Искусство на грани сумасшествия

В Брестской крепости 22 сентября прошел перфоманс «Ушанаванне», приуроченный к открытию выставки “Конкретно-эмоциональное: между памятником и ритуалом” в пространстве КХ. В связи этим Бинокль” решил разобраться, что же это за явление такое и с чем его едят.


Если во время прогулки по улице вы вдруг увидели человека, который застыл в замысловатой позе, да еще и прихватил с собой, к примеру, чайник,  или вовсе тянет что-то похожее на сапог за собой на шнурке — не пугайтесь, скорее всего, это очередной перфоманс. Ну, или он просто не в себе.

Для всех непросвещенных, перфоманс — это одна из форм авангардного искусства, представляющая собой публичное действие человека или группы людей, направленное на то, чтобы донести до зрителей какую-либо острую проблему, либо посыл автора. Любому перфомансу характерны четыре обязательных составляющих — время, место, тело художника и отношение художника и зрителя.

Если открыть всемирную паутину и порыскать на тему «интересные перфомансы» — можно очень увлекательно провести часок-другой.

1419981214_marina-abramovich-v-prisutstvii-hudozhnika-2012-1

Вот, к примеру, «бабушка перфоманса» (да,да, ее действительно так называют)  — Марина Абрамович: женщина родом из Югославии, прожила на данный момент 69 лет и всю жизнь занимается перфомансами. Примечательно то, что большинство работ Абрамович связано с нанесением себе физических увечий: к примеру, в своем перфомансе «Ритм 10» Марина втыкала перочинный ножик между ратопыренными пальцами руки, а когда резалась — брала следующий из 20 приготовленных ножей и повторяла игру. «Ритм 5» был прерван одним из зрителей, который не выдержал: Абрамович лежала в центре горящей звезды, и через некоторые время начала задыхаться от потери кислорода. Художницу доставили в больницу с многочисленными ожогами лица и тела.

В ходе перфоманса «Дом с видом на океан» Марина Абрамович провела 12 дней в трех «комнатах», без еды и одежды (да, да, она вообще очень любит обнажаться перед зрителями). Действо заключалось в следующем: она смотрела на зрителей, ходила в туалет и пила воду. Осложняло задачу то, что перебраться из комнаты в комнату можно было лишь спустившись по лестнице, в которой ступени заменяли заточенные ножи. Сие «представление» призывало людей забыть о чувстве времени.

Одним из самых экстремальных своих перфомансов Марина Абрамович считает «Ритм 0». Художница предоставила себя и 72 разнообразных предмета в свободное пользование зрителям на 360 минут. Тем самым показав, насколько далеко может зайти человек во вседозволенности.

По-своему отличился немецкий художник-перфомансист Йозеф Бойс. Когда в 1965 году в дюссельдорфской Galerie Schmela открывалась выставка Бойса, зрителей поначалу не пускали в галерею, и они через окна наблюдали, как художник, с головой, намазанной медом и покрытой сусальным золотом, перемещается по залу с мертвым зайцем в руках, объясняя ему значение своих работ. Этот перфоманс вошел в историю под названием «Как объяснить картины мертвому зайцу» (и активизировал толпы разъяренных защитников животных).

how-to-explain-pictures-to-a-dead-hare-jpg-large

В Беларуси (да-да) в декабре прошлого года проходил перфоманс в защиту прав инвалидов по слуху. Молодой человек вышел на площадь возле ратуши в Минске, надел специальные перчатки, пропитанные горючим веществом, и поджег их. На груди у активиста красовался плакат «Мы будем гореть — им будет плевать!» Своими действиями он пытался донести до властей мысль о том, что люди с ограниченными возможностями не могут вызывать службы экстренной помощи.

Несмотря на очень провокационное содержание работ художников-перфомансистов, в мире огромное количество почитателей данного направления. В частности, недалеко от Нью-Йорка, в г. Гудзон, пользуется огромной популярностью MAI— Институт перфоманса Марины Абрамович, призванный приобщить молодое поколение к неординарному виду искусства.

И вот, просмотрев внушительное количество видеозаписей и прочитав пару десятков статей, невольно задаешься резонным вопросом — где грань между искусством, психическим расстройством и желанием привлечь внимание к своей персоне? Можно ли считать человека,который сознательно наносит себе увечья, или нагой/ распятый/ с мертвым животным в руках предстает перед публикой, здоровым человеком и тем более — художником? Ведь не случайно в медицине существует термин «самоповреждение», относящийся к психическим растройствам.

Можно ли назвать человека, который собирает фоторепортеров, ТВ, журналистов, для того, чтобы совершить некое действие (с глубочайшим смыслом, естественно), полностью отдавшимся искусству? Либо он просто устраивает скандал вокруг собственной персоны и хочет славы?

Либо люди настолько зашились в своих норах, настолько упоены нормами общественного поведения, что любое отклонение от системы в виде провокационного поведения сразу вызывает агрессию и желание упрятать в соответствующее учреждение? Эдакий отголосок социалистической системы.

34496

Ответ на этот вопрос для каждого свой. Возможно, люди пока не очень охотно воспринимают новые (порой скандальные и неординарные) направления искусства, ведь перфоманс как жанр зародился лишь в 50-х годах прошлого столетия. Но тут же возникает мысль — если тебя что-либо беспокоит, стоит ли столь провокационным способом пытаться привлечь внимание общества и навязать свою личную точку зрения? Сразу на ум приходят вездесущие веганы/ вейперы/ борцы за права животных, громогласно заявляющие о том, что правы лишь они, а все остальные должны чувствовать чуть ли не вину за свою точку зрения и образ жизни.

P.S. Ладно, ну а заяц-то в чем виноват был?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: