Город под шумом: кто в ответе за брестский авангард?

Твоя мама назовет эту музыку сатанинской, а папа отправит в военкомат, чтобы мозги вправили. Но ты ведь не настолько консервативен(-на), верно? Открывай двери восприятия пошире и снимай щеколду предрассудков мы начинаем погружение в постмузыкальные глубины брестского андерграунда. В объективе Бинокля” — брестские музыканты, не признающие границ.


Шум — это наиболее примитивная форма 
коллективной бессознательности, использующая пре- или 
металингвистический опыт и поэтому не нуждающаяся в сложных 
инструментальных средствах, появившихся в результате определенных 
общественных соглашений.
Масами Акита



Кирилл aka Kryst (ambient noise) aka Kript (noise/hip-hop)
Я нахожусь в постоянном поиске новой музыки, и как-то раз (года два назад) в мои руки попал  компакт-диск с альбомом проекта Бойда Райса NON “Easy Listening For Iron Youth”. Эта компиляция очень впечатлила меня – я загорелся желанием записать нечто подобное, хотя в тот момент я был далек от понимания принципов создания нойза.



Старый нойз в духе Nails Ov Christ или Con-Dom относится к так называемой кассетной культуре, а мне всегда нравилось работать с пленкой. Это такая своеобразная дань уважения восьмидесятым и девяностым – временам, когда кассета была самым популярным физическим носителем звука.  Я начал использовать кассетные петли – записываю через магнитофон заранее заготовленный 5-10 секундный сэмпл, отрезаю части пленки и склеиваю их между собой в определённом порядке, а после меняю корпус кассеты, вставляю ее в плеер и пропускаю образовавшийся звук через гитарные примочки. Нечто подобное методу нарезок Берроуза.

Мое творчество – это импровизация, джем. Я называю это нойзом, хотя в моих работах можно услышать и эмбиент, lo-fi, полевые записи, радионойз. Когда я сажусь за аппарат, я не знаю, что из этого выйдет в конце концов. Бессознательное правит бал – есть набор инструментов, кассет, примочек и желание что-то сделать со всем этим. Иногда выпадаю на сутки, выныриваю уже на следующий день.

Самый привлекательный элемент нойза заключается в его доступности. Ты можешь создавать музыку в одиночку – необходимы только минимальный аппарат и фантазия. Сидишь в своей комнате и творишь. Я, например, смотрю на свои проекты как на чистый эксперимент, который, надеюсь, не закончится никогда. Мне нравится открывать новое. Просто делать шум ради шума неинтересно. Мне хочется, чтобы мои звуки погружали слушателя в определенное состояние транса. И не важно, насколько положительным оно будет казаться.


Я никогда не задумывался о каком-то определенном посыле. Мне нравится сама концепция создания звука с помощью аналогового стаффа. Единственный трек, которым я хотел выразить конкретные личные переживания, – «Holod». В его составе двухструнная электрогитара, старый синтезатор, полевые записи, гитарные примочки и кассетные петли. Я старался передать атмосферу места, где провел огромное количество времени, прогуливая школу, – атмосферу индустриального пустыря на окраине Бреста.

В рамках проекта Kript я обозначаю свои треки только последовательными номерами – слушатель имеет право интерпретировать звук по-своему. Мне не хочется навязывать какие бы то ни было идеи. Кто я такой, чтобы учить людей жизни? Музыка Kript – это тот же нойз, только с битами. На выходе получается экспериментальный хип-хоп. Главная цель – демонстрация возможностей, ведь музыку можно создавать без помощи классических инструментов.

Музыка стала продуктом потребления. Многие музыканты уделяют очень много внимания процессу записи, а не непосредственно сочинительству. А я всегда ловил кайф от противоположного: когда человек делает все сам, пускай и на дешевом оборудовании. Возможно, в результате выходит не слишком качественный продукт, но естественный. Есть в этом какая-то искренность, самобытность и даже протест.

Наверное, нойз никогда не найдет массового слушателя, но меня это мало волнует. Мне нравится работать со звуком и создавать музыку. Если отнять ее, я стану аморфным. Это мой личный стимул, придающий жизненные силы. Движение как цель. В какой-то момент тебя накрывает вдохновение и ты начинаешь созидать. Отклик – далеко не самый важный момент. Самое главное, что я получаю от этого удовольствие. При этом не стоит забывать: что бы ты ни делал, ты должен быть примером. Все остальное посредственно.



Дмитрий aka TRAWMA (dark ambient/post-industrial)
Я открыл эмбиент в 11 лет. Была такая кровавая игрушка Пэйнкиллер, где в самых «мясных» моментах включался бодренький металл, а, когда монстры отступали, гитарные моменты сменялись атмосферной музыкой. Некоторое время я наслаждался этими треками (даже залил их на плеер), но вскоре благополучно о них забыл. А потом моя девушка познакомила меня с дарквейвом. С этого времени я не перестаю углубляться в темный звук.

Однажды Кирилл предложил мне замутить сплит. У меня уже были кое-какие наработки, впоследствии воплотившиеся в четыре трека. Издали десять кассет, пошили для них мешочки странные – эстетский движ такой. Позже скинули записи в интернет. Особо не рассчитывали на успех, но народ начал вникать: я находил собственные треки на страницах абсолютно незнакомых людей. Оказалось, есть тусовка – удивлению не было предела. Мы назвали наш сплит «Никому не надо» и… прогадали. Мне кажется, не последнюю роль сыграла смесь странной музыки и грамотного оформления.

В своем первом треке, The Arrival, я использовал сэмпл записи телефонного разговора с человеком, позвонившим в зону 51. Скорее всего это был просто какой-то городской сумасшедший, но его голос был наполнен неподдельными эмоциями, животным страхом. Для написания другого трека я «позаимствовал» радиозапись первых переговоров о случившейся в Чернобыле катастрофе.  Дешевый китайский диктофон – мой основной инструмент. С его помощью, например, мои треки пополнились сэмплами мяуканья кота, переговоров железнодорожников и визга циркулярной пилы.

У меня нет вектора на определённую аудиторию – я просто ретранслирую то, что в голове. Делаю музыку и подхожу к этому процессу серьезно. Каждую секунду меня волнует какая-то определённая тема: подсознание работает, мысли начинают приобретать музыкальную форму. В какой-то момент структура трека становится очевидной и я сажусь за компьютер. Например, главная идея последнего релиза – церковь и те дикие вещи, которые творят ее сподвижники. В принципе, писание – достаточно мудрая штука, но расхождение теории с практикой налицо.

В своих треках я стараюсь передать атмосферу обреченной безысходности – человечество находится в шаге от глубокой бездны. Наше существование ничтожно само по себе. Мне кажется, что настало время задуматься, кто мы и куда идем. Но в конкретный исторический момент меня волнует тема аугментации. Не исключено, что в будущем человек станет модифицировать свое тело. В кого мы превратимся?

Лет 15 назад коллеги моего отца брали на работу пульт от телевизора и притворялись разговаривающими по мобильному телефону. А сейчас в распоряжении каждого школьника отличный смартфон. Попробуешь его забрать — и время остановится. С каких пор мы стали настолько зависимы от технологий? Это и есть та самая бездна, на пороге которой следует задуматься – а стоит ли?



Александр aka Mad Mirror Mountain (guitar drone)
Осенью 2013 года было холодно и сыро, в личной жизни — полное веселье. Такой себе набор мизантропа-неудачника. Я записал пару треков без какой-то конкретной цели, позже начал экспериментировать с диктофонными записями. Это был эксперимент «от нечего делать» — желание писать такой звук возникает в состоянии крайне агрессивном. Когда хочется, чтобы людей совсем не стало.

Я пытаюсь передать определенное состояние – например, сон, в котором ты тонешь. Стараюсь отобразить в музыке некую мысль, которая не будет доступна широкому кругу слушателей. Я уже смирился с тем, что подобные опусы вряд ли будут интересны кому-то другому. Моя музыка не несет никаких сознательных идей. Я перестал «рассказывать» — канал обмена энергией с публикой сократился даже в формате рок-музыки. Просто закидываешь в эфир – а вдруг?



Если кому-то нравится то, что я делаю,– здорово. Если нет – не беда. Я не ставлю перед собой цель набрать аудиторию. Меня просто плющит, это часть моего естества. Артикулирую личный опыт посредством звука, потому что трудно молчать. Как это получается и зачем – не знаю. Что-то бессознательное. Нельзя постоянно вариться в этом «быдлюшнике» из Еврооптов и товаров по акции. Если ничего не делать – начинаешь гнить.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: