Искусство, творчество и любовь. Рецепт одного педагога

Сейчас, во время технологий и “этих ваших интернетов”, мы все чаще забываем о самом главном. А что же самое главное? Конечно, дети. Поговорили с педагогом-волшебником, художником и просто хорошим человеком — Ольгой Стрижнёвой, которая не понаслышке знает о детском творчестве и трудностях художественного воспитания. 


Расскажи, как ты пришла к профессии арт-педагога?

Я на самом деле очень много об этом думаю, потому что иногда спрашивают. И я не помню! (Улыбается). Я замечаю, что у некоторых женщин наступает определенный возраст, когда они начинают любить детей. У меня такого не было: я и в 12 лет любила детей, и в 16, и сейчас люблю. И если бы у меня на данный момент были свои дети, я бы их тоже любила.

Конечно, в детстве я много рисовала. Если честно, это был такой счастливый период!  Нас с подругой никогда не отправляли в лагеря, потому что мы всегда были заняты творческой деятельностью: ставили какие-то спектакли, писали сценарии и занимались прочими интересными вещами. Как оказалась, все это не прошло бесследно.

В педагогический университет я пошла отчасти потому, что не было другого выбора. На архитектора я не рискнула идти из-за своего зрения, да и не была уверена, что это именно то, чего я хочу на самом деле. А так как во внимание нужно было принимать и финансовую сторону вопроса, оставался только наш брестский факультет художественно графических дисциплин, ведь ехать в другой город – это тоже лишние расходы. Когда я училась, то не думала, что хочу стать педагогом. И тем не менее эта профессия мне всегда нравилась. Наверное, все началось с покупки книги Сьюзан Шейк “Художественная мастерская”, которую я купила на 5-м курсе университета.  Именно тогда я поняла, что можно заниматься с детьми не так, как сейчас принято в школе.

Я работаю уже четвертый год и понимаю, что дети и творчество – неотъемлемая часть моей жизни.

В центр “Инсайт” я попала по распределению, и, наверное, из всей нашей группы в университете, я – единственный человек, который осознанно строит все свои планы вокруг этой профессии.

Как бы ты поступила, если бы после университета тебя распределили в обычную школу?

Наверное, я бы сопротивлялась устоявшейся там системе преподавания.

У меня, как и всех студентов, во время учебы стоял вопрос: «Где бы подработать?». И как-то в садике, где работает моя мама (она тоже воспитатель), требовался учитель рисования. Но, наверное, мама чувствовала, что я как-то идеалистично воспринимаю свою профессию, потому что она говорила: «Ты, конечно, можешь там поработать, но пойми, творчеством там ты заниматься не будешь. Нарисуешь рисунки за всех и представишь этот результат родителям».

Иногда, бывает, я захожу в общеобразовательную школу и замечаю, что мне жалко педагогов, которые столкнулись с нашей системой образования.

Однажды я сидела в холле одной из таких школ и размеренно листала что-то в телефоне, а рядом стояли дети и о чем-то переговаривались. Через некоторое время подошел педагог и спросил следующее: «А чего вы здесь сидите? Где вы должны быть сейчас? Какой у вас урок?» Тогда я поняла, что мне не предъявили претензий только по одной причине: я не учусь здесь.

И ведь на самом деле, это грустная ситуация не только потому, что дети не могут спокойно посидеть даже в холле школы (а ведь у ребят была “форточка”), но и потому, что преподаватели, поработав в подобном учреждении, начинают совсем по-другому мыслить. А возможно, они тоже шли туда со светлыми мыслями и большими надеждами. Поэтому я действительно рада, что сейчас имею возможность заниматься творчеством.

Ты постоянно рисуешь что-то с детьми. А есть ли у тебя свои художественные работы?

Да, но воплощенных личных задумок немного. В основном — накопленные работы в процессе выполнения заказов или скетчи, потому что не всегда есть время заниматься подобным делом.

Конечно, это немножко обидно, ведь хочется все успеть. Но вот совсем недавно на выставке «Усе разам» как раз были представлены две мои работы, да и на прошлых выставках тоже несколько работ выставлялись.

Расскажи, откуда черпаешь свое вдохновение?

Иногда я думаю, что мне так легко с детьми, потому что я сама еще немного ребенок. И как детям все интересно, так и я стараюсь попробовать себя в разных областях. Поэтому, когда кто-то просит сделать что-то в компьютерной графике, расписать стену или смоделировать декорации или костюмы, я только “за” – ведь это всегда новый опыт и новые впечатления. А если еще и кому-то нравится, то мне вдвойне приятно (улыбается).

Мне часто говорят: «Ты так любишь детей». И это, несомненно, так.

Для меня дети – это обычные люди, и люблю я их так, как обычно любят людей.

Я встречаю в них тех, с кем мне очень интересно, потому что у нас общие увлечения и даже похожие взгляды на жизнь. Я ко всем отношусь с уважением, но вот иной раз смотришь на какого-нибудь ребенка и думаешь: «Ну, какой же он классный!» – и это очень радует и вдохновляет.

Ты каждый день сталкиваешься с детской фантазией и воображением. А у тебя самой есть заветная мечта?

Наверное, такие вещи нельзя говорить, когда тебе 26 (улыбается). Но у меня много заветных желаний: я мечтаю и сняться в кино или снять кино, и написать сценарий, и  написать книгу, и выступать с концертами… Хотя я понимаю, что это фантастические мечты. Так что, если у меня в жизни что-то подобное случится, я подумаю: «Как же здорово, что моя мечта сбылась».

Конечно, при всем этом я осознаю, что в жизни невозможно сделать многое и сделать это на хорошем уровне. Поэтому, наверное, если бы я пришла к психологу, он бы мне сказал: «Тебе нужно выбрать что-то одно. Подумать, что для тебя важно». Но я не хочу от чего-то отказываться! И к психологу по этому вопросу я не пойду (смеется).

Помимо арт-педагогики, ты занимаешься модельной деятельностью. Расскажи, не тяжело совмещать подобного рода занятия?

В физическом плане иногда бывает трудно. Потому что всегда есть какие-то идеи, которые хочется реализовать, а элементарно не хватает времени.

Лично для себя я не вижу в модельной деятельности потенциала для самореализации. В том, что тебе скажут: «Эта девушка красивая», ничего особенного нет.

Да, было время, когда мне хотелось красивых фотографий, но сейчас их поднакопилось, и мой интерес постепенно угас. Однако, в модельной школе я преподаю дефиле и фотопластику, и мне всегда интересно наблюдать за переменами в девушках, их профессиональным ростом и результатом своей работы.

Правда, что взрослых учить тяжелее?

На самом деле нет. Взрослые в чем-то похожи на детей: такие же «чистые листы», на которых можно ваять все, что угодно (улыбается).

Намного тяжелее учить подростков. Такое чувство, что у них в голове борются одновременно все авторитеты мира.

Иногда мне кажется, что выглядит это примерно так: «Ну чего она мне говорит, я не буду ее слушать. Я взрослый человек», и в то же время: «Она вроде интересно рассказывает, надо ее послушать, хочу быть похожей на нее». Поэтому с ними трудно работать: ведь ты не видишь никакой реакции и не понимаешь, с какой стороны лучше “подойти”.

Но в последнее время, и с детьми работать стало сложней. В 4 года малыши умудряются прийти настолько «заштампованными», что невольно удивляешься.

Конечно, сейчас много разнообразных обучающих кружков, но не всегда они приносят пользу. Все-таки главное — воспитание и хороший пример, поданный родителями.

Иногда создается чувство, что никто не занимается развитием воображения и фантазии своего ребенка. Когда я стараюсь вызвать детей на какой-то разговор, чтобы они передали свои ощущения, например, после прочтения сказки, то понимаю, что дети не читают сказки. А мультик – это уже созданный образ – ноль для фантазирования. Они нарисуют то же самое, что увидели на экране.

Конечно, тяжело кого-то в этом винить. Мы живем в опасное время – время виртуальной реальности и социальных сетей. И, наверное, действительно стоит задуматься, достаточно ли времени мы уделяем своим детям?

Мы мало читаем им, мало разговариваем. Всегда видно ребенка, с которым дома общаются: читают сказки, интересуются его мнением, рассуждают вместе. Такие дети сами приходят и говорят, чем бы они хотели заняться на уроке. Материалов у нас хватает: краски, цветная бумага, карандаши, журналы для коллажей, свечи для граттажа и прочие – на любой вкус и цвет, стараюсь на своих уроках выбирать что-то одно: технику или идею.

Я совершенно не понимаю, как можно требовать от всех детей одинакового результата.

Мне кажется неправильным, что некоторые до сих пор покупают книги типа «Как нарисовать белку за 5 шагов» – это же чистая глупость, ваш ребенок не станет от этого рисовать лучше.

Именно поэтому мое знакомство с книгой Сьюзен Швейг было настоящим откровением: абсолютно простые подходы, и все для того, чтобы ребенок пробовал, развивался и придумывал что-то сам.

Но если я все-таки хочу нарисовать белку, а все безрезультатно?

Я всегда стараюсь поговорить с ребенком на эту тему. На доске или на листочке можно начать рисовать. Я задаю вопрос: что есть у белки, чего нет у других животных? Иногда это действительно очень помогает.

Конечно, после лет 8-9 лет есть смысл идти учиться в художественные школы и рисовать там с натуры тех же белок и других животных. Однако, опять же, не срисовывать с книжки, а рисовать с муляжей или чучел.

Используешь ли ты на своих занятиях какие-то другие виды искусства?

Например, мы придумываем свои мультики. Иногда мне хочется, чтобы они дети составили какой-то сценарий, или сделали что-то в виде комиксов. Однажды мы пытались изобразить визуально определенные звуки. Сейчас на подходе детский лагерь, и наш педагог по музыкальному искусству готовит настоящую музыкальную группу, для которой мы будем рисовать обложки альбомов. Я думаю, это будет очень интересно.

А иногда бывает так: я им что-то рассказываю, рассказываю и понимаю, что сама увлечена больше, чем сами дети. И когда они в ответ спрашивают: «А можно мы не будем ничего придумывать, а просто нарисуем?», я понимаю, что даже среди детей иногда тяжело найти единомышленников.

Какие советы ты бы дала родителям, дети которых стремятся заниматься творчеством?

Наверное, самый простой и лучший совет – это больше разговаривать и больше читать с детьми. Я тоже люблю разговаривать со своими детьми на темы, которые, на первый взгляд, кажутся довольно странными. Вот, например: “Что было бы, если б мы жили на дереве?” или “Как было бы здорово, если б мы полетели на Луну!”.

У меня есть идея написать книжку с детьми. Я сама, как только научилась выводить буквы, придумала свою книжку, которая называлась «Про маму неваляшку и дочку неваляшку», куда вошли наши с мамой диалоги. Конечно, она вызвала у мамы удивление, и после прочтения она стала намного внимательнее относиться к тому, что мне говорит. Всем советую предложить детям написать сказку о своей семье. Увидите себя глазами ребенка.

Как поступать и какие меры предпринимать в случае, если ребенку “не дано”?

Здесь нужно сказать, что до 7-8 лет дети примерно все одинаково проявляют свои способности. После этого возраста у них может абсолютно пропасть интерес к рисованию.

Основная ошибка родителей, которые приводят своих детей на ИЗО – желание непременно вырастить из них художников. Они должны понимать, что это не самоцель.

Главное – научить их образно мыслить и развивать подобное мышление. Поэтому для меня гораздо ценнее, когда ребенок выходит с черным “замаляканным” листом, но я видела, как он целый урок старался, и у него рождалась какая-то своя особенная и уникальная история, нашедшая отражение на бумаге.

В отличие от других педагогов художественной деятельности, ты стремишься идти “за” ребенком в его творческом поиске. Заметила какие-то минусы в подобной методике обучении?

Не могу сказать, что минусов нет. Я постоянно нахожусь в поиске и открываю для себя какие-то недочеты. Большая проблема – найти ту аудиторию, в первую очередь, родителей, которые будут понимать суть данного метода и наберутся терпения, чтобы дождаться результата.

Важно понимать: для ребенка рисование – это попытка упорядочить и отразить окружающую действительность. Конечно, нужно оно далеко не всем. Но рисование развивает фантазию и мышление. А это, в свою очередь, перерастает в миллион занятий, в которых данный навык может пригодиться.

Я всегда замечаю одну вещь: очень многие выступают против решебников по математике, но вот когда дело касается рисования – ребенку дают образец и говорят: «Рисуй вот так».

С таким подходом он не сделает никаких выводов и уж точно не научится смотреть и видеть.

Твои уроки – настоящая мечта любого ребенка. Все дело в игре?

На самом деле нет. Конечно, может показаться, что все мои занятия проходят в форме развлечения и носят игровой характер, но это не так.

Наоборот, я даю детям возможность побыть взрослым. Именно поэтому я не люблю клеенки на столах и чрезмерно «детские» вещи. У нас здесь ножницы похожи на ножницы, карандаши – на карандаши, без всяких там букашек и зверюшек. Я постоянно им намекаю, что здесь у нас мастерская, а мы художники, и у нас есть какие-то задачи. Ведь художник не просто рисует, а передает какую-то идею. Через некоторое время это дает свои результаты.

Особенно приятно, когда родители приходят и говорят: «Но ведь он никогда не рисовал», а ребенок на уроках произносит такие слова, как «композиция», «оттенки», «палитра» – разве это может не радовать?

Расскажи о своем проекте «Дети делают дизайн»?

Я всегда собирала детские работы, очень простые и искренние. Сейчас их накопилось такое количество, что хочется этим поделиться. На самом деле, этот проект я делаю больше для себя, чем для кого-то. И если бы я организовывала детские выставки, то я б, наверное, просто вставляла в огромную раму с металлическими тонкими ободками маленький детский рисунок и думала, что это идеально! Это своеобразный ответ дизайнерам и иллюстраторам, потому что детское творчество вполне может конкурировать с взрослыми дизайнерскими работами. Детский рисунок – это чистое выражение эмоций.

Как ты бы прокомментировала детский рисунок в качестве логотипа к 1000-летию Бреста?

Конечно, на эмоциональном уровне он мне понравился. Я подумала, что было бы неплохо его профессионально перерисовать и представить на конкурс уже отредактированным. Однако, если в нем нет никакой идеи, то, наверное, не стоит делать логотипом города изображение без смысла.

Расскажи, в чем основное отличие арт-педагогики от арт-терапии?

Разумеется, арт-педагогика — это своеобразное направление педагогической науки, в рамках которого у детей появляется возможность с помощью выразительных средств погружаться в обучение и развиваться, в то время как арт-терапия используется в качестве своеобразного “лечения” для всех, кто нуждается в подобном.

На занятиях арт-терапией, которые посещают преимущественно, взрослые, я замечаю, что их тяжелее “сломать”. Однажды один мужчина после арт-терапии сказал: «Боже, я никогда так не уставал». Конечно, так не должно быть (смеется). Поэтому я всегда стараюсь все объяснения преподносить в самой простой форме, совсем как для детей.

И, конечно же, начать учиться рисовать никогда не поздно. Если у человека есть талант, он проявится в любом возрасте, нужно лишь создать благоприятную для этого среду и верить в свои силы.

Фото — Роман Чмель

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: