X-Star: как «прокачивают» рок-группы?

В эти дни музыкальная жизнь Бреста концентрируется на улице Скрипникова, где проходит фестивальная неделя X-Star. Бинокль” пришёл познакомиться с музыкантами, за плечами которых 30 лет в индустрии, и с новичками, которых они обучают.


Иногда в Бресте случаются парадоксальные вещи. Музыкальные группы жалуются на то, что им негде выступать, что на концерты никто не ходит, а когда для них создают идеальные условия – они не спешат ими воспользоваться. Фестиваль X-Star из-за уникальных возможностей, которые он предоставляет, мог бы и должен быть гораздо более популярным как минимум у музыкантов, а по-хорошему и у брестской публики.

X-Star, который проходит в Бресте с 2005 года, в прошлом году значительно изменил свой формат и превратился в настоящий “курс молодого бойца”.

Кроме отборочного тура и финального концерта, фестиваль включает в себя четыре дня интенсивных тренингов и мастер-классов. В прошлом году разница между отборочным и финальным выступлением групп могла быть настолько разительна, что казалось, будто выступают два разных коллектива. Значит, польза от такого формата для молодых групп очевидна. Тем обиднее видеть, что в этом году на отборочный тур пришло всего четыре команды, они же прошли в финал и станут участниками бесплатных мастер-классов. Организаторы связывают это с тем, что кому-то из участников тяжело отпроситься с работы на пять полных дней, а присутствие на всех мастер-классах – обязательное условие.

«Некоторые музыканты говорят, что с удовольствием поучаствовали бы, но не могут освободиться. Кто-то работает, у кого-то другие обязательства. Но четыре команды мы набрали, – рассказывает один из организаторов фестиваля, Павел Шельпук.

– Мы посмотрим, проанализируем. Если не будет спроса, конечно, не будет смысла продолжать делать фестиваль в таком формате.

Хотя, на мой взгляд, это уникальное обучение и возможность повысить свой уровень.

Мы привезли опытных преподавателей из США. Такой культурный обмен здорово срабатывает для всех сторон».

После организационного собрания команды расходятся на первые мастер-классы. А мы улучаем пару минут, чтобы расспросить опытных музыкантов о том, какие знания они хотят передать конкурсантам.


Mike Choby. Закончил Питсбургскую академию музыки по классу басс-гитара. Преподаёт в собственной музыкальной школе. Сотрудничал с 20 группами как сессионный музыкант для записей альбомов и концертов. Издал и спродюсировал свой личный альбом.

“Я не хочу подгонять музыкантов под какие-то стандарты, как часто это происходит в музыкальном образовании. К примеру, человеку нравится рок-музыка, и он хочет научиться играть на электрогитаре, а ему дают в руки классическую. Я же буду учить каждого тому, что ему больше всего нравится».


John Bowers. 3 года играл с группой Four Runners, записали один альбом c компанией Philips. 16 лет участвовал в группе AD записал 3 альбома на RGA friends. 12 лет гастролировал по всей Европе с группой Next Exit. Участвовал как сессионный гитарист в более чем 15 проектах. Спродюсировал несколько альбомов.

“Как музыкант ты должен быть достаточно честен с собой, чтобы признаться: если твоя музыка не нравится публике, есть вероятность, что музыка просто плоха. А с публикой на самом деле всё в порядке. Так что, если хотите быть успешными, надо уметь правильно воспринимать то, что говорит вам аудитория. Надо быть достаточно скромным и не думать, что вы умнее своей публики”.


Isaac Statzer. Играет на гитаре 21 год. С группой Kaliyl 16 лет. Записали 3 альбома и 3 EP. Работает как сессионный и концертный гитарист. 

«Когда мы слышим песню, и она вдохновляет нас, значит у её автора получилось передать свои эмоции так, чтобы все остальные их поняли. Цель музыканта — передать эмоции так, чтобы слушающий узнал в песне себя».


Laurel MacCalum. С 14 лет начала выступать с кавербэндом. 5 лет участвует в келтик-фолк группе Syr. Записали 2 альбома. Играет на гитаре, пианино, кахоне, джембе, поёт. Работает на студии Archer Avenue Studios как аранжировщик. Преподаёт пение в школе в Freeway Music School.

«Через вокал можно передать огромное количество эмоций. Благодаря этому вокалист строит отношения с публикой. Я специализируюсь на правильной вокальной технике – помогаю добиться вокалисту наилучшего тона. Мы будем работать со всеми базовыми техниками и динамикой, но также будем учиться управлять эмоциями и правильно их демонстрировать через голос”.


Andrew Ferris. Барабанщик и основатель группы Kaliyl. Объездил всё восточное побережье США с концертами. Участвует в качестве сессионного барабанщика. 
Периодически работает инженером по звуку на студии, концертным звукооператором и художником по свету.

«Моя цель – помочь создать основательную базу знаний о своём инструменте для музыкантов. Я уже познакомился с ребятами, и уровень некоторых меня приятно удивил, у других есть база, с которой можно работать. Мой совет – практика, практика и еще раз практика».


Все преподаватели живут и работают в США. Чуть позже к ним присоединится экс-гитарист группы Skillet, который также проведёт мастер-класс для участников фестиваля.

Участниками и победителями X-Star в своё время становились практически все значительные брестские группы – Onegin, D_tails, СЛАЙDЫ, The Fraiz, Prana, Ushuaia, DramRockStudio и др. Оценить шансы нынешних финалистов войти в брестский музыкальный «зал славы» можно будет 15 июля в 19.00 в зале на Скрипникова, 45А, где состоится финал конкурса-фестиваля. За звание победителя поборются Sianace (г. Минск), Sтанция (г. Минск), Whiskey Bar (г. Брест) и The Twinkls (г. Брест). В нём также примут участие финалисты прошлого года минчане Used Friendly и преподаватели-американцы Kaliyl.

Фотографии — Роман Чмель

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: