Бинокль” узнал историю Бре Баттла.
Российский «Versus Battle» быстро набрал обороты. За четыре года площадка для рэп-баттлов стала целым культурным феноменом. О них пишут крупные СМИ, итоги комментируют медийные личности, начиная Ксенией Собчак, заканчивая Дмитрием Быковым, а самый просматриваемый баттл подкрадывается к отметке в 40 миллионов просмотров.
«Versus Battle» стал идейным вдохновителем для появления аналогичных площадок в России и за её пределами. Так в 2013 году в Бресте появилась платформа для рэп-баттлов под названием «Бре баттл». Мы встретились с его организатором и ведущим Кириллом Щегриковичем и участником «Бре Баттла» Пашей Сацем и поговорили о возникновении рэп-баттлов в Бресте, о местных МС и о том, чего не хватает «Бре Баттлу», чтобы стать вторым «Versus Battle».
Мы встречаемся с ребятами в парке «1-го мая» на месте бывшего картодрома. Граффити и покрышки, видавшие жизнь, располагают к беседе о музыке и культуре улиц. Кирилл – человек в рэпе не случайный. Выступая под псевдонимом Крим, он делил одну сцену с такими мастодонтами жанра, как Oxxxymiron, Смоки Мо, ЛСП, Loc Dog и Стим. Он и начинает свой рассказ:
«Всё началось с просмотра «Versus Battle». Меня он зацепил, и я решил попробовать сделать рэп-баттлы в родном городе. Начал искать место, договариваться со спонсорами. Они нужны были для того, чтобы оплачивать место проведения баттлов. В итоге мы нашли студию звукозаписи с прилегающей к ней территорией, которая находилась на Вульке. Под открытым небом мы начали снимать первые выпуски. Так вышло, что нам удалось договориться с руководством о безвозмездной аренде».
Кирилл говорит, что вопрос заработка изначально не стоял, всё делалось из живого интереса. Денег они не брали ни за участие, ни за вход на баттлы — это было принципиальной позицией. На первые выпуски участников набирали из знакомых рэперов и МС.
«Я обзванивал рэперов и старался подобрать пару противников так, чтобы между ними были конфликты. Зачастую они возникали из-за войны в интернете: не понравился трек — раскритиковал, и пошло-поехало. Участников я всегда набирал с запасом: люди могли сливаться. Поэтому на один выпуск приглашалось четыре пары, и обязательно одна-две не приходили: могли забыть текст или просто боялись облажаться.
Я сам видеооператор и на съемки приглашал своих знакомых ребят, которые занимаются видеосъёмкой. Первые три раза мы снимали на улице, и первый баттл между Маньякиным и Бронксом по накалу страстей, на мой взгляд, был лучше, чем первый выпуск на «Versus Battle», — делится Кирилл.
После трёх выпусков ребятам отказали в аренде. Пришлось искать новое место дислокации. Им стал арт-клуб Кирпич.
«Аренда у клуба платная. Мы пришли к руководству и попытались договориться о безвозмездном предоставлении площадки. Мы им рекламу, они нам — помещение клуба. Поначалу они упирались, но в итоге согласились.
В судейский состав входило три человека. Постоянными были двое: Сайрон и Виталик, хозяин магазина «Faster». Третий участник судебной коллегии постоянно менялся. Сайрон — рэпер старой брестской школы, его все знают и уважают. По своей природе он правдоруб и всегда даёт конструктивную критику. Виталик увлекался в детстве хип-хоп культурой и знает Семью Буга — первопроходцев брестского рэпа. Он же и был нашим первым спонсором. Иногда предоставлял одежду из своего магазина в качестве призов. Вторым спонсором стал магазин «Green Star». По взаиморекламе они сделали нам баннер и бейджи участникам».
Баттлы ребята снимали по выходным каждую неделю. Участникам на подготовку давалось около двух недель, а видео не проходило склейку. Как и в «Versus Battle», у брестского аналога баттл состоял из трёх раундов. Длительность всего поединка — около 20 минут. Кульминацией для Бре Баттла стал турнир с минским «Корона-Баттл». На него пришло около ста человек.
«Минский турнир появился немного позже нашего. Некоторые участники «Бре Баттла» ездили в Минск, и нам стало интересно сразиться с ними. Мы пригласили их к себе в Брест. С нашей стороны выступал Паша aka Bone Hell, с их — MiHaN1k. По сути это был формат последнего выпуска «Versus Battle» между Оксимироном и Гнойным, которые представляли две площадки — «Versus» и «Слово». Судей было четверо: двое с нашей и двое с их стороны. Оба МС были сильными, и баттл получился мощным и зрелищным».
«Тогда была ничья, — рассказывает Паша. — Их судьи отдали голос мне, наши — моему сопернику. Я участвовал трижды в баттлах: одно поражение, выигрыш и ничья».
Наши собеседники говорят, что фильтров по отбору участников не было. В баттлах могли участвовать люди, которые даже не имеют отношения к музыке и не проживают в Бресте. Половина участников «Бре Баттла» — родом не из Бреста. Для некоторых эта площадка стала стартом: так Сэм Данк прошёл отбор в лигу «Versus Battle» под названием «Fresh Blood».
Ребята рассказывают, что на обычные баттлы приходило в среднем по 40-50 человек. «Бре Баттл» стал первой площадкой рэп-баттлов в Бресте. До них проводились импровизированные фристайл-баттлы.
«Они проходили на улицах, собирались люди, скидывались условно по рублю — это было призовым фондом. На моей памяти такие баттлы были немногочисленны: на них собиралось около 30 человек«, — продолжаетПаша.
«Когда я был маленьким, — подхватывает Кирилл, — баттлы проводились между Ковалёвкой и Вулькой — там, где сейчас строят футбольный манеж. Все приезжали на машинах, набивалось около 200 человек. Включалась музыка и люди фристайлили — это было мощно».
Рэп-баттлы — испытание не для слабонервных. Участники пытаются задеть друг друга панчами, иногда переходя границы. Так на одном из поединков чуть не дошло до драки.
«Это был баттл с участием Прокси. Его оппонент перешёл грань дозволенного, ещё бы пару панчей — и пришлось бы участников разнимать. Соперник Прокси забывал слова, пытался фристайлить, но получалось плохо, — рассказывает Кирилл. — Я считаю, что панчи должны быть с юмором и сатирой. Врать нельзя ни в коем случае».
Ребята говорят, что из-за того, что МС постоянно сливались, снято было 12 выпусков, хотя планировалось больше. В этом они видят положительную сторону: лучше делать баттлы с хорошими МС, чем штамповать посредственный видео-контент. По этой причине они и перестали снимать баттлы. Последнее видео датируется сентябрём 2015 года.
«Дело шло к большому турниру. У нас объявился спонсор, который готов был выложить со своего кармана 100$ для призового фонда. Но мы не набрали участников, и идея повисла в воздухе. Заявок было много, а вот сильных участников — не очень. Наши планы были обширными: делать баттлы между поэтами, провести фристайл-баттл. Главная проблема — отсутствие заинтересованных и, главное, сильных МС, — делится Кирилл.
В конце разговора собеседники говорят, что каждые полгода вспоминают о «Бре Батлле» и хотят его реанимировать. Идея жива — нужны лишь достойные участники:
«Например, в Минске есть крутой фристайл-рэпер, который зарабатывает этим на жизнь. Он победитель неоднократных турниров и чемпионатов. Если его пригласить в Брест на турнир, соперники нужны соответствующие, но у нас их днём с огнём не найдёшь. А вообще, круто было бы организовать баттл уровня Тони Тунайт vs Buzz. Я думаю, что о таком поединке краем уха услышал бы сам Ресторатор», — улыбается и резюмирует Кирилл.
Из разговора с ребятами мы поняли, что «Бре Баттл» не умер. Ему просто нужна свежая и талантливая кровь. Если тебе интересна эта идея, добро пожаловать в сообщество ребят. Возможно, ты — будущая звезда рэп-баттлов, которая сможет поднять беларуский хип-хоп с колен.
Фото — Роман Чмель, из личного архива героев
Для отправки комментария необходимо войти на сайт.