— То есть ты помогаешь другому найти вдохновение?
— Мне нравится история про то, что мы друг другу помогаем. Я не спасатель. Это не про клоуна вообще. Есть хорошее дело – купить еду голодному человеку. При этом ты можешь быть не очень богатым. Милосердие – это не когда ты сыт до отвала и даешь кость бездомной собаке. А когда ты голоден также, но делишь кость пополам. Это такая метафора и каждый дает, что имеет, конечно.
Вот в случае больничного клоуна ситуация – когда ты работаешь над собой, аккумулируешь состояние радости. В момент передачи еды или денег можно быть в любом состоянии. А в момент, когда делишься вдохновением, состояние — основное благо. Ты делишься созданной атмосферой, внутренним миром, наполненным радостью до краев. Вот то, что клоун отдает, чем делится. Мы все нуждаемся в такой помощи, чтобы с нами радостью делились.
Мне нравится идея, что клоун – существо, которое создает атмосферу и есть разные – разноцветные «создатели». Я видела белых и рыжих, желтых и зеленых клоунов, или черных. Черный клоун – это очень интересно, это про баланс. Когда пугают, пугают, доводят до абсурда твой испуг и мыльный пузырь страха лопается, рассеивается, а на его место приходит расслабление. И в глазах искринки : «Чего я испугался-то?» И смех идет откуда-то из самой твоей закрытой части души: «Глупый я! Нечего бояться».
— Если говорить про обучение клоунаде: какие «мышцы» и способности нужны? Каждый может освоить или есть ограничения?
— Мне хочется верить, что каждый. У меня есть жизненный опыт о том, что люди очень сильно разные. У тебя тоже есть? Ага. Я так и думала. (смеется) Поэтому да, но нет, не каждый, получается. Но даже в тяжелые кризисные периоды – куда без них? — вера в то, что если с человеком разговаривать, то у каждого из нас есть способность к изменениям, сохранялась. Она неистребима, диагноз – жизненный оптимизм, детская вера в добро. Не убиваемая.
— Тогда это состояние Фло (расслабленность, умение радоваться, внимание к мелочам) было знакомым из детства?
— Нет, это была мечта.
— А откуда ты узнала о нем? Вот я увидела велосипед, и после этого могу о нем мечтать. Нужно соприкосновение, опыт, чтобы появилась мечта. У тебя был пример со стороны?
— Нет, я не помню. Это было ощущение нехватки чего-то. Дать ему точное определение, чтобы легко дышать, очень долго не могла.
— Сейчас можешь?
— Могу.
— Давай!
— Быть клоуном – это открывать множество дверей. Смотри, идет женщина средних лет по улице, в смысле, я себе иду такая. И радуюсь тому, что меня окружает. Иду с дурацкой улыбкой на лице. А навстречу идет ровесница с хмурым лицом. Я ничего не знаю о ней, о том, из чего состоит ее жизнь, но мне кажется, что быть хмурым не хочется никому. И вот, мечтаю я, если бы она пошла на курсы клоунов, то у нее появилась бы возможность переживать трудности по-другому. Я в это верю. Это те иллюзии, которые помогают мне жить и они точно не сделают качество жизни хуже для любого другого человека. Но, если то, что предлагаю, не подходит, я не буду нажимать. И хочу, чтобы уважали мой выбор.
— Менялось ли твое окружение по мере возникновения Фло?
— Да. Какие-то люди поменялись, в смысле кто-то пришел, а кто-то ушел. Да я сама изменилась! Но есть те, кто менялся рядом со мной, и я им очень признательна. Это ощущение «я с тобой, и я не боюсь расти и быть честным». Здорово!
— А ведь есть те, кто клоунов не любит. Цирковых, уличных – не любят как образ. Даже боятся их.
— Мне жаль, что им не повезло, пусть придут ко мне. (смеется) Клоунский мир разнообразный, там всего хватает: и хамов, и грубиянов. Под клоунским костюмом – человек с определенным воспитанием, знаниями, навыками, восприятием мира, а шутить – это искусство особое и для него нужно много смелости, понимания, воспитания клоунского, если хочешь.
Клоун очень любит наблюдать за людьми. Он впитывает поведение людей, пропускает через себя и гротескно его отражает. Он смотрит через «цветные стекла» на жизнь вокруг. Это интересная история про уменьшение или увеличение чего-то, если умеешь вглядываться в мелочи. Сказать человеку: «Ай, не парься!» — не про то, так ничего не получится. Клоун так не делает, не обесценивает чужое, а предлагает проиграть, переиграть, уменьшить, если надо или увеличить необходимое.
Жизнь – очень много мелочей, накопленных в комочек. И если ты не умеешь всматриваться, то проскочишь и не заметишь важного. Внимание – первый инструмент клоуна.
Второй – преувеличение или преуменьшение. Для этого необходимо умение образно мыслить. Клоун умеет копировать, встраиваться, и этим может нарваться на неприятие. Не каждому человеку хочется, чтобы его отражали, не каждому хочется видеть себя отраженным. Тогда, отражая, клоун будет раздражать. Или, если клоун не чувствует темп и ритм другого человека, он может пойти вразрез с его настроением. Быстрый клоун напугает человека медлительного. Мы запоминаем то, что приносит эмоции. Если клоун напугал – это запомнится.
— Есть ли клоун без зрителя?
— Если у клоуна нет другого, он одинок и несчастен. Ой, какая тема здоровская! Ты же смотрела «сНежное шоу» Полунина? Начало. На сцене клоун с веревкой на шее. В отчаянье и одиночестве. Все это очень драматично, но ведь это клоун – что-то должно произойти. Он начинает интересоваться веревкой – длинная, шершавая, перебирает ее пальцами, в какой-то момент дергает, и появляется другой клоун – на противоположным конце с такой же петлей на шее. Одиночество заканчивается для обоих и появляется игра, появляется смысл. Одинокий клоун – что может быть печальнее? Ой…
— А если другой в себе и не настроен на общение?
— Это тоже интересная игра. Все равно, не может быть бессмысленно, не может быть, чтобы клоуна не заметили, если он живой, настоящий.
— Если один живой, то у второго нет выбора?
— У второго есть шанс улучшить свое душевное состояние. Клоун заинтересован в другом человеке. Он не моралист, он не переделывает, он просто в тебе заинтересован. Вот такая безусловная любовь – искренняя заинтересованность. В этом и ценность клоуна.
— То есть клоун благодарный?
— Я, определенно, да. И в ответ мне важна, нужна реакция, улыбка. Я годами тренирую контакт. Я профессиональный больничный клоун, тренер по больничной, театральной и уличной клоунаде. И последние семь лет я осознано тренирую способность быть в контакте с другими людьми, развиваю чувствительность, без которой клоуна не может быть. И улыбка – та награда, на которую я рассчитываю. Если не будет улыбки – буду думать, что у меня что-то не получилось.
— А если человек в ответ разозлится?
— Подумаю, что помогла излить злость, то есть освободиться от нее, но при этом не буду счастлива. Полезность и круговорот счастья в природе – это разные процессы.
Клоун – очень чувствительный транслятор. Позволяет себе быть открытым, наивным и глупым. Не может один, и люди чувствуют, что он в них нуждается. Клоун не выносит вердиктов, не судит никого и не делает оценочных суждений – Очень Приятное Существо. Люди, не бойтесь клоунов, перестаньте их бояться (наклоняясь к диктофону – прим. автора)! Они вас любят уже заранее.
Еще одна тенденция последнего времени — «пойду-ка я все на свете обесценю, чтоб, значит, мне не больно было» Давайте обесценивать не людей, а трудности. Может, справимся вместе, когда трудности станут легкостями? Очень клоунское дело))
И к каждой фразе, о чем мы говорим, нужно дописать «плюс здравый смысл». Все со здравым смыслом и без насилия имеет право на жизнь. Я так думаю.
— Последний вопрос. Блокноты вроде «Уничтожь меня» и книги с необычными, не повседневными заданиями и инструкциями раскрепощают? Например, обнять десять незнакомых прохожих.
— Это тренирует смелость перешагивать через барьеры в коммуникации. Клоуну однозначно помогает. У Димы Казенаса и Жени Клекотневой (уличные клоуны из Санкт-Петербурга – прим. автора) недавно вышла книга «Глупособие». Так и напиши: «Глупособие» плюс здравый смысл.
Для отправки комментария необходимо войти на сайт.