Репортаж с вернисажа «Польша. Архитектура»

В фойе кинотеатра «Беларусь» открылась экспозиция «Польша. Архитектура». На ней представлены 24  проекта новых и отреставрированных зданий, которые были оценены специалистами и стали своеобразными символами современной польской архитектуры. 


На вернисаже историк архитектуры Ежи Маевски подробно рассказал о представленных зданиях, проиллюстрировав основные мысли фотографиями, рисунками и эскизами.

Произведения архитектуры посетители оценили по достоинству: «Меня удивляет синтез старых объектов промышленной направленности, с архитектурными нововведениями. Здорово, что здания просты внешне, но внутри наполненны новыми технологиями, которые обеспечивают комфорт для человека», – делится Лариса Бибик.

Во всём мире признана филармония имени Мечислава Карловича расположенная в городе Щецине. Проектировщики этого произведения искусства  были награждены авторитетной премией имени архитектора Миса ван дер Роэ. «Белый фасад выглядит абстрактно, даже напоминает айсберг», – описывает внешний вид сооружения Ежи Маевски, – «а вот интерьер выполнен в другом духе. Золотые стены концертного зала на фоне «оболочки» создают контраст».

По-своему уникально здание Европейского Центра Солидарности. Это музей памяти польской профсоюзной организации «Солидарность», занимающейся антикоммунистической деятельностью. По задумке архитекторов мастерской «Форт» постройка символизирует корабль, ведь музей построен на территории бывшей судоверфи.

Также искусствовед выделил библиотеку Варшавского университета: «Это здание относится к постмодернитскому течению, ему характерны юмористические черты». С целью вызвать запоминающиеся ассоциации у гостей выставки, лектор сравнивает экспонаты с различными образами, например, указывает на розовую пристройку : «Это железная конструкция у входа в библиотеку, похожа на полку для книг».

04.04.2006 WARSZAWA — BUW — ROZOWY
FOT. ALBERT ZAWADA / AGENCJA GAZETA

По мнению организаторов экспозиции искусство проектирования домов не может существовать само по себе, его социальная и эстетическая функция реализуется лишь в культурном контексте, который нужно понимать.

Архитектор Ирина Лавровская считает, что брестским зодчим надо поучиться у соседей: «Польские университеты учат строить в контексте, то есть уважать опыт предков, поэтому их современные постройки хорошо вписываются в старую архитектурную застройку. У брестских архитекторов есть интересные идеи, но они не опираются на классические принципы архитектуры, поэтому не умеют творить на уровне поляков».

По этому поводу высказался сам Ежи Маевски: « Да, белорусские архитекторы не особо открыты к международному сотрудничеству, хотя это могло бы поспособствовать развитию брестского строительства».

Некоторые считают, что это связано с непониманием белорусами архитектуры: «Зачастую архитектуру понимают только специалисты в этой области, хотя её создаёт всё общество», –  рассуждает архитектор Евгений Щербач, – «Жители серых спальных районов даже не задумываются о том, что каждый день на их настроение влияет окружающая обстановка, часто границы комфорта заканчиваются за порогом квартиры или за калиткой приусадебного участка. В наших силах это изменить, просто нужно действовать всем вместе».

Фотографии — Роман Чмель

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: