На Радовницу жителям села Прилуки (Брестский район) разрешили посетить старое кладбище. Впервые с 1946 года — в тот год Советский Союз провел «пограничную полосу». Сёла над Бугом тогда попали под отселение. Прилуки, Заказанка, Дуричи, Збунин — жители десятков сёл были вынуждены покинуть свои дома. Это была человеческая драма, а иногда и трагедия. О ней до сих пор мало известно, сообщает NN.BY
Жителей не пускали даже на кладбище, оно находится к юго-западу от села Прилуки:
Кладбище там старинное. И вообще, Прилуки и Заказань (ныне — Заказанка) — старинные селения. Здесь, на песчаных холмах в долине Буга, люди живут беспрерывно на протяжении 10 тысяч лет.
Так выглядят эти места из космоса:
В 2017 году стараниями отца Дмитрия, нового священника Покровской церкви в Прилуках, которые нашли понимание у пограничников, жители получили возможность посетить старое кладбище без пропусков, по паспортам. Стариков пограничники подвезли на своей машине. Одна женщина, садясь в автомобиль, заплакала от переполнявших ее эмоций.
Крестный ход, или по-старинному — «процессия», шел по тому полю — «лука» означает приречный луг, огибаемый рекой в ее излучине, — которое давным-давно дало название Прилукам.
От кладбища за 70 лет мало что осталось: десятка два полуразрушенных памятников.
Наталья, сестра певца и композитора Игоря Корнелюка (он корнями из этих мест), нашла могилу своей бабушки Акулины. Та умерла 30-летней в 1935 году. «У меня слезы потекли!» — говорит она.
Наталья принесла с собой цветы.
Церковные активисты приступили к расчистке старинного кладбища.
На кладбище установили железный крест. Как вспоминают пожилые люди, на кладбище деревьев не было, теперь же здесь вырос лес.
Возможно, когда-нибудь удастся идентифицировать и восстановить те плиты, которые упали и ушли в землю.
А если установить охранные знаки на сохранившихся здесь, древних курганах, тогда это место станет не только местом памяти, но еще и уникальным историческим памятником — кладбище как связь времен и, одновременно, жертва отселений, происходивших в ХХ веке.
Основательнице театра и арт-пространства «Крылья Холопа» из Бреста Оксане Гайко удалось найти могилу прадеда Емельяна Горбатюка, который скончался в 1937 году.
«Чувство нереальности, — написала Гайко у себя в фейсбуке, — хоругви и вышки, проволока и свободно бегущие по полю олени, пограничники и певчие, люди, вспоминающие, где что находилось на этом «поле», остатки могил и истории, истории… Все искали и почти никто не мог найти своих родных на этой отобранной у людей могильной земле. Могилы моих прадеда и прабабки — почти единственные сохранившиеся, потому что «вин богатый був»… — пишет Оксана Гайко. Она с горечью добавляет: «Мне не дали пойти дальше кладбища и увидеть место, где стоял отобранный у деда дом, лес и озера».
Отец Дмитрий в своей краткой речи напомнил, что люди воскреснут и восстанут на Страшный Суд с того места, где они были похоронены. Пусть же это место будет ухоженным, сказал он.
Как пишут энциклопедии, на месте старых Прилук и Заказанки выявлены следы стоянок мезолита, неолита и поселений времен Средневековья. Одно из урочищ недалеко от Заказанки называлась Городище. Сохранились курганы XIII века. На польском берегу Буга, в Костомолотах, хранится образ святого Никиты, подаренный в 1631 году жительницей села Прилуки «Феодорой с мужем и сыновьями». В XVIII веке Прилуки были центром волости, а соседняя Заказанка, расположенная на острове между рукавами притока Буга Спановки, обозначена на картах как «Заказанье».
В 1905 году в Прилуках насчитывалось 1459 жителей. К 1921 году численность населения сократилась до 383 человек — остальные погибли во время «беженства» в России.
Выселение людей с границы было типичным для советского тоталитаризма решением. Отгораживались даже от стран «народной демократии». В «пограничную полосу» попала 800-метровая от реки зона. Между тем, большинство сел издревле стояли над рекой. Для сравнения: на другой стороне Буга, в Польше, все остались жить на своих местах, даже если дом стоял в 20 метрах от Буга.
«В Старой Заказани у нас был сад большой, свои пчелы. А на новом месте — ни яблоньки. В колхозе работали за трудодни, «за палочки», как говорили. А мне летом так хотелось яблочка… А купить не за что. Бывало, увижу на улице огрызок, помою его и съем, — рассказывает уроженка Заказанки Валентина (девичья фамилия Корнелюк). — А дед мой Григорий так любил пчелами заниматься. Он выселения не перенес. Выйдет из дома, сядет и смотрит на запад, где вся жизнь осталась. Так и умер, змарнив», — рассказывает Валентина.
В низинах над водой видна работа бобров. А из кустов при нас выскочили три косули. В пограничной зоне, как в заповеднике, приволье зверью и рыбе. «Я видел стадо из шестидесяти косуль!» — рассказал сопровождавший нас лейтенант-пограничник.
Источник информации: NN.BY
Для отправки комментария необходимо войти на сайт.