Реставрация в Бресте: зло или благо?

Когда речь заходит об историко-культурном наследии  Бреста, равнодушным не остается никто. Поговорили с архитекторами-реставраторами о городской среде, грамотной реставрации и правильных инвесторах.


Николай Власюк (старший), начальник отдела комплексных научных изысканий филиала «Брестреставрацияпроект», доцент кафедры архитектурного проектирования и рисунка БрГТУ:

«Для того, чтобы понять нынешнюю ситуацию, нужно углубиться в историю. При Советском Союзе у нас не было памятников архитектуры — к ним причисляли только образцы “чистого” стиля. Та же Брестская крепость считалась памятником скорее фортификации, и даже вокзал не причисляли к историко-культурным объектам.

фото — sputnik.by

На заре перестройки, в году так 1984, отношение к культурному наследию изменилось. Брестская область первой в союзе издала каталог “Збор помнікаў гісторыі і культуры Беларусі”. Но туда включили все подряд, даже скульптуры Ленина и мемориальные доски. Конечно, подобный подход раскритиковали: если нет единого стиля, зачем включать все подряд?

Только к 1991 году был издан закон РБ “Об охране историко-культурного наследия”: Под понятием “памятник” стали понимать то, что несет в себе память, а историко-культурные ценности разделили по определенным признакам.

Их разбили на 5 категорий:

  • Памятники без категории — местного значения. Например, наш исторический центр.
  • Памятники третьей категории — регионального значения, которые имеют влияние на определенный регион. Например, Полесье — регион  захватает не только территорию Беларуси, но еще часть Украины и Польши.
  • Памятники второй категории — республиканского значения. Те, что касаются нашего государства.
  • Первой категории — международного значения.
  • Нулевой категории — мирового значения.

У нас представляет ценность исторический центр города Бреста, ограниченный улицами Орджоникидзе, бульваром Космонавтов, Ленина и Набережной. Ценность здесь представляет сама структура, “сетка” улиц, которую менять нельзя, и объекты, которые формируют “строчку” улицы. Это нужно сохранять по законодательству.

Человек получает удовольствие от памятника, наблюдая оболочку, а не конструктив.

В городе есть объекты, которые переделали еще в начале 60-х годов. Например, костел Сердца Иисуса архитектора Юзефа Бараньского. В 50-е годы его изуродовали, приспособив под клуб железнодорожников. Там был чистый конструктивизм, а получился провинциальный сталинский ампир.

Или надстройка третьего этажа в здании мужской гимназии царевича Алексея (старый корпус университета им. А.С. Пушкина). В то время его вообще могли снести, слава Богу, что оставили.

Это здание  — типичная кирпичная готика. К сожалению, большая часть аутентичных элементов уничтожена. Поменяли двери, которые простояли более 100 лет, убрали прекрасный забор. На место вернули только козырек».

 
 
 
 
 

Также поинтересовались мнением архитектора-реставратора, который 4 года проработал в «Брестреставрациипроект», а сейчас выступает в роли независимого эксперта.

Антон Корнейчук, независимый архитектор-реставратор: 

«Реставрация архитектуры сама по себе субъективна. Да, есть определённые догмы, которые нужно соблюдать, но в любом случае архитектор к процессу подходит со своей точкой зрения.  Затем проект рассматривает комиссия, и в итоге получается такой коллективно-субъективный проект, который публике либо нравится, либо нет.

Народ кричит, что все плохо и отвратительно, но в итоге город привыкает, и никто уже не воспринимает объект как что-то инородное.

То же самое касается и цвета. Мы привыкаем видеть какой-то один цвет. Часто сложно определить, каким здание было изначально. Для этого используются физико-химические исследования штукатурного слоя: отбивается кусочек штукатурки, его разбирают на части и рассматривают слои. Например, последняя покраска была зеленой, а первый слой — бежевый. Реставратор должен применить аутентичный слой, который был нанесен на кирпичную кладку. И если сейчас перекрасить здание в абсолютно другой цвет, люди обязательно скажут: “Как можно было так здание испоганить?”.

Просто для справки — это делается не с бухты-барахты. Проводятся библиографические исследования, специалисты изучают, как это здание возникло, как выглядело, кому принадлежало. Хорошо, если есть фото. Но они, как правило, черно-белые.  Все, что максимально можно воплотить, стараемся  воплотить.

Другой вопрос, как этот процесс проходит и сколько времени занимает. Сейчас распространена практика, когда здание признается аварийным, и люди выселяются. Какое-то время оно стоит бесхозным, а это влияет на его прочность. Потом приходит инвестор, продолжается проектирование, увязка с документами, и по итогу получается , что здание проще разрушить, чем восстановить».

Пушкинская, 23

До первой мировой войны здание принадлежало некому Сальникову, а потом его арендовал городской магистрат. Надстройка третьего этажа проводилась в советское время. Когда всю улицу Советскую реконструировали, всю кладку закатали в один цвет. Кирпичные швы покрашены сверху кисточкой серым цветом. Можно увидеть, если присмотреться.

 
 
 
 

Что касается третьего этажа – он явно отличается, там нет аутентичного декора. Видно, что он не из этой эпохи, покрашен в нейтральный цвет. Это нормальный подход к реставрации, когда чужеродный элемент не пытается повторить то, что было.

Советская, 43-45

 
 
 
 

Нам удалось многого достичь в плане научного подхода к реставрации. Исследование показало, что фасадную стену нужно полностью восстанавливать. Конечно, здесь важно было использовать все аутентичное, что можно сохранить в новом объекте: старые балконные ограждения, польские вывески.

 
 

Например, вы видели эту надпись “Skory” польского периода? Ради этого элемента все и затевалось. Это уникальная вещь — надпись сохранилась под штукатуркой. Но так как стену пришлось разобрать, единственным решением было вытащить этот элемент, укрепить и вставить уже в восстановленный объект, что мы и сделали. Этот метод называется анастилоз —  подлинные элементы вставляются на новое место. В данном случае это и надпись «Skory», и ограждение, и кирпич, который мы сохранили, очистили, проверили на физико-химические свойства. В будущем, очень хотелось бы, чтоб арендаторы делали вывески в таком же польском стиле. Если все получится, это будет действительно неплохой пример реставрации в городе.

Советская, 76

 
 
 
 

Здание — результат симбиоза ответственного заказчика и грамотной реставрации. Владелец решил сохранить историческую ценность здания, чтобы это стало его своеобразной «фишкой».  Изучая историю, мы обнаружили, что на месте окон были двери, и вернули ему первозданный вид. Арку между этим домом и прилегающим строили две семьи, каждая со своей стороны — стык был виден невооруженным глазом. Внутри оставили часть стены без штукатурки — просто очищенная кирпичная кладка, по которой можно увидеть процесс застройки. Заказчик подошел с душой и здание это полюбил.

Советская, 59А 

 
 
 

Этот объект достроили. Здесь было хилое здание, вместо которого решили вписать домик в брестском духе. По проекту он должен был быть симметричным, с намеком на барокко, но хозяйка квартиры отстояла свои права, и получилось то, что получилось.

Советская, 107

 
 

Здание реставрировалось в 2009 году. На нем была уникальная каменная штукатурка на основе угля и слюды. Такой эффект получается, когда на цемент наносится песок определенных фракций, затем смывается кислотой, и на стене остаются только крупинки, самого цемента не видно — получается идеальная черная поверхность из мелкого уголька.

К моменту реставрации здание было уже не черного, скорее, коричневого цвета. Восстановить его можно было, промыв водой из аппарата высокого давления и восполнив утраты, которых было не так уж и много. Но городским властям не понравился этот вариант: как это черное здание будет стоять на «брестском Арбате»?

Очень жаль, ведь черное здание есть во Львове, в Риге — и это настоящая достопримечательность для города.

Однако я думаю, что эту темную штукатурку все-таки не сбили тогда, потому что это было бы очень тяжело и затратно. Скорей всего, оштукатурили по верху. Так что надежда на восстановление исконного цвета все же есть.

В целом, у нас дела обстоят намного лучше, чем в Украине, Польше или России. Даже в Бресте лучше чем в любом городе Беларуси лучше с охраной историко-культурного наследия. Некоторые обвиняют реставраторов, но кто посбивал со зданий весь декор? — ЖКХ. Так проще ремонтировать здания — этой позиции они придерживаются еще с 60-х годов.

Мы часто встречаем недовольных жизнью в старых домах людей. Там действительно сложно: в некоторых зданиях нет канализации и горячей воды. Деревянные перекрытия проседают, гниют, скрипят — такова цена жизни в историческом доме.

БУДУЩЕЕ

Сейчас в Бресте к 1000-летию будет проводиться небольшой ремонт. С большего приведут в порядок и покрасят фасады. Уверен, найдутся те, кто скажут: «Зачем они опять покрасили это в бежевый цвет?» Так что будьте готовы (улыбается).

Архитектура должна вызывать эмоции. Либо люди примут сразу, либо не примут никогда, либо это будет, как с Эйфелевой башней: сначала не примут, а потом это станет символом города.

История всегда будет пересекаться с настоящим. Нам это важно, и мы будем пытаться ее сохранить.

фото — Роман Чмель и другие источники

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: