«Главное — стартануть». Велопутешествие из Беларуси в Малайзию длиной в 15000 километров

За плечами Валеры Болта 9000 километров до Португалии, 7700 – по Кавказу и Турции. Путь, который не каждый в своей жизни преодолеет на автомобиле, Валера со своими товарищами проделал на велосипеде. Каждое путешествие – не предел, и сейчас велопутешественник отправился в трип до Малайзии. От его родных Постав до границы этой страны 15000 километров. Мы связались с Валерой, пока он находился в Астане, и поговорили о велотрипах, фатальных ошибках во время путешествий и о том, что нужно для того, чтобы отправиться в подобную поездку.

С чего всё начиналось

Огонёк велопутешественника во мне загорелся где-то в 12-13 лет. Родители меня часто отправляли к бабушке в деревню, которая находится в 12 километрах от Постав. Однажды моё пребывание в гостях затянулось на неделю. Я каждый день выходил на дорогу и высматривал родителей. В намеченный день они так и не приехали – не получилось. Тогда я не растерялся, взял бабушкину «дамку», налил в бутылку воды и погнал домой. Этот случай, наверное, и послужил толчком к моим дальнейшим велопутешествиям.

Велосипед я купил в 2014 году и с того момента начал постоянно на нём кататься. Поставы – город небольшой, и велосипед стал моим основным видом транспорта. На нём я езжу круглый год и чувствую себя комфортно. До первой поездки в Португалию самое большое расстояние, которое я проезжал, было 80 километров, их я преодолел за один день. Это было буквально за месяц до нашего трипа.

Идея путешествия в Португалию зародилась зимой 2014 года, когда мы с товарищем Сергеем Соколовским (напарник Валеры в первом трипе – прим. ред.) вместе работали. Он, как и я, оказался любителем велосипедов и использовал его как основной вид транспорта.

Я просто ему предложил съездить летом в Амстердам на великах, ведь это велосипедная столица. Он тут же согласился, и я понял, что он не шутит.

Мы начали продумывать идею, читать блоги ребят, которые уже путешествовали. Через месяц мы увидели по телевизору репортаж о беларуском велопутешественнике Алексее Ландрэсе, который ездил в Португалию через Европу. После этого мы решили доехать до Атлантического океана, Амстердам всё равно входил в наш чек-поинт. Так мы начали прорабатывать маршрут до Португалии.

Составляли его недолго: просто открыли Google maps и накидали маршрут по всем европейским столицам. Вся наша подготовка была довольно поверхностной: прочитали несколько блогов, просмотрели несколько видео. За две недели мы купили палатки, спальники, посуду, горелку. В итоге взяли много барахла, которое нам не понадобилось.

Проблемы, фатальные ошибки, бюджеты

В свою первую поездку мы отправились в джинсовых шортах. Сделать это в сорокоградусную жару было большой ошибкой. За время путешествия я стёр их до дыр. Джинсовые шорты очень быстро намокают от пота, становятся как наждачка и в итоге натирают задницу. Мозоли на наших пятых точках срастались в одну большую – это было дико больно и неприятно.  Уже в последующие поездки я купил себе специальные велошорты – это просто радость и блаженство. В такие путешествия нужно брать как можно больше синтетической одежды.

Наш первоначальный маршрут лежал через европейские столицы, но в итоге по ним мы так и не проехали. На 10-й день мы попали в Берлин около 7 вечера. Была суббота, на улицах было огромное количество тусящей молодёжи, и двигаться по городу на великах не предоставлялось возможным. Вписку в этом городе мы не нашли и просто хотели выехать из Берлина, чтобы разбить палатку.

Удалось нам это сделать лишь в 4 часа утра в кустах. И почти сразу пошёл дождь, наш моральный дух был надломлен. Сергей предложил доехать до Амстердама и возвращаться домой. Однако мы поели, выспались, наше настроение улучшилось и мы продолжили путешествие. Правда, не заезжая больше в намеченные столицы, за исключением Амстердама.

Наша поездка заняла 88 дней и обошлась в 900 евро. Изначально мы планировали потратить по 300 евро на человека. В принципе нам это удалось: 600 евро ушло на еду и мелочи вроде зарядки, душа и кемпинга. Однако из-за своей неопытности мы потратили ещё 300 евро на ремонт велосипедов. Мы совершенно не были подкованы в технической части, и когда снашивалась одна часть, мы её не меняли и продолжали движение. В итоге за одной деталью начинали ломаться другие, и ремонт нам влетал в копеечку.

Вторая поездка длилась уже 118 дней. Мы потратили на двоих 1200 долларов, но ни в чём не отказывали. На этот раз мы ездили в основном по постсоветским странам: Россия, Грузия, Армения, и надолго зависали у знакомых ребят и просто отдыхали. Эту поездку можно назвать: «118 дней большого тусича».

Отношение местных жителей

В Европе к велопутешественникам относятся очень круто. Люди приветствовали нас на машинах сигнальными гудками, поднимали палец вверх, некоторые просто подъезжали и спрашивали, нужна ли нам помощь. В Европе очень сильно развито велодвижение. Человека с велосипедом все уважают, даже пограничники удивлялись и особо нас не досматривали.

Когда мы составляли маршрут, то планировали пользоваться каучсёрфингом. Но в итоге воспользовались этим сервисом только три раза и после на него забили. У нас не было сим-карты, мы пользовались лишь wi-fi, а просчитать, в каком городе мы будем хотя бы через три дня, было достаточно сложно. Вечерами, когда приходило время разбивать лагерь, мы спрашивали у людей, можно ли у них во дворе переночевать в палатке. Практически никто не отказывал, а если люди не могли нас пустить, то всегда давали либо еду, либо подсказывали координаты человека или кемпинга, где можно остановиться.

Когда мы ехали на Кавказ, то на западе России наслушались о нём страхов от местных жителей. Нам говорили, что за славянскую внешность нас убьют, а в лучшем случае ограбят. Мы же на Кавказе увидели совершенно обратную картину. Это очень гостеприимное место.

Если ты едешь с позитивным настроением, тогда люди относятся к тебе добродушно и стараются помочь.

Поставы – Малайзия

В Малайзию я сначала отправился один. В Поставах я не нашёл единомышленников, у двух предыдущих товарищей не получилось поехать со мной по бытовым причинам. Предложения составить компанию я получил от двухсот человек, но дальше разговоров дело так и не дошло. В такой трип лучше ехать с проверенным человеком, которого ты знаешь как облупленного.

Поэтому 10 дней я ехал в одиночку. Первые три дня мной овладевали страх и паника. После я адаптировался, и всё стало на свои места. Мой путь лежал до Курска, где ко мне присоединился Василий Фомин. С ним я познакомился во время предыдущего путешествия возле Эльбруса. После того трипа я постоянно поддерживал с ним связь, и в итоге мы составили маршрут до Малайзии, который устроил нас обоих.

Из всех государств, в которые мы едем, виза нужна только в Китай. Это значительно упрощает жизнь. На данный момент у меня чистый паспорт: китайскую визу будем делать в Иркутске. Как только нам её открывают, мы поедем через Монголию в Китай.  Если по каким-то причинам этого не произойдет, то направимся во Владивосток и будем пробовать отплывать в Китай оттуда.

Cпидометр показывает, что на данный момент мы уже проехали 4370 километров. Осталось ехать по Казахстану ещё около 600 километров. Нам очень понравилась эта страна: в ней приветливые люди, которые сохраняют аутентичные народные традиции. Путешествие продвигается по плану, не считая косяка по технической части.

В Саратовской области Василий разбил колесо на убитой дороге, и в итоге три дня мы шли пешком по 30 километров до самой границы с Казахстаном. В первый же день мы очень сильно поругались и два дня не разговаривали. Но в итоге конфликт был исчерпан, а мы договорились в будущем пресекать их на корню и ко всему относиться с юмором.

Бюджет нашего трипа – 6,5 рублей в день. В этот лимит мы всегда вкладываемся, а бывают дни, что даже не тратим и копейки. Люди помогают с провизией, дают картошку, овощи, сахар. Основной наш рацион – это каши:  гороховя каша, сечка, овсянка, гречка, и обязательно мясо. В России оно было дешёвым, мы покупали целую курицу, и на сутки нам хватало. Мы ее варили, потом на этом бульоне готовили макароны. Выходило очень питательно.

Также в рационе всегда присутствует сладкое: козинаки, халва, печенье. Они очень помогают в путешествии. Если настроение на нуле, то останавливаешься, пьёшь горячий сладкий чай с печеньем и улыбка на лице снова появляется сама собой.

От моего дома до Малайзии через Монголию и Китай 15 тысяч километров. Зимовать будем в Азии: до начала холодов мы хотим попасть в тёплые края. Дальше, если у нас останутся средства и будут позволять возможности, — хотим перепрыгнуть либо в Австралию, либо в Южную Америку.

Кататься планируем минимум год, наше путешествие проходит под девизом трёх «Д»: Дальше, Дольше, Дешевле.

В этом трипе хочется посетить как можно большее количество стран.

Помощь, фидбэк от читателей, советы

Аккаунты моего проекта «Ya Zhivoj!» есть во всех социальных сетях. За нами активно следит около 50 человек: читают всей семьёй, пишут в личные сообщения, если долго ничего не выкладываем. Один человек из Воронежа предложил сделать сайт и полностью им заниматься в свободное время. Парень из Гомеля помогает в раскрутке проекта в социальных сетях.

Многие веломагазины делали мне скидки, когда узнавали, что я еду в велотрип. Во время подготовки основные траты идут на снаряжение, и каждый сэкономленный доллар очень важен, ведь он может сыграть огромную роль во время путешествия. Сильно помог в раскрутке проекта интернет-магазин из моего города «МАЯК», в частности Александр Володин. Также меня поддерживают ребята из питерского street-wear бренда «Меч». Они предоставляют мне одежду, выкладывают наши посты у себя в соцсетях, тем самым популяризируя наш проект.

После двух путешествий мы организовали встречу в Полоцке. На неё пришло 50 человек, к такому повороту мы были не готовы. Встреча прошла на «ура», длилась два часа, и все остались довольны. Своим примером мы показываем, что человек может воплотить в жизнь свои самые безумные идеи, имея при этом скромный бюджет.

Главное стартануть. Можно вынашивать идею всю жизнь, но так и не вырваться из дома.

Сложно покинуть зону комфорта. Меня же ничего не держало. У меня среднее образование, два раза я пытался закончить «вышку»: первый раз отчислили, второй – забрал документы. В перерывах между путешествиями занимаюсь монтажом натяжных потолков. Работы, которую жалко потерять, у меня не было и нет. Близкие отнеслись к моей идее с пониманием. Я уже не вижу себя без путешествий, и во время очередного трипа я уже думаю о следующем. Это, как болезнь: один раз попробовал и тебя уже не отпускает.

Мы заражаем других людей своими поступками и это радует. Буквально пару дней назад мы познакомились с человеком, который вдохновившись нашим примером готов был бросить работу и двигаться с нами. Этого не произошло, но он сказал, что в следующем году поедет в велопутешествие один.

Тем, кто собирается в велопоездку я не рекомендую много слушать других велопутешественников. У каждого разный формат трипа, и не всем он подходит. Самое главное – это сделать рывок. Даже если что-то будет не получаться во время трипа, то после о косяках ты будешь вспоминать, как о самых крутых моментах. После путешествия даже самые негативные моменты воспринимаются с улыбкой.

P.S. Валера и Василий сейчас находятся по пути в город Павлодар. Проследить за их перемещением вы можете в facebook, vk или instagram.

Фото из личного архива героя

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: