10 фактов из лекции «Старинное фото: портреты и мода»

Фотография в XXI веке более чем доступна. Сделать автопортрет проще, чем приготовить ужин. Теперь найти фотографа для целой серии отличных снимков – не проблема. Для нас фотография – это быт, а для наших предков поход в фотостудию был целым событием.


«Старинное фото: портреты и мода» выставка, которая смогла показать цену фотографии. До 5 мая в Областной научно-технической библиотеке каждый может увидеть фотокарточки рубежа XIX и XX столетий из коллекции краеведа Петра Ольшевского, а также модные наряды того времени из гардероба Елены Воробей. На вернисаже организаторы выставки читали лекцию об истории белорусской фотографии и истории костюма. Бинокль составил небольшой конспект интересных фактов.

Факт № 1

На выставке много снимков 19-ого века. Одна из самых ранних – работа В.Ренделя, которая датируется  1860 годом.

Факт № 2

Уже в XIX веке фотографы стремились польстить клиенту, и с помощью ретуши «улучшали» его внешность. «Порой это доходило до абсурда». – рассказывает Пётр Ольшевский, – «В некоторых альбомах можно найти разные фотографии, где черты лица одной и то же личности сильно отличаются. Например, меняли форму бровей».

Факт № 3

Если говорить о фотохудожниках Бреста, то больше всего собрано сведений о Владиславе Весненском.  Свою первую студию на улице Шоссейной (нынешний проспект Машерова) он выкупил у другого фотографа, Карла Шаулинского. Вторая студия В. Весненского располагалась на улице Медовая, которая сейчас называется Карла Маркса. Дом сохранился до сих пор, и недавно был отреставрирован. Кстати Весненский похоронен на католическом кладбище.

Факт № 4

В наше время ни один фотограф не отдаст снимки клиенту, не поставив на портретах свой логотип, который не только защищает от плагиата, но и выполняет роль бесплатной рекламы. Фотохудожники прошлых столетий тоже не оставляли свои работы безымянными, для этого служили определённые формы: визит-карта и кабинет-портрет. Отличались они прежде всего размером: визитка – 54х92 мм, а «кабинетка» – 100×137 мм. Позитивные отпечатки крепились на картонную основу, на которой фотограф и ставил свои инициалы.

Факт № 5

Некоторые персоны «кочевали» из одной фотостудии в другую. Таким, например, является неизвестный полицейский. У Петра Ольшевского изначально была фотография полицейского с семьёй, которая была сделана во Вроцлаве учителем «светописи», Штайнером. Позже обнаружилась визит-карта мужчины из салона Весненского.

Факт № 6

На фотокарточках можно наблюдать, как менялись тенденции в моде. На ранних снимках девушки одеты в платья с ярко выраженной тонкой талией. В XIX веке добивались такой фигуры отнюдь не физическими упражнениями, а корсетом, который деформировал грудную клетку и смещал внутренние органы, что было чревато регулярными обмороками. Для моды 1920-ых годов характерно освобождение от «корсетного рабства».

Факт № 7

На выставке можно «заглянуть» барышням под юбку: среди прочих экспонатов представлен комплект дореволюционного белья. Он состоял из рубашки и панталон, соединяющихся в районе пояса. Более открытое бельё считалось неприличным.

Факт № 8

На рубеже веков женщины только начинали носить брюки . Первая модель – это брюки-пуфы, напоминающие штаны национального костюма украинцев.

Факт № 9

Уникальна эволюция купального костюма. Оказывается, изначально барышни могли плавать только в специальных павильонах. Сами «купальники» представляли собой платье, по форме напоминающее цыганскую кибитку без дна.

«Не утонуть в таком комплекте сложно, поэтому дамы не плавали, а благородно тонули», – смеётся историк моды Елена Воробей. Женщины редко позволяли себе окунуться в водоёме, ведь под таким одеянием всё также держит форму неудобный корсет. Если дама на это всё-таки решалась, то ей приходилось ходить в мокром корсете весь оставшийся день. С начала ХХ века купальный костюм начинает укорачиваться, превращаясь в платье с панталончиками чуть ниже колен.

Факт № 10

Сегодня население Беларуси не сомневаются, что их предки носили рубашку-вышиванку, которая является обязательным атрибутом белорусского наряда. Однако Елена Воробей считает, что этот элемент одежды нельзя отнести к национальному костюму: « Вышитые изделия из доматканной ткани свойственны для населения сельской местности. Мы как наследники ВКЛ тяготеем к Европе. Наряд белоруса – это кунтуш, жупан и шапка с мехом». Это только после революции мы начали принимать более деревенский вариант.

фотографии — Катя Никитина

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: