Сталь, черепа и бабочки. Скрап-арт Антона Мартынюка

Бинокль” сходил в гости к Антону Мартынюку и окончательно убедился в том, что «талантливый человек талантлив во всём».


Про Антона Мартынюка написали уже многие издания. Но все они почему-то умалчивают о том, что кроме выдающихся навыков в скрап-арте и биомеханике Антон — потрясающий иллюстратор, скульптор, работающий с пластилином, гипсом, а ещё делает крутейшие свечи в форме черепов и хэллоуинских тыкв (нам с фотографом, кстати, достались презенты в виде голов Франкенштейна и носферату). К тому же он — художник, который пишет маслом и постигает аэрографию. Да и просто человек, с которым приятно посидеть за чашкой чая.

Дом Антона — настоящий музей, в котором глаза начинают разбегаться практически моментально. Вот рабочее место мастера с аккуратно рассортированными деталями, назначение которых совершенно непонятно непосвящённому, вот гипсовый череп в натуральную величину, вот бюст Экорше, неспешно крутящийся на подставке, а полки уставлены книгами Толкина и Роулинг, соседствующими с виртуозно выполненными из металла скульптурами и бабочками, практически неотличимыми от настоящих.


«Всего я работаю в трёх направлениях: скрап-арт (материалом служит обычный металлический мусор), стимпанк и биомеханика, в которой я использую кости животных. Именно за биомеханику, кстати, меня и прозвали «брестский доктор Франкенштейн» — улыбается Антон.

Среди моих работ есть простые механизмы, а есть и посложнее — например паук со светодиодами — это из последнего.

l

Я очень люблю всякие интересные штуки со своей собственной историей, которые мне будут о чём-то напоминать.

l

Очень долго корпел и над раком — на его сборку ушло несколько месяцев, но это тот случай, когда я очень доволен конечным результатом.
Хочется постоянно совершенствоваться. Сейчас очень жёсткая конкуренция между скульпторами и художниками. Поэтому стараюсь добавлять всякие интересные элементы: у летучей мыши светятся глаза, у кузнечика — всё брюшко. Некоторые знакомые говорят, что подсветка моим скульптурам не нужна. Но всё такое техногенное, что движение, свечение и кинетика им только на пользу.
Использует Антон и такие элементы, как крылья бабочек.

В Бресте как-то проходила выставка тропических бабочек. Я пришёл, разговорился с местными бабушками-смотрителями и спросил, что происходит с бабочками, которых раздавили, и возможно ли их приобрести. Бабушки прониклись идеей, и презентовали мне целую коробку с бабочками, крылья которых я использую в некоторых своих работах.

 В дальнейшем хочу заняться выпуском тематических коллекций по-классике: свечки и бюсты вампиров, инопланетян, чудовищ. Эта ниша никем ещё у нас не занята, поэтому я решил — почему бы и нет? Сейчас дополнительно отливаю гипсовые фигуры, делю обрубовки, черепа и элементы лица Давида, что очень полезно для скульпторов и художников, начинающих изучать анатомию и пропорции. В планах сделать и более сложные бюсты: Экорше, Венеры и др.


А что насчёт зарубежного признания и участия в конкурсах?

Пока что был в Чехии, Польше и Калининграде, но в основном участвовал в беларусских конкурсах. Вот эту грамоту, самую серьёзную, мне вручили за первое место в Республике, а к ней в придачу — 15 миллионов [речь о неденоминированных рублях — прим. ред. ] и почему-то утюг. Это, кстати, мой второй призовой утюг: первым меня наградили за победу на районном этапе конкурса. А с областного этапа привёз домой кофеварку.

Антон, знаю, что твоё увлечение биомеханикой и анатомией началось с черепа. Расскажи подробнее.

Когда был ещё маленький — часто гулял на стройке. Раньше это считалось безумно крутым занятием. И однажды нашёл череп собаки. Этот череп оказал на меня настолько сильное влияние, что я пошёл в библиотеку, взял книгу по биологии и по ней изучил строение скелета вплоть до названия каждой косточки. Потом я вернулся на стройку, раскопал сам скелет, принёс его домой и собрал. Мама была не против, сказала только, чтобы я не тащил всё это в дом.

Она вообще очень грамотно подходила к таким вопросам: покупала много конструкторов и всячески поощряла любые творческие начинания. Вплоть до того, что стены наших с братом комнат мы могли разрисовать так, как сами того захотим.

К тому же с самого детства я страсть как любил сидеть дома, рисовать, лепить что-то из пластилина и работать с металлом: отец у меня токарь, и я постоянно что-то резал, точил, чинил. Благо материала было более чем достаточно.

Возвращаясь к теме биомеханики, заранее отвечу на вопрос, который возникает у многих в первый раз — животных я очень люблю. А для того, чтобы найти кости — достаточно просто прогуляться с целью найти.

l

На волне своей любви к анатомии всерьёз подумывал стать зоологом или палеонтологом — исследовать останки динозавров. Правда потом выяснилось, что на территории Беларуси никаких динозавров не было.

l

Мы не преминули воспользоваться выпавшей возможностью, и пообщаться с замечательной женой Антона — Евгенией (которая, к слову, накормила нас безумно вкусным пирогом собственного авторства).
Женя, как вы относитесь к увлечению Антона?

С Антоном мы познакомились, когда я только пришла в школу по распределению, а он там уже работал. Я, честно сказать, была в шоке! Что он тут делает!? Я всегда считала, что такие люди должны непременно проводить собственные выставки, постоянно находиться в центре какой-то движухи. А он делал всё исключительно для себя. Процесс пошёл уже после того, как мы начали встречаться.

Не думали стать менеджером мужа? 

Если честно, у меня немного не такой склад характера. Для этого нужно быть общительной, а я как Антон — совершенно домашняя. Я — просто тыл, создание уюта и условий, в которых ему комфортно работать. Он такой, что может сутками сидеть на рабочем месте, и совершенно забывает даже поесть, если я ему не принесу что-то вкусное.

Это немаловажно — моя жена любит моё творчество, разделяет мои интересы и очень меня поддерживает. Да и кормит вкусно к тому же — улыбается Антон.

Если говорить о вдохновении, то в чем его источник для Вас?

Был у меня в университете преподаватель — Марчук Валерий Иванович. Он у нас вёл керамику, и в рамках курса было задание: создать что-то из нетрадиционных материалов. Можно сказать, что именно это и стало отправной точкой для моего дальнейшего творчества, ведь именно тогда я попробовал совершенно новое для себя направление. Да и само понятие «искусства» для меня очень расширилось: до этого момента существовало только рисование, а про скульптуру я даже не задумывался — был уверен, что именно рисованию и будет посвящена моя жизнь.

Я посмотрел работы известных художников, сел за стол и попробовал, что получится. Результатом стала лягушка — меня тогда за неё очень похвалили, и это вдохновило на дальнейшую работу именно в этом стиле.Потом уже стали появляться комары, кузнечики, бабочки. Комарам, кстати, больше всего доставалось на выставках — они миниатюрные, хрупкие, и довольно часто посетители их ломали, не рассчитав силу. Последний комар из ампулы (с витамином B-52) — уже третий по счёту.
Вдохновение и нужное настроение черпаю и из литературы. Предпочитаю фантастику, но фантастику философскую, со смыслом. Например «День Триффидов» и «Отклонение от нормы» Джона Уиндема, «Солярис» Станислава Лема . Ну и «Франкенштейн» Мэри Шелли, разумеется. Как же без книги, в честь которой я и получил своё прозвище.

Литература помогает продвижению, меняет мировосприятие и оказывает какой-то гипнотический эффект, а так как у меня голова напрямую связана с руками — это и приводит к творчеству.
Книги, кстати, предпочитаю в аудиоформате. Сажусь, включаю аудиокнигу, а руки сами крутят-вертят, и в прострации всё получается само собой. К тому же если голова у меня занята книгой, то остальные детали буквально светятся.

l

Я чётко вижу, какой именно элемент необходимо использовать, насколько бы сложной не была вся конструкция. Всё словно приклеивается магнитом. А я в этот момент отдыхаю и наслаждаюсь процессом.

l

Ну и плюс портфолио коллег по цеху, разумеется. Но только в пределах «получить дозу вдохновения и мотивации». Ведь передрать у кого-то идею — нонсенс.

Антон, а что насчёт CG (компьютерная графика — прим. ред.)? Хорошие скульпторы как правило становятся замечательными разработчиками персонажей. Не было мысли с головой уйти в геймдев? Ведь там и зарплаты повыше, и работу хорошему скульптору и иллюстратору найти проще.

Насчёт геймдева — возникают такие мысли. Да и вообще 3D-моделирование, 3D-печать и соответствующий софт очень интересуют в последнее время — думал даже 3D-принтер покупать. Но пока что хочется поработать в иллюстрации — ещё не реализовал всё, что задумано. Как появится свободное время — обязательно займусь и моделированием.

Кстати, насчёт работы в CG — за рубежом очень ценится наше классическое художественное образование в этой области. В Германии, например, студентам дают возможность к полёту фантазии, у нас же всё куда более строго — чистый академизм и щепетильное соблюдение пропорций. Зато наши специалисты не знают себе равных в создании достоверной анатомии.

Да и вообще многим хотелось заниматься и многое уже попробовал: и аэрографию (аэрография в магазине HULK — работа Антона), и картины пишу. Стараюсь себя проявить во многих областях творчества. Даже фужеры делал, но работу эту забросил — очень уж пыльно.

Хорошо, когда хобби, помимо удовлетворения, приносит ещё и профит. Скажи, заказчики тебя сами находят? Или процесс поиска ложится целиком на твои плечи?

Ищу, но пока что не особо получается. Все хвалят, но никто не покупает — цена всё же кусается. Скорее всего, я всё таки недостаточно активно ищу хотя бы в силу того, что совершенно не умею себя рекламировать, да и побаиваюсь расставаться со своими работами, если честно. Хотя когда мы ездили в Калининград на ярмарку — продал бабочку.

Но особый фурор тогда вызвал дракон — тот самый, с движущимися крыльями. Мы тогда придумали гениальный бизнес план: поставили перед драконом кружку и начали всем предлагать его «покормить». В кружку кидали монету, а я включал крылья с помощью кнопки. До сих пор вспоминаю собравшуюся перед драконом толпу мужчин которые гадали, что за таинственный механизм приводит крылья в движение.


Не хочу продавать дешево ещё и потому, что в некоторых скульптурах я использую совершенно уникальные вещи, настоящие артефакты. У меня, например, есть искусственный сердечный клапан, который долгое время находился в человеке, есть разорванный пистолетный барабан и куча других винтажных и красивых вещей. Я обязательно использую эти элементы в своих дальнейших работах, которые будут уже не просто скульптурами: у них появится собственная история.

Дело в том, что посетители ярмарок не всегда готовы платить такие деньги. В основном все приходят просто присмотреть какую-то разделочную доску, платочек или серёжки для внучки и тому подобное.
Хотя и частные заказы тоже случаются. Вот буквально недавно закончил скульптуру ангела для ритуального агенства. Задачей было создать форму, с которой заказчик сделает слепок, чтобы в дальнейшем отливать скульптуры самостоятельно. На всю форму, кстати, ушло более 25 кг пластилина.


https://www.instagram.com/p/BQyfQehFYjs/


Если говорить о стоимости, то какова средняя цена твоих изделий?

Средний ценник я рассматриваю исходя из количества потраченных деталей, времени, и того, насколько сложно мне будет с этой работой расстаться. Если это будет например рак, на которого я потратил кучу времени, то и цена будет высокой. Но если сказать совсем грубо — цены начинаются от 90 долларов.
Поэтому я решил делать упор на множество мелких штук: это и вышеупомянутые свечки и гипсовые головы, открытки, печатная продукция. Ну а привлекать посетителей буду большими скульптурами.


Очень помогла и прошедшая в краеведческом музее выставка. Мною заинтересовались газеты, пригласили на прямой эфир на ТВ. Хотя в статьях почему-то частенько пишут довольно странные вещи.

l

Я — скульптор-самоучка.

l

Почему самоучка?! Я 5 лет учился скульптуре, и ещё больше времени работал в этом направлении! Упоминают и каких-то динозавров среди моих работ. У меня нет динозавров, у меня — драконы. И как их можно перепутать — я, хоть убейте, не понимаю. Хотя не исключено, что это просто я наплёл что-то не то журналистам.
Ещё все почему-то считают моего большого дракона на улице — последней моей работой. Хотя это не так! Последний — тот самый, с движущимися крыльями. Он намного круче и сложнее.

Насчёт украшений. Стимпанк-подвески, серёжки, кулоны и прочая бижутерия пользуется огромным спросом. Не думаешь это реализовать?

Украшения — работа по принуждению. А я люблю работать по вдохновению. У меня был например заказ на ящерицу. Я тогда просидел целые сутки, но так ничего и не сделал — ну не могу я придумать ящерицу.
Тут ведь всё пляшет от детали. Я беру какую-то запчасть, и вижу в ней лягушку, например. Автоматически в голове вырисовывается нужная анатомия и пропорции.

А если видения нет, то и создать что-то достойное будет весьма проблематично.

Тебя часто спрашивают, что самое интересное и самое приятное в твоём ремесле. А мы пойдём от обратного — что тебе даётся труднее всего?

Самая сложная и скучная часть работы — очистить детали от подтекающего мазута, грязи, и тому подобных вещей. На это уходит от 70 до 90 процентов всего рабочего времени. Из-за этого многие скульптуры так и остались в гараже. Скрепить — скрепил, но до очистки руки просто не дошли.
Сам процесс создания скульптуры не такой уж и времязатратный. Рыба-топор и осьминог, например, сделаны за сутки. Да и в целом практика «4 больших работы за 4 дня» — норма.

Так было и с выставкой в краеведческом музее. Презентовали тогда эту выставку довольно серьёзно — и на радио, и на телевидении.

А я вдруг понимаю, что у меня мало работ, и они все миниатюрные. Нечем удивить посетителей, нету изюминки.

Выручил большой дракон, у которого на тот момент была сделана часть головы и что-то похожее на лапы. Набор железа и 4 дня в запасе — должен успеть! Жена тогда носила мне обеды в гараж, в котором я пропадал целыми днями, на руках остались ожоги от сварочной окалины, но дракона доделал. Как сейчас помню реакцию работников музея, когда они приехали забирать работы — о драконе-то они не знали!

Мы тогда накрыли его большим покрывалом во время выставки, потом снимаем это покрывало, и в зале начинает подниматься восторженный гул. Такие моменты очень вдохновляют! Художник и правда не может существовать без зрителя!

l

До этого все мои работы оставались дома, я их никому не показывал, делал чисто для себя. И если честно думал, что занимаюсь какой-то дурью.

l

Как получается совмещать работу и хобби?

Как у преподавателя, у меня бывает куча свободного времени. Основная масса крупных работ рождается летом, во время каникул. А всю мелочь можно крутить и долгими зимними вечерами.

Мне почему-то кажется, что я слишком много ленюсь и сижу дома. Хотя постоянно стараюсь что-то рисовать в блокноте, скетчбуке. Как-то было время, что всё железо стояло на работе в школе. Ученики мне помогали, вызывались сортировать всякие болтики.

l

Школьники — самая отзывчивая аудитория. Постоянно всем интересуются, спрашивают, помогают.

l

Я в свою очень стараюсь общаться с ними как со взрослыми людьми, выстраивать дружеские отношения, учить тому, что умею сам: отливать свечки из форм, например. К тому же я вёл у них моделирование — мы собирали конструкции из ложек. Первое время было довольно сложно — дети часто просто не всегда понимали, чего именно я от них хочу. Но главное — разрушить стереотипное мышление. Дальше уже разыгралась фантазия, и ребята начали создавать очень крутые вещи!
Мне, если честно, нравится преподавать. Плюс у нас всё таки целая семейная династия: мама, тётя, дедушка и бабушка — преподаватели. Хотя в прошлом году я серьёзно думал бросить работу в школе и с головой уйти в иллюстрирование.

Но у преподавания есть и свои плюсы. Мне как педагогу предложили бесплатно поехать в Щецин вместе с ребятами — провести мастер-класс. Во время этой поездки я приобрёл множество новых знакомых, да и польский подтянул заодно.

Местная публика встретила очень круто, и у всех один и тот же вопрос — как это вы всё придумываете без чертежей? А чертежи все у меня в голове — остаётся просто подбирать детали.

Ну и напоследок — что можешь посоветовать тем, кто только начинает пробовать себя в творчестве?

Главное, да и не только в моём ремесле — никогда не нужно бояться ошибок. Потому что именно неудачи ограждают от больших ошибок в дальнейшем. Если тебе нравится твоё занятие, если оно приносит моральное удовлетворение — никого не слушай, никому не пытайся угодить и не бросай это дело! Жизнь — слишком короткая штука, чтобы растрачивать её на то, чтобы люди сказали, что ты занимаешься «важным делом» вроде работы банкиром или тому подобное. Сейчас, к сожалению, даже дети становятся слишком прагматичными — уже в начальной школе они выбирают прибыльные, но скучные профессии, в которых ты никогда не найдёшь возможность самореализоваться.

И последнее: постоянно критикуйте себя и свои работы, иначе никакого прогресса не будет. Ведь именно в тот момент, когда ты решишь, что создал «идеальную работу»  — твоя карьера художника подходит к концу.

Фото — Роман Чмель

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: