Без ума от Mirum’а: как провести 2 дня на 8-часовом фестивале

Только вернулись в себя из фестиваля. Ни тебе хипста-налета, ни вычурного искусства, ни провинциального гедонизма – Бинокль” побывал на Mirum Music Festival и был очарован. Как брестчане брестчанам рассказываем о фестивале в 3 часах езды от нашего города, который превращает выходные в мини-отпуск.


Мы отправились в фест-трип на авто. С собой – палатка и сопутствующее, сухомятка, фестивальные треки на флешке. Ответственный за атмосферу неформальности – алко-ноу-хау «Geist», предоставленный нашим партнером «Белалко». Напоминаем, что от атмосферы до чрезмерного употребления – один шаг, поэтому не путайте “для настроения” с застольем.

 
 

Свернув с лощеной минской трассы, мы давили педаль по гродненскому региону. Мир – городской поселок. Компактный, уютный, с костелом, церковью и замком – объектом наследия ЮНЕСКО. На въезде парковкой приветливо дирижировали инспекторы ГАИ. Разместив автомобиль, мы отправились на территорию фестиваля. Из запрещенного для проноса с собой – обычный перечень опасных предметов и алкоголь. Бар каждый импровизировал себе сам: в палаточном городке, в машинах, на берегу озера. Как результат: ни одного неадекватного персонажа в радиусе фестиваля. Стоит отметить работу блюстителей правопорядка – доброжелательный досмотр и невидимое нахождение на территории.

 
 
 
 

Из традиционных фестивальных атрибутов – фудкорты, сувениры и пара брендированных спотов. В зонировании не запутаешься, присев перекусить – артистов не пропустишь. Музыкальная программа стартанула вовремя и дальше лайн-ап от расписания не отклонялся. Ведущие на фестивалях как бойцы невидимого фронта пауз-настроек между музыкантами. Хороших мало, а нравящихся публике еще меньше. В этот раз с папочкой конферансье на сцену выходил музыкант Пафнутий Кузюкян. Был замечен со странными шуточками и подтапливанием других фестивалей.

 
 
 
 
 

Что бы ни происходило на фестивале, музыка решает всё. Она формирует облако зрителей, она окрашивает атмосферу. Афиша от Mirum всегда провоцирует на межбровную морщину раздумья: в меню незнакомые имена и сумбур жанров. Но это комбо в итоге выстраивается в тетрисный ряд “красивые люди – красиво слушают – красивую музыку”. Про Мирум любят говорить “музыка не для всех”, но это скорее определение из ряда “нет времени объяснять”. В этом году, по традиции, лайн-ап-тесто замешивалось из артистов, не затасканных гастролями в наших краях. Музыкальный дресс-код – самобытность.

Первыми выступали BY Soulfam – расслабляли и джазили. Идеальная музыка, чтобы расположиться на покрывальце, перевести дух, дожимая дыню, яблоки и блины с дороги.  Проект молодой – ребята собрали гильдию музыкантов по духу и практикуют джем-сессии.

Дальше со сцены пожаловали москвичи БЦХ. На пальцах объяснить сложно, но звучит обаятельно. Проект очень экспериментальный по звуку и сэмплам, для наших музыкальных широт, любящих все буквальное, даже сложный. До зрителя достучались: люди рассматривали музыку покачиваясь и приподнимаясь.

 
 
 
 
 

Республика Полина подхватила атмосферу предыдущих артистов. Как всегда тонко и уверенно, без ора и надрыва. Вышедшие после нее Naviband поднажали и от массы вальяжных зрителей отделилась группа танцующих перед сценой. Что Полина, что ребята – предсказуемые музыканты, с музыкой без черной вуали и угара, поэтому мы не ожидали каких-то сверхпрыжков в пространстве. Не ожидать-то не ожидали, а постепенно с притопывания перешли на более сложные танцевальные элементы. Зашло, зацепило.

 
 
 
 
 
 

Дальше – больше. Не электронный проект с почти электронным звучанием  — ½ Orchestra раскачал палубу для хедлайнеров, которые в этот раз были разноплановыми от слова «максимально». Литовцы-второгодники Beissoul & Einus как вестники сексуального (не-подобрать-другого-слова) кача отыграли дружно с «залом» — сидячих мест на лужайке не осталось. Солист ювелирно эпатировал без перегибов, музыка брала нас в оборот. По дороге домой мы раза три прослушали альбом украинско-литовского дуэта – тебя поддевает на крючок ритма, даже если жанр далек от твоего айпода.

 
 
 
 
 

Jamala  была заявлена как полноправный хедлайнер – самое известное имя в лайнапе, кубок Евровидения дома за стеклом. Отработала как подобает, все дружно мотались из стороны в сторону, были накрыты вокалом и ритмом. Несмотря на это, сложно воспринимать ее как не мейнстримовый проект, славянобазарские искры однотипности мелькали на микросекунды. Ну, посмотрим.

 
 
 
 

После выступления украинки с территории фестиваля случился зрительский отток. Мы же отправились наконец водрузить наш палаточный замок Винтерфела. По возвращению на площадку заметили, что атмосфера фестиваля окончательно приняла ночной облик: начала работу малая сцена с маэстро диджей-музыки, на главной сцене готовила свой сет, кулинарно смешивая тумблеры и кнопки на контроллере, Мирабелла Карьянова – в афишах вы найдете под именем Ishome. Как пишут про нее все – это дива российской электронной музыки. Богиня от техно. Из электронной кухни предпочитает эмбиент, который, благодаря музыкальному воображению, камуфлирует под все что угодно. Выступление было похоже на афтепати для приглашенных, ценителей оказалось количеством с квартирник. Но вряд ли это было неожиданностью для организаторов.

 
 
 
 
 

Малая сцена гудела до самого утра, мы чудом не протерли танцпол. Когда за пультом парадом руководил гениальный Funkyjaws, мы заметили пританцовывающего милиционера из патруля. Продлевание фестиваля за счет такой тусовки – прекрасное решение для неугомонных отдыхающих. В общем, до палатки мы добрались засветло, предварительно посетив Мирский замок в ночной подсветке. Попили, упали, впечатления ушли на обработку.

Послефестивальное утро всегда одинаковое: тягучее и юморное. Спонсор мойдодыр-процедур – пятилитровик, припасенный из Бреста. Разобравшись с утренними ролевыми играми в «полей мне, потом я тебе», мы отправились на поиски еды. Жители палаточного городка практикуют мангалы, но мы пока выбрали уровень выхода из зоны комфорта «начинающий» — он включает завтрак в цивилизации.

 
 
 

Дорога с фестиваля заняла 8 часов. Сюда вошли поиски подходящего пляжа и водоема для банных ритуалов, обзорный объезд нескольких деревень по периметру, тест трех заправок на наличие так нужных нам французских хотдогов и купание на Щаре. Все это, конечно, было сдобрено впечатлениями о Мируме и его формате, пока свежо.

 
 
 
 

В фестивальной нише Беларуси становится тесновато, немалый кусок от зрительского пирога отщипывают размашистые пивные фестивали с бесплатным входом. Люди становятся избирательнее и ленивее, поэтому на неформатных фестивалях редеют ряды – нет случайных прохожих. Мирум пока держит атмосферу крепко – в этом году привоз был менее именитый, но не заезженный, градус не понизили. Но у таких явлений есть и темная сторона – экономическая. Фестивалю надо делать выручку, а выручка там, где массовость. Есть еще спонсорство, но времена такие, что по условиям бывает проще сразу продаться в рекрутство вместе со своим фестивалем.

Мирум вырос из междусобойчика для своих, выстрелил и сейчас пытается удержаться на этом канате востребованности. Зрителя нашего приучили требовать удовольствий согласно купленным билетам, хотя, если исчезнут некоммерческие фестивали, пропадет и место встречи для прослойки пытливых людей. Приезжать на звездные имена и кутить – задача простая, а вот приезжать и открывать новые имена – здесь уже надо в кошелек залезть, подумать, пересчитать. Так что пока Мирум – это не бизнес, и даже не концертная база. Скорее, формат встречи, типаж людей. Оплата же билетов на фестиваль – меценатство. За культуру надо платить.

Фотографии: Витя Малыха

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: