«Белая Вежа»: чешские мечты на брестских улицах

«Белая Вежа» – ежегодный свежий глоток коньяка в антракте воды не только для заядлых брестских театралов, но и для всех интересующихся разной степени прошаренности и увлеченности. Бинокль» не мог пропустить спектакль «Высокие мечты», открывавший уличную часть фестивальной программы.


Из раза в раз организаторы «Белой Вежи» стараются держать эгалитаристскую марку (осознанно или не очень?), предоставляя всем желающим — вне зависимости от толщины кошелька — возможность насладиться высоким. Шутка ли: стоимость билетов на спектакль «ВДВ: Всем добрый вечер», поставленный актером всея Руси Александром Балуевым, составляет ни много ни мало 1/5 часть оклада условного молодого специалиста (который, хочется верить, интересуется искусством не только в «За Маркса» Басковой).

Чешский театр V. O. S. A., вышедший на площадь Ленина вечером 8 сентября, — совсем другая история (вернее, четыре истории), отыгранная артистами для зрителей, заплативших за представление лишь часом свободного времени. И, кажется, совсем об этом не пожалевших.

«Заморские» актеры наслаждали взор и чувство прекрасного брестской публики акробатическими трюками (достаточно сложными, по скромному дилетантскому мнению автора этих строк), элементами огненного шоу, хрупкими конструкциями из деревянных балок, грозившими обвалиться от дыхания стоявших в первых рядах, и, конечно же, мастерством мимического и пластического отображения действия. Нашлось место и своеобразному интерактиву, заключавшемуся в обмене междометиями «Ааааа!» с самыми маленькими зрителями.

Звуковое сопровождение, насчитывавшее в качественном составе укулеле, габой, аккордеон, джембе и голоса музыкантов, наводило на мысли о творчестве Зака Кондона, будто пропускавшего в немногочисленных 10-секундных паузах рюмашку-другую не бехеровки, а отечественной водочки, отчего космополитичная музыка а-ля Beirut эпизодически брала на вооружение трехаккордность и настроение «Мурки». И это было уместно, это было в композиционную «строчку».

Изрядная часть внимания публики досталась задействованным в спектакле транспортным механизмам, один из которых (если верить аннотации) «имеет самые большие колеса в Европе». Казалось, словно все эти высококолесные агрегаты были собраны мародерами из старого доброго «Безумного Макса» в стилистическом антураже планеты Плюк, что в галактике Кин-дза-дза.

Одному режиссеру чешского театра V. O. S. A. известно, насколько можно и нужно ли вообще вербализировать посыл этих четырех историй (чьи границы оказались достаточно размытыми), потому что:

а) не зря ведь создатели действия решили обойтись без слов;
б) автор все так же продолжает оставаться мертвым (привет-привет, Ролан Барт!).

Ясно одно – лиричность и отчаянно добродушная дурашливость спектакля никого не оставили равнодушным (в изначально нейтральной коннотации этого определения, разумеется).

Пятничный вечер, вместивший в себя «Высокие мечты», оказался чуть ли не волшебным, но все-таки оставил после себя вопрос (впрочем, никак не связанный с постановкой): неужели только иностранный катализатор в состоянии заставить брестчан улыбаться не в закрытом пространстве кухонь, а просто так, всему окружающему?

фото — Александр Сахарчук

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: