Искусство для своих. В Бресте открылась фотовыставка «Беларусь на далоні»

Беларуское искусство – это, как правило, искусство в стол. Творцы прекрасного напоминают проклятых поэтов, которым никак не добиться признания при жизни. За небольшим исключением культурная жизнь в нашей стране похожа на чтение стихов маленьким ребёнком: встал на стульчик, продекламировал «Здравствуй, Дедушка Мороз, борода из ваты…» и услышал аплодисменты. От родных и близких. Искусство для своих, посторонним вход разрешён, но нежелателен.


16 июня в Бресте открылась фотовыставка «Беларусь на далоні». Организатор и куратор выставки – Олег Малейко, прекрасный фотограф и замечательный человек. Цель выставки – показать всю прелесть нашей страны через объективы фотографов города. Я не успел к моменту вступительной речи, но знаю, что выставка задумывалась пейзажная. Однако достаточное количество фотографий флоры и фауны не набралось, и организаторы сделали тематику шире и более разноплановой.

 
 
 
 
 

В выставочном зале можно увидеть портреты, пейзажи, снимки архитектуры и инфраструктуры города. Фотографии, как и люди, есть хорошие и не очень, играет роль вкус и восприятие.

Первое, что бросилось в глаза мне и, наверняка, гостям выставки, куцые аннотации к фотографиям. На них написаны только имя и фамилия фотографа. Ни тебе названия работы, ни истории. Единственный способ получить информацию – выловить автора снимка и заставить его говорить.

 
 
 
 
 
 

Фотографов на открытии было много. Много было и людей искусства, представителей местной интеллигенции. Все разбились по группам и делились друг с другом впечатлениями. Не хватало только «Ламбруско» в их руках для пущей кинематографичности всего происходящего.

Одиночка, попавший сюда в первый раз, наверняка почувствовал бы себя ещё более одиноким. На такие мероприятия нужно ходить компанией. Чувствительный человек может ощутить экзистенциальную яму внутри: все знают друг друга, а тебя – нет.

 
 
 
 
 

Почти все культурные мероприятия в Бресте и большинство в Беларуси – это действо для узкого круга людей. Будь это выставка, концерт или минутный перфоманс. На них всегда можно увидеть одни и те же лица. Остальным неинтересно, скучно и лучше дома сериал посмотреть. И здесь происходит конфликт интересов двух сторон.

 
 
 
 
 
 

С одной – это культурная интеллигенция, которая уютно себя чувствует среди своего узкого круга почитателей и коллег. С другой – условный Виктор Николаевич, живущий в одном из «спальников» города. В последний раз его культурная программа состояла из экскурсионной поездки в столицу родины. Две эти стороны существуют автономно друг от друга, и всех это устраивает. Привычный порядок вещей, как поёт Лёха Никонов.

 
 
 
 
 

Покажусь безумцем, но я искренне считаю, что культуру нужно нести в массы. Это тяжело и практически невозможно. Заинтересовать Виктора Николаевича глубокими фотографиями или картинами современных художников нельзя. У него уже сложившееся мировоззрение, продиктованное воспитанием и телевизионной картинкой. Работать нужно на перспективу и подрастающее поколение. Быть ближе к народу и не смотреть на него свысока. Не стоит злиться на нашу необразованность и, казалось бы, непонимание прописных истин.

 
 
 
 
 

Для получения положительного результата двум сторонам нужно постоянно коммуницировать друг с другом. Выставки – отличный для этого вариант. Это и есть первый шаг в сторону популяризации своей деятельности. Однако то, что я пока вижу, это односторонняя попытка добиться положительного результата.

Пока у нас не возникнет культурологического интереса к происходящему, попытки останутся попытками, а искусство по-прежнему будет создаваться в стол. Я наивно надеюсь, что этот текст сможет вызвать интерес к выставке хотя бы  у небольшого количества читателей и они все же сходят в выставочный зал, чтобы прикоснуться к прекрасному.

Продлится она до 3 июля, находится по адресу ул. Советская, 54.

Фото — Роман Чмель

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: