Книга «Эмоциональный интеллект» американского писателя и психолога Дэниела Гоулмана держалась в списке бестселлеров The New York Times более полутора лет. Однако до этого момента психолога, несмотря на всю перспективность его идей, не слышали (да и не слушали) целое десятилетие.
Теперь, когда методики Гоулмана получили заслуженное признание во всём мире, очередь за Брестом. Мы побывали на открытии первого центра развития эмоционального интеллекта «Отражение» и убедились, что иногда сухая логика пасует перед способностью принимать осознанные решения с помощью чувств.
Открытие «Отражения» прошло не «лампово» — мы не любим это слово, встречающееся нынче чаще, чем «блохи в лисьей шубе», как говорил Сапковский. Оно прошло «семейно» — именно так, как и должно проходить открытие центра, в котором ребёнок будет задавать себе вопрос «Кто я?» и учиться на него отвечать.
Да и обстановка располагает! Тут и всеобщий праздничный настрой, и красная лента (торжественно перерезанная, разумеется), а в гостях — люди, которые знают о чувствах и эмоциях не понаслышке: психолог и преподаватель Елена Марченко, специализирующаяся на вопросах развития и воспитания детей школьного возраста, музыкант/поэт/художник Вовка Плюмбум и художница Мария Редько, не нуждающаяся в представлении брестчанам.
Ну и, разумеется, родители с детьми, которые каким-то совершенно магическим образом умудрились поместиться в не такой уж и большой комнате.
— Представьте умного человека. Как по-вашему он выглядит? — сразу же предлагает собравшимся родителям Елена Марченко.
— Серьёзный! В очках! Похожий на вас! — замечают родители.
— А теперь представьте, как выглядит умный ребёнок! — улыбается и смотрит на слушателей Елена.
В этот раз родители уверены, что умный ребёнок — непременно собранный и уверенный в себе.
Елена рассказывает: очень долго учёные считали, что ум — способность человека хорошо считать, писать и совершать научные открытия. Но вдруг оказалось, что, кроме ума, связанного с цифрами и буквами, есть ещё один очень важный и нужный ум — эмоциональный интеллект. Однако как его обнаружить?
Заметьте, с кем обычно дружат дети. С лидерами, способными придумать игру, выразить эмоции и найти подход к своим сверстникам. Это то, что можно спеть или станцевать, но невозможно передать словами.
И вашим детям предстоит освоить этот самый универсальный, нужный и необычный в этом мире язык — язык наших эмоций. Ведь с помощью него можно научиться понимать и выражать свои мысли и чувства, быть по-настоящему в ладу с самим собой.
Профессиональные советы родителям дала и художница Мария Редько, посоветовав завести блокнот и позволить ребёнку рисовать, перенося свои эмоции на бумагу, демонстрируя при этом альбом со своими детскими иллюстрациями, который малыши изучали с неподдельным удовольствием и интересом. И после просмотра которого возникает грустное чувство, что руки у тебя явно растут не оттуда.
Хочу сказать родителям, что то, что существует рядом с нами, — удивительная, неповторимая планета. А к ребёнку стоит относиться как к самому необыкновенному из всех живущих на этой планете существ.
Ведь только ребёнок способен увидеть то, что не видит никто другой, способен научить этому вас и окружающих. Доверяйте ему — и он вас удивит.
Вовка Плюмбум не только исполнил несколько своих песен, но и рассказал, что, по его мнению, быть необычным очень просто. Главное, чтобы на это хватало сил и времени.
Дети уже изначально неординарны по сравнению со взрослыми — считает Вовка. Это уже потом человек взрослеет, начинает обрастать скорлупой и воспринимать мир через призму общепринятых норм и устоев. Ребёнок же всё видит настоящим, он открыт.
Задача родителей — не строить вокруг ребёнка блоки и стенки, разговаривать как со взрослым. Хочет играть на баяне? Пусть играет! Хочет заниматься боксом? Прекрасно! Ведь в будущем он может стать великим боксёром.
И совершенно не важно, что ребёнок родился, например, в семье художников или врачей. Заметьте, что люди всегда долго ищут что-то, а в итоге возвращаются к тому, чем занимались в детстве. Творчество Владимира, к слову, оценили не только родители, но и самая юная аудитория: малышня совершенно беззастенчиво тянулась к струнам Вовкиной гитары, самозабвенно пританцовывала и согласилась отпустить невыспавшегося после концерта Вовку, но только после встреченной бурными аплодисментами песни «Дельтаплан».
Самый сильный душевный отклик (что предсказуемо) обаятельный Владимир вызвал именно у прекрасной половины детской аудитории.
В этом нам призналась и юная Рита, оставшаяся в восторге одновременно от атмосферы мероприятия, задорных мотивов песни про «большого пса с зелёным ухом» и таких же зелёных штанов Вовки: «Мне тут очень нравится! Уже даже нашла подругу — её зовут Лиза. А дядя очень хорошо на гитаре играл! Ну тот, который в штанах был зелёных. Только чуточку громко».
На наш вопрос, встретимся ли мы с Ритой ещё в стенах «Отражения», девочка совершенно серьёзно и безапелляционно кивает.
С Ритой полностью согласилась и Ксюша, очень заинтересовавшаяся Вовкиной акустикой и отплясывавшая, пожалуй, самоотверженней всех остальных: «Концерт мне понравился! Интереснее всего было танцевать и на гитаре играть. Но гитаристкой быть пока что не хочу. А приходить сюда буду каждый-каждый день, потому что тут весело».
После чего вдруг обняла нашего менеджера по спецпроектам Веронику.
«Всему, что я знаю, меня научили дети. Мне нравится учиться, поэтому я, пожалуй, продолжу» — не просто цитата, но и жизненная позиция создателя и руководителя центра «Отражение» Софии Викторовны Лукьянчик , рассказавшей нам о том, как уроки эмоционального интеллекта меняют детей.
Началом существования центра можно назвать тот момент, когда я стала работать в детском саду музыкальным руководителем. На момент моего первого прикосновения к удивительному миру ребёнка мне было около 20 лет. Потом последовали 8 лет работы в госучреждении и уход в частную компанию, где я организовала три направления сразу, ставшие результатом защиты моей авторской программы после магистратуры: музыкальный театр, всестороннее развитие и занятия по художественной деятельности.
Это стало бесценным опытом, позволившим объединить все три направления в нечто совершенно особенное, ставшее «Отражением». Почему «Отражением»? Да потому что только благодаря отражению мы можем знать о себе правду.
Мы будем не только сочетать музыку, рисование и театр, но и знакомиться с запахами и тактильными ощущениями, гулять и быть ближе к природе. Ведь всё это вызывает чувства, эмоции и образы.
И абсолютно всё, что сможет повлиять и будет включать в себя познание своих чувств, будет включаться в проект.
В будущем детей ждут и новые направления. Это театральная деятельность, иностранные языки, всестороннее развитие именно в рамках эмоционального интеллекта. Не стандартные задачи на логику, а осознание решения через чувства.
Дети, занимающиеся развитием эмоционального интеллекта, становятся фееричными, учатся говорить чувствами и подмечать каждую деталь.
У меня есть ребёнок, который одновременно поёт, рисует, лепит из пластилина и качает ногой, потому что он очень эмоциональный, чувствующий, неординарный и полон энергии. И эту энергию необходимо «разжать», чтобы ребёнок научился управлять своей природой.
Поэтому я, как педагог, считаю: если медики не ставят диагноз сложным детям — не спешите этот диагноз искать. Ведь малыш просто может быть неординарным.
Были ситуации, когда приходили родители и говорили про определённый диагноз, но в процессе обучения никакого диагноза не обнаруживалось. Я не медик, но определяю это через педагогические задачи, с которыми ребёнок справляется и благодаря которым начинает раскрываться, общаться с окружающими.
И я могу смело сказать, что в вопросах, касающихся эмоций и их познания, ребёнок никогда не ошибается. Он с огромным удовольствием включается в процесс познания, ведь это его мир.Ситуация, когда творческие дети закрываются и считают, что «меня не слышат, не хочу с ними говорить», — не редкость. Они защищают свою территорию. Так уж устроен талантливый человек: он всеми силами защищает свой талант. Поэтому проблема глубже — в эмоциональном интеллекте. И родителям таких малышей не стоит забывать, что чувства говорят, их просто нужно научиться слышать
У человека целых два ума — эмоциональный и рациональный. Эмоциональный говорит вам правду, а рациональный решает, как этой правдой воспользоваться.
Вот с этим я и хочу работать. Если говорить о масштабах проекта: пока что это центр, но я бы хотела включить в программу приюты, детские дома, семьи с социальными трудностями.
И я верю, что этим необходимо заниматься, давая ребятам новые возможности! А вообще хотела бы призвать наших городских специалистов к дружбе, ведь каждый центр несёт что-то своё, а с помощью взаимной поддержки мы сможем реализовать по-настоящему большие и важные проекты, приложив максимальные усилия для развития наших детей.
Фото — Вера Ерёмова
Для отправки комментария необходимо войти на сайт.