«Железная эстетика и железная пошлость». Интервью с кузнецом Сергеем Денисюком

Какой он, современный кузнец? Опыт работы в Америке, собственная кузница, книги по бизнесу и Dave Mattews Band в наушниках — мы познакомились с человеком, который разрушил наше представление о мастерах кузнечных дел. 


Расскажите, как Вы пришли к подобного рода занятию? С чего все началось?

Мне, как и любому другому ребенку, была свойственна тяга к творчеству. Все дети играют, мастерят, рисуют, поют. Часто, под влиянием внешних условий и по мере взросления, человек перестает чувствовать мир так тонко, как в детстве — тяга к творчеству постепенно затухает, интересы меняются. К счастью, моя потребность рисовать, создавать что-то, всегда оставалась со мной — я рисовал в школе, в художественном училище, затем на легендарном витебском «худграфе».

 
 
 
 

В детстве я обращал внимание на то, как в книжных иллюстрациях какой-то каллиграфической закорючкой было обозначено крыльцо или козырек дома. Теперь я понимаю, что инстинктивно интересовался железом. Я спрашивал себя: кто те люди, которые это делают?

Так случилось, что в той городской среде, где я рос, и намека не было на присутствие металлического декора: либо война уничтожила, либо растащили на металлолом. Потом выяснилось, что только на старом кладбище остались кованые шедевры.

В компании, куда я пришел работать дизайнером, занимались только холодной ковкой — там не было огня, не было ударов по металлу. Скучные бесчувственные станки.

В один прекрасный день судьба свела меня с талантливыми, творческими ребятами из брестской кузнечной мастерской «Гвоздь» — Сашей Чумаковым, Вадиком Филатовым и Мишей Козловичем. Эта встреча и определила всю мою дальнейшую творческую кузнечную жизнь.

Когда я первый раз попал в кузнечную мастерскую, у меня появилось непреодолимое желание все потрогать. Не боясь вымазать руки, я гладил железо, воспринимая на ощупь его форму.

 
 

Я понял, что именно здесь происходит что-то необыкновенное, чарующее. Ты можешь нагреть жёсткий, холодный, звенящий металл до температуры 1000 градусов так, что при ковке с него начинают спадать “лохмотья” окалины. Он становится податлив, и ты мнешь его, как пластилин – вот это уже было интересно.

То есть Вы не потомок рода кузнецов? А как же традиции и передача ремесла из поколения в поколение?

Раньше порядок наследования ремесла имел место. Ты должен был отработать у профессионала несколько лет, после чего только мог работать самостоятельно. То есть, ты осваивал профессию с азов. Подобная система положительно влияла на качество изделий — об этом мы можем судить по дожившим до нашего времени шедеврам — все они выполнены безукоризненно.

 
 
 
 
 
 

О предках своих знаю, что дед по материнской линии, Степан Илларионович, в послевоенные годы служил в Советской армии после освобождения из плена. Войска стояли в Венгрии. И на службе работал кузнецом, подковывал армейских лошадей. Клещи его у меня хранятся до сих пор. Дед по отцовской линии, Иван Маркович, был лучшим в селе плотником.

Так что, вероятно, генетически я предрасположен к работе с традиционными материалами. И в то же время я не сторонник традиционной кузнечной атрибутики — фартуков, повязок. Они уместнее на кузнечном фестивале.

Мне интересна скорее форма, ее поиск, поиск гармонии. Интересно проникновение в суть вещи. Мой принцип — отвергнуть все лишнее.

С чего Вы начинали собственное дело и как расширялись Ваши владения?

Моя первая мастерская площадью 30 метров находилась в Кобрине на одной из центральных улиц. Есть такое явление как  эффект Даннинга-Крюгера — человек внедряется в какую-то область и пока не имеет шкалы для оценки своих знаний и умений, поэтому думает, что умеет все.

 
 

На этом этапе, пока не включились механизмы самокритики, можно достигнуть успеха. Относительного, конечно. Я тоже стал жертвой подобного явления. Но со временем пришло понимание собственного профессионального уровня. Я осознал, что такое «железная эстетика», а что такое «железная пошлость».

Мне пришлось пережить два переезда со всем оборудованием. Чтобы вы понимали, миграция с двумя станками, каждый из которых весит по три с лишним тонны — это не шутка. Однажды тебя ставят перед фактом: “Доброе утро! Ваша аренда повысилась в три раза!”. И ты вынужден переехать. Так что демонтировать и монтировать трехтонные станки я научился быстро, а, порой, это бесценный навык (смеется).

Расскажите о своем опыте работы в Америке? Что поменялось после возвращения?

Америка — это ценный профессиональный и жизненный опыт. Мне довелось поработать с известным в Америке художником-кузнецом, о котором я знал задолго до своего отьезда за океан. Это Джефферсон Мэк (Jefferson Mack) — хороший человек, интеллектуал, музыкант и большой профессионал своего дела.

 
 

Его мастерская находится в самом сердце Сан-Франциско. Он показал мне, что такое Америка «с человеческим лицом».  Потому, как в целом государственная система достаточно жесткая, ее нужно принять и уметь при этом остаться собой.

Америка не плохая и не хорошая. Всё зависит от тебя и от людей, которые встретятся тебе на пути.

Чем для Вас является мастерская — это, скорее, дом, работа или место, в котором происходит магия?

Мастерская — это, прежде всего, комфортное место для работы и творчества. Я не поклонник творческого беспорядка. Мне ничего не должно мешать: минимум антуража, максимум рабочего комфорта.

Очень часто посетители, заходя в мастерскую, обращают внимание на особенный запах — это аромат угля, железного абразива, масла для воронения, воска. Проза кузнечной жизни (улыбается).

Настоящая магия происходит, когда разжигаешь огонь. Когда ты приближаешься к рождению идеи, когда что-то получается из задуманного — это, несомненно, очень радует.

Очевидно, что ковка требует много сил и энергии. Возможен ли вариант, когда кузнечное дело — не основная работа?

Если относиться к этому, как к хобби, думаю, возможен. Но вы же сами говорите: много сил и энергии. Готов ли человек много сил и энергии отдавать неосновной работе? Ковка увлекает — она как продолжение детства. Ты все время что-то создаешь. Она требует большого внимания и затрат, поэтому относиться к такому занятию легко и как к увлечению, оставаясь при этом хорошим мастером, не получится.

 
 

Насколько заказчики дают свободу в самовыражении?

Думаю, подобное притягивает подобное. Мне везёт с клиентами. В большинстве случаев, после первого общения, мы приходим к консенсусу. Грубо говоря, моя задача — вписать свое творчество в тот бюджет, который определен клиентом. Однако, очень часто случается, что в процессе работы ты пренебрегаешь бюджетом и на выходе даешь больше, чем ожидает клиент.

Добавлю, что иногда творческие порывы важно уметь сдерживать или направлять в нужное русло. Но, конечно же, все очень индивидуально.

Что бы Вы назвали самым сложным в своей работе?

Мне кажется, самое сложное — “вырвать” что-то из небытия. Ты создаешь вещь, предмет. И, каким именно он будет, зависит только от тебя. Это кропотливая, ответственная работа. Нужно определиться с основной концепцией, нарисовать проект, соотнести пропорции проекта со средой, разобрать на составляющие, подобрать материалы, из которых эти детали будут изготавливаться, подготовить материалы к ковке, изготовить недостающий инструмент и так далее — и это мы еще к самой ковке не приступили.

Естественно, с каждым разом усложняешь задачу, повышаешь планку, как в спорте. Зачастую эти планки выше твоих возможностей. И тот труд, и те усилия, которые нужно приложить, чтобы достичь заданного уровня, — пожалуй, и есть самое сложное. Но это и самое приятное.

 
 

Создание вещей — творческий процесс. Откуда берутся идеи?

Идею лучше подсмотреть у природы — она совершенна и питала идеями многие и многие поколения творческих людей. Но также не помешает посмотреть работы старых мастеров и следить за современными тенденциями.

Железо в себе таит большой потенциал. Но, как и везде, в ковке есть свои законы, от которых нужно отталкиваться — законы композиции, законы гармонии.

Недавно мой друг, имеющий большой строительный бизнес, в подарок своим клиентам заказал символический ключ. Есть такая хорошая традиция —  при сдаче объекта преподносить такой подарок. Как достать из подсознания образ ключа? Каким он должен быть? Приходится изучать, какие ключи были раньше — начиная от романской эпохи и заканчивая 20 веком. Постигать суть вещи. И только после этого приступать к работе.

Творческие люди часто вдохновляются литературой. Какие книги стоят на Вашей книжной полке?

Братья Стругацкие. Но я читаю все. Например, читаю по кругу и слушаю повесть С.Ярославцева (псевдоним Аркадия Стругацкого) “Дьявол среди людей” — знаю чуть ли не наизусть. Люблю слушать лекции Набокова по русской литературе для американских студентов.

Если хочется расслабиться, советую почитать английского писателя Тома Шарпа.

Для библиоманов будет особенно актуален Патрик Зюскинд “Литературная амнезия”.

В профессиональном развитии помогает литература по бизнесу — это хорошо работает на расширение сознания и помогает общаться с людьми.

И, конечно же, русская классика.

Слушаете музыку в процессе работы? Какие композиции можно найти в плейлисте кузнеца?

The White Buffalo,  Lera Lynn, The Black Keys, Blues Saraceno. В телефоне сохранена одна-единственная композиция — это Otis Redding “For Your Pecious Love”. Её я включаю нашей с Ольгой дочке Вареньке — так она лучше засыпает.

Есть ли для Вас какие-то авторитеты в кузнечной среде в Беларуси? Насколько здесь развита эта область и нужно ли в ней что-то менять?

На мой взгляд, лучший кузнец в Беларуси — Игорь Дорожко. Я с ним знаком много лет. Он делает такие вещи, которые пока никто не смог повторить или превзойти. Это замечательный человек — удивительное сочетание мягкости человеческого характера и смелости, неординарности в профессиональном плане.

По поводу “среды” можно много говорить — в ней, как и везде, есть положительные и отрицательные стороны. Не открою ничего нового, но скажу, что и в кузнечной  области будущее за интернетом. Работаю над организацией и проведением кузнечных мастер-классов для архитекторов, дизайнеров, журналистов. Двери моей мастерской всегда открыты для взаимного сотрудничества.

 
 

Принимали ли когда-нибудь участие в конкурсах? Это распространенное явление в данной области?

Существует большое количество кузнечных конкурсов и фестивалей, которые ежегодно проводятся по всему миру. Несколько раз участвовал в фестивале “Свято ковалiв” (Ивано-Франковск, Украина). Его организаторами являются Ольга и Сергей Полуботько. На первый фестиваль приехало 10 кузнецов с Украины. Но теперь, благодаря общим усилиям, в Ивано-Франковск приезжают мастера со всего мира.

Также принимал участие в нескольких проектах в Беларуси. Один из них проходил в Витебске. Организаторами выступили Игорь Дорожко и Сергей Кежа. Ими был создан кованый каркас глобуса, на который кузнецы со всей Беларуси отправили по кованому цветку — в конечном счете, глобус оказался весь усеян цветами из металла.

Фестивали, конкурсы, выставки нужно проводить, и нужно принимать в них участие.

Позволить себе полную изоляцию ты можешь только в случае наличия большого таланта. Может, даже гениальности. А если есть только талант, то нужно растить его, как дитя малое.

Такая работа, наверняка, выматывает эмоционально и физически. Как жена относится к подобному занятию? Чувствуете поддержку с её стороны?

Конечно, очень важно, чтобы дома тебя понимали. Когда ты приходишь домой и не чувствуешь эмоциональной подпитки, то все горение сходит на нет. А у нас с Ольгой так получилось, что мы с первого вечера знакомства говорим на одном языке. Был период, когда она даже со мной работала в мастерской. Именно она в нужный момент подставляла ту досочку, на которой все держалось. Я очень благодарен ей за это.

Во время беседы Сергей организовал для нас целый мастер-класс, в ходе которого мы опробовали на себе массу тонкостей кузнечного дела и получили подарки. Теперь стало понятно, что подобное занятие таит в себе истоки чего-то первобытного, настоящего, сильного. Чего-то, что можно понять только через кропотливый и каждодневный труд.

фото — Роман Чмель

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: