В Малайзию на велосипеде: Казахстан

Бинокль» следит за Валерой Болтом — беларусом, который отправился в велопутешествие до Малайзии.

Для тех, кто не в курсе, Валера Болт — обычный парень 27 лет из небольшого города Поставы. За плечами у него 9ооо километров по Европе и 7700 км по Кавказу и Турции. Сейчас Валера едет в Малайзию через Россию, Казахстан, Монголию и Китай. Мы настолько вдохновились этим поступком, что решили публиковать его дневник путешествия по странам,  встретившимся на пути к цели. Первое государство — Казахстан.

«Границы ключ переломлен пополам…»

Границу с Казахстаном мы с Василием (напарником из Курска – прим. Ред.) пересекали пешком, незадолго до этого у него сломался велосипед. Календарь показывал 30 мая. Пограничники в любой стране — гиперлюбопытные люди. Что на российской, что на казахской границе они расспрашивали нас  о путешествии, куда едем, какова цель нашей поездки. Российскую сторону прошли достаточно быстро, а вот казахские пограничники работали медленно. Возможно, это особенность пограничного пункта, через который мы проходили. Нас осмотрели, выдали миграционные карты на 30 дней, пожелали счастливого пути, и мы поехали дальше.

В Казахстане нас встретил жуткий ветер, двигаться при котором было невозможно. Пограничники сказали, что такая ситуация продолжается уже два года. То ли они лукавили, то ли нам несказанно повезло, но ветер был только в первый день нашего трипа по Казахстану. Дальше он дул нам в спины, что позволяло проехать больше запланированного. Способствовали нашему передвижению и дороги. Мы ехали по основной северной трассе страны: Уральск-Актюбинск-Астана-Павлодар. По сравнению с Россией, где часто на обочинах можно было встретить убитые дорожным покрытием автомобили, в Казахстане с этим всё отлично.

Первое, что бросилось в глаза — это степь. Ты едешь по трассе, а вокруг сплошной горизонт, и глазу даже не за что зацепиться. Первым населённым пунктом на нашем пути была деревня Тоскала. Там мы подключили сим-карту и двинулись дальше. До наступления темноты мы нашли автобусную остановку, на которой пытались приготовить еду. Из-за ветра это заняло у нас 1, 5 часа, в три раза дольше обычного. Заночевать решили прямо в степи. Нашли кусты, к которым можно было привязать велосипеды, и разбили палатку.

Ночлег мы всегда выбирали по факту. В день проезжали около 100 километров, и когда начинало темнеть, мы искали кусты, к которым можно привязать велосипеды и защититься от ветра. Иногда мы намеренно ехали к водоёмам, которые находили на картах, но когда приезжали, то ожидание/реальность никогда не совпадали. Нас встречали заросшие, полувысохшие пруды с мутной водой. Мы бросили эту затею и продолжали ехать по намеченному маршруту.

Вписки, бюджеты, еда

Вписки мы находили случайно. Знакомились с людьми на дороге, рассказывали им свой маршрут. Они в ответ говорили, что в городах, которые мы будем проезжать, у них есть знакомые, и давали их контакты. Случалось, что люди были из тех городов, в которых мы останавливались. Первая наша вписка была в Уральске. Нам  очень помогла девочка из этого города. Она не нашла друзей, у которых мы бы заночевали, и просто сняла нам однокомнатную квартиру.

За Костанаем мы познакомились с Кайратом, велопутешественником из Астаны. С ним мы ехали семь дней до столицы Казахстана. Он путешествовал налегке, и в каждом городе на пути у него была вписка. Мы подсели к нему на «хвост» и заселялись вместе с ним. На одной из вписок мы остановились у знакомых Кайрата. Глава семьи работал егерем, и он рассказал нам, как охотиться на сурка.

Нам стало интересно, ведь мы видели это животное, и нам показалось, что словить его не составит проблем. Сурок казался ленивым и неуклюжим. Как только мы покинули тёплый и уютный дом, при первой возможности мы поставили ловушку возле норы животного. Коряво, грубо и без всяких профессиональных навыков. В итоге сурок залез в своё жилище и так не вылез.

Инстинкт добытчиков нас не отпускал, и мы решили достать сетку для ловли рыбы, которую купили в это путешествие. Нам повезло — наловили много рыбёхи и тут же её сварили. Наш бюджет не изменился и составлял 6, 5 рублей в день. В Казахстане с этим были небольшие сложности, курица стоит порядком дороже, чем в России. Если мы покупали тушку курицы, кашу и халву на сладкое, то в свой лимит мы не укладывались. Приходилось экономить. Бывали случаи, что мы не тратили ни копейки на протяжении нескольких дней, тогда могли позволить себе купить окорочка.

В Казахстане мы попробовали уйму интересной еды. Первое — национальное блюдо казахов — бишбармак. Это вареная конина на куске вареного теста, и по вкусу сложно определить на что это похоже. Угощали нас и кумысом. Я не пью молоко, и немного боязно было его пробовать.

Он содержит градус и на вкус был похож на ликёр. Интересным по вкусу оказался курт — сухой кисломолочный продукт, от которого меньше хочется пить. Одна из самых крутых вещей, которая нас удивила — это тары. Оно представляет собой обжаренное просо, которое казахи добавляют в чай. Напиток приобретают вкус попкорна, зёрна разбухают, и после того, как ты допил чай, просто доедаешь блюдо ложкой.

Отношение казахов

Казахи — максимально открытые и общительные люди. В Казахстане люди при знакомстве сразу же начинают узнавать, из какого колена человек. Высока вероятность, что люди могут оказаться хоть и дальними, но всё же родствениками. Казахстан — одна большая коммуна. Казахам было интересно кто мы, откуда и куда едем. Помощь оказывали практически все, и мы этим пользовались по максимуму. Завязывались разговоры в магазинах, на  заправках, и люди нам помогали едой или деньгами.

При выезде из Астаны перед нами остановился автомобиль. Из него вышла женщина, которая была в восторге от нас и нашего трипа. Она подарила нам 20000 тенге — это самая крупная купюра Казахстана, эквивалентная 65 долларам. Мы просто сияли от радости, эта женщина сделала наш день.

Хозяева, у которых мы останавливались, нас принимали на ура. В путешествиях я веду себя смело и не боюсь завязывать разговор с людьми. Вижу человека во дворе — начинаю с крупного: напрашиваюсь на ужин, если отказывает — на чай. Если и с чаем фиаско — прошу помочь продуктами или разбить палатку во дворе. В мирской жизни я замкнутый и стеснительный, а в трипах приходится проявлять смекалку.

В Казахстане в этом плане нам всегда везло. У казахов есть народный обычай, по которому они обязаны принимать путника у себя дома. Страна степная, населённые пункты находятся далеко друг от друга. Когда единственным транспортом в стране была лошадь, то не принять путешественника означало отправить его на возможную смерть. Человек мог умереть от жажды и голода, ведь кругом степь и ни одного населённого пункта.

Астана-Павлодар-Новосибирск

На 45-й день велопутешествия мы добрались до Астаны. Это молодой город, который построили в степи. Этим он напоминает Лас-Вегас. Первую ночь мы провели у Кайрата. На вторую и третью ночь нас приютил Асет, человек из велосообщества Астаны. В столице Казахстана у нас произошёл небольшой конфуз. Миграционную карту нам выдали на 30 дней. Прошло 24, и мы понимали, что за 6 суток мы не успеем выехать из Казахстана. Впереди маячила возможность быть оштрафованными и впоследствии невъездными в Казахстан.

В этой ситуации нам сильно помог Асет. Он позвонил в миграционную службу, взял наши паспорта и продлил карту. Проведя в Астане четыре дня, мы выехали в сторону Павлодара. Когда оставалось 80 километров до города, мы с Василием решили разъехаться. Тихо, мирно, просто не сошлись характерами.

В Павлодаре я провёл четыре дня. Первым делом я заехал в веломастерскую и отремонтировал обод. Я его убил на трассе Саратов-Уральск и в один прекрасный день мог бы остаться без колёс. Там познакомился с девчонкой, у которой я провёл четыре дня. Так долго задерживаться я не планировал, но Павлодар настиг ураган с ливневым дождём, и три дня я просто не выходил из квартиры.

Из Павлодара я поехал один. Это просто шикарно, я сам себе хозяин. В первую свою одиночную ночёвку я вписался к людям во дворе и разбил палатку. Они предлагали переночевать в доме, но мне комфортно в палатке, да и погода этому способствовала. При подъезде к России люди реже стали идти на контакт. Я называю это синдромом приграничности.

Где бы я ни был, возле границы складывается чувствуется размытость менталитета людей. Все живут на чемоданах и занимаются челночеством. Казахстан я проехал за 40 дней и потратил около ста долларов. Пока ехал из Астаны до Новосибирска (около тысячи километров) я набрал четыре килограмма. Для меня это нонсенс, я даже дома лёжа на диване не мог этого сделать!

P.S. Валера сейчас находится в Новосибирске. Оттуда держит путь в Иркутск, где будет делать китайскую визу. При положительном раскладе дел, следующим чек-поинтом станет Монголия.

Фото из личного архива героя

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: