«Старушка с силиконовыми имплантатами». 10 зданий Бреста, от которых становится больно

Вместе с архитекторами из компании «Воробьев и Партнёры» выбрали самые неудачные постройки города. Досталось театру кукол, налоговой и школе-крабу на Вульке. 


C Евгением Лещинским, Александром Голодом и Дмитрием Сушкевичем мы встречаемся возле Кобринского моста. После окончания брестского “политеха” ребята успели поработать в разных проектных и архитектурных организациях. Сейчас трудятся в дизайн-отделе компании «Воробьёв и Партнёры» в Бресте. Из реализованных объектов компании можно отметить многофункциональный комплекс Central Park Guadalajara в Мексике, мультифункциональный комплекс «Сокол» и офисное здание Белорусской калийной компании (сейчас штаб-квартира Банка развития Беларуси) в Минске.

Ребята ответственно подошли к нашему заданию и выписали общепринятые критерии, которые используется в архитектуре: эмоциональное воздействие, художественный образ/концепция, привязанность и соответствие стилю и архитектурным тенденциям, композиционная целостность, используемые материалы, взаимодействие здания с контекстом. Исходя из них архитекторы и оценивали здания.

Здание налоговой на улице Малая. 

Евгений Лещинский: Здание вызывает ассоциации со «Sci-Fi» (научная фантастика) и фильмом «Звёздные войны». На рендере (термин в компьютерной графике, обозночающий процесс получения изображения по модели с помощью компьютерной программы – прим. Ред.) видно, что изначально оно выглядело современнее и легче. Это говорит о проблемах с реализацией и финансами.

Если посмотреть наверх, то мы увидим непонятную конструкцию. Брест страдает такими вещами. У нас любят строить пирамидки или какие-то странные завершения. Это просто самовыражение архитекторов и не несет никакой смысловой нагрузки. В Нью-Йорке и Чикаго архитекторы борются за высоту здания и меряются шпилями, а у нас это просто для «красоты».

Александр Голод: Обычно к зданиям применяется один-два типа остекления. Тут же везде разные окна с разной цветовой палитрой и типами их открытия. Проблема нашей архитектуры в том, что проектировщик пытается «впихнуть» в проект все свои навыки и умения, зачеркнуть всё вокруг и сказать, что его здание самое главное в этом месте, а остальные должны ему подчиняться.

Евгений Лещинский: Эта постройка не вписывается в контекст — не стыкуется с окружающими зданиями. Выглядит, будто проект создавался без привязки к месту, и архитекторы не задумывались, как он впишется в контекст. Здание вызывает беспокойство и немного давит на человека из-за своих острых форм. Здесь используется много строительных материалов разного цвета и из-за этого теряется целостность здания.

Дмитрий Сушкевич: Форма и так сложная, а ее ещё перегрузили материалами, от этого здание выглядит раздробленным. В отделке лучше избегать более пяти цветов и трех вариантов материалов. Когда их становится много — получается «каша».

Евгений Лещинский: Что касается стиля, то все наши дома не соответствуют современным архитектурным тенденциям, которые наметились в мире. Беларусь не шагает в ногу со временем и движется в своём направлении, не опираясь на историю архитектуры. Самый главный минус здания – отсутствие композиционной целостности, отрицательное эмоциональное воздействие на человека и не взаимодействие с контекстом. Оно ещё не достроено, а уже надоело.

Пристройка диско-бара «Альтаир».

Евгений Лещинский: Такое здание было бы уместно, если бы его построили 15 лет назад. Здесь мы  опять видим продолжение темы звездных войн. Кажется, что маленькая летающая тарелка приземлилась возле диско-бара. Эта постройка – полное несоответствие архитектурным тенденциям. Опять же, наверху мы видим «колпак» красного цвета, который здесь неуместен.

 
 
 
 

Беларуская проблема в области архитектуры – применение чистых цветов.  У нас нет развитой интересной палитры и цветовых решений. Непонятно, откуда появилась мода на яркие цвета. Это сооружение – попытка создать здание-герой, которое в итоге оказывается здесь совершенно неуместным. Вначале своей формой оно вызывает заинтересованность, но быстро надоедает и начинает вызывать безразличие.

 Жилой дом по улице Кирова

Александр Голод: Жилой дом очень сильно уплотнил застройку. Он многоэтажный, и это может привести к проблемам с парковкой. На фасадах мы видим фронтоны разных размеров. Это отсылка к классической архитектуре, которая выглядит неуместно. Такой прием мы называем неудачной стилизацией. Если убрать эту реплику, здание будет выглядеть более современным.

 
 
 

Евгений Лещинский: Харьковский архитектор Олег Дроздов сказал про новую архитектуру Киева, что «это старушка с силиконовыми имплантатами». Тоже самое можно сказать и про этот дом: мы пытаемся создать новое здание, но клеим на него псевдоколонны, пилястры и пытаемся сделать дом старше, чем он есть на самом деле. Не стоит злоупотреблять такими элементами.

Я думаю, что архитекторы, которые их нарисовали, сами не смогут объяснить, зачем они это сделали. Проектировщик должен знать, что он проектирует. Есть такое понятие, как эмпатия – архитекторы должны смотреть на проектируемое здание сопереживая людям, которые будут пользоваться им.

Проблема этого здания – неактуальность в наше время. Рядом стоят подобные жилые дома, построенные 10-15 лет назад, и практически ничем не отличаются. Дом выглядит так, будто его реконструировали, а не построили с нуля. Всё потому, что брестские архитекторы боятся проектировать что-то новое. Чаще всего они идут по самому простому пути и лепят из того, что есть.

Торговый центр Клондайк

Евгений Лещинский: Наши архитекторы любят пастельную гамму. Считается, что она более приятна глазу. Её мы видим и здесь.

Главная проблема этой постройки – тотальная неграмотность и незнание истории своей страны и её архитектуры. Здесь мы видим много пенопластовой лепнины – это неудачная попытка создать классическую архитектуру.

Дмитрий Сушкевич: Торговый центр вызывает безразличие. Основная претензия к нему – попытка стилизации под историческую эпоху в современном контексте. Псевдоисторизм – экстенсивный, самый простой путь для архитектора.


Евгений Лещинский: Удачный пример исторической стилизации – гостиница “Эрмитаж”. Она полностью соответствует месту. Здесь же – попытка создать историю на пустом месте. Ещё неправильно в современных торговых центрах использовать окна в торговых залах: на фасаде должны быть витрины.

Вместо них в окнах мы видим заставленные коробками подоконники, тыльную сторону стеллажей. Из-за этого здание не соответствует своей изначальной функции.  Такое, к сожалению, часто встречается в нашей стране. Логика такая: сначала построим, а потом будем смотреть, как это здание использовать.

Офисный центр возле Белтелекома

Евгений Лещинский: Одна из самых уродливых построек города. Очень странная и удешевленная реализация. Этот офисный центр строили долго, и во время строительства всё выглядело не так печально. В этом здании, как и во многих других, присутствует «цыганщина», люди боятся привносить что-то своё. Еще у нас любят здание построить, а потом начать закреплять везде кабель-каналы, чтобы сделать подсветку здания, развесить рекламу по фасаду. Этот офисный центр – яркий пример “агродизайна” о котором мы говорили.

 
 
 
 

Александр Голод: Мне здание напоминает турецкую баню. Тут куча уголков, выступов, такое чувство, что как получалось, так и слепили. Окна очень маленькие, а вход в офисный центр узкий: коляска, к примеру, не проедет. Это здание никак нельзя исправить, только если снести и построить на его месте новое.

«Дидас Персия»

Дмитрий Сушкевич: Опять же мы видим неудачную попытку сделать реконструкцию. Выполнили массивную переднюю часть, которая скрывает сам объем бывшей гостиницы, это хорошо, но к «Дидасу» та же претензия, что и к «Клонадайку» – это псевдоисторизм и попытка самым простым решением вписать здание в сложившуюся среду.

Евгений Лещинский: Нет ничего плохого в историзме, но здесь это используется без применения знаний методик построения, пропорций. Все элементы должны быть подчинены определенному ритму, быть соразмерными друг другу, а здесь видно, что пропорции для архитекторов не играют никакой роли. Вышла грубоватая имитация. Здание массивное и раздроблено мелкими элементами. Если их убрать, то оно будет лучше смотреться.

Торговый центр  «Никольский».

Евгений Лещинский:  Перед нами пример дизайна из той эпохи, когда архитекторы чертили в плане круг, а затем пририсовывали «уши». В данном случае вырос массивный цилиндр, которому не хватает высоты, а от него в каждую сторону неуверенно виляют фасады, мостящиеся на коротких толстых ножках-колоннах.  В отделке мы видим металлокассеты. Они задают торговому центру жёсткий модуль и ухудшают пропорции. С одной стороны это сбивает масштаб и он становится ближе к человеку, а с другой – дробит здание, и оно теряется.

Внизу каждой колонны мы видим плинтус-цоколь из кусочков нарезанной плитки. Так вот один из признаков хорошего дизайна — это отсутствие плинтуса, уголков и других элементов, скрывающих стыки. ТЦ «Никольский» – неудачная попытка сделать современное здание. На входе мы встречаем кованые витушки и крендельки, которые попахивают “цыганщиной” и мещанством.

Жилой дом на бульваре Космонавтов

Евгений Лещинский:  Знаменитый долгострой, который вызывает отвращение.  Дом непропорциональный, тяжелый и громоздкий. Архитектурные элементы, которые использованы в доме, взяты непонятно из какой эпохи. Наши архитекторы любят поиграть с формой: если окно, колонна, пилястр, арка не влазит, то его можно ужать, растянуть, сдавить — технологии ведь позволяют это сделать.

Александр Голод: По зданию видно, что его со скрипом достроили, и от этого он теряет завершённый вид. Ещё до сдачи его в эксплуатацию штукатурка начала отваливаться. После этого фасад докрашивали и на нём появились пятна.

Театр кукол

Александр Голод: Просто отвратительное здание. Оно не современное, не эстетичное, лишь набор непонятных элементов, пересечений форм, углов и треугольников на окнах. Снесли историческую часть здания театра кукол, принадлежавшего к стилю «конструктивизм», и восстановили фасад, потрудившись вставить треугольник. Грубо говоря, просто сделали муляж.

Евгений Лещинский: При проектировании нового здания должны были учитывать интересы стиля, в котором был построен старый театр кукол. А так, просто сделали, как посчитали нужным, ввели кучу треугольников и получился аттракцион, пародия и подобие шаржа.

Средняя школа № 1

Евгений Лещинский: Мы её называем школа-краб. Само здание школы – проблема нашего градостроительного подхода. Позиция главного архитектора Бреста сегодня – компактный город: малоэтажная застройка и много озеленения. Такому решению должны соответствовать маленькие школы.

Строительством этого здания хотели решить проблему микрорайона за один раз, закинув детей в этот огромный котёл. Школа громоздкая, сложная из-за большого количества этажей. Сама постройка получилась некрасивой из-за своей громадности. Вместо того, чтобы сделать несколько небольших  школ — сделали одну и решили все одним махом.

Разумеется, в Бресте намного больше зданий, которые вызывают негодование у жителей. Однако ко всем можно предъявить те же претензии, о которых рассказали ребята. В конце нашего похода архитекторы заметили, что брестская архитектура либо болеет, либо ее вообще нет. Самая главная проблема беларуских архитекторов – это неумение бережно относится к историческому контексту. Мы же верим в лучшее и в следующий раз познакомим вас с 10 зданиями, которые удачно вписались в архитектуру нашего города.

 Фото — Роман Чмель

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: