Усё нармальна, Паца-Ваца. 10 телепередач, за которые не стыдно

Бинокль вспомнил 10 передач беларуского телевидения, за которые не стыдно.


Беларуское телевидение на данный момент — повод для насмешек и шуток. С главной задачей (информировать и развлекать людей) наше ТВ справляется через пень колоду. Новостям далеко до объективности, телешоу пресные, как постный хлеб, а проскакивающие по региональным телеканалам поздравления — оплеуха всему эстетическому.

Однако было время, когда наши телеканалы радовали зрителей годным контентом, при этом стараясь им не перекормить. Вместе со школой телевидения «Videomix» мы подобрали 10 передач, которыми если можно не гордиться, то вспоминать и просматривать с теплотой.

Абібок

Передача, о которой остались лишь воспоминания старожилов и фрагменты записей на Youtube. Как и многие передачи 90-х, «Абібок» выходил на беларуском языке. Известен, в первую очередь, своей ведущей — Юлией Высоцкой, женой режиссёра Андрея Кончаловского. Ещё во время учёбы в театрально-художественном институте Юлия стала ведущей программы «Абібок».

В одном из интервью она рассказывала, что много раз порывалась уйти из передачи. Зарплата была совсем копеечной: от 15 до 30 долларов. Соответственно, на одежду и макияж денег не было, поэтому актриса часто появлялась в одних и тех же вещах, а инструментом для мейкапа служил лишь тональный крем. Сама передача была посвящена шоу-бизнесу и культурным событиям в Беларуси. Один из запоминающихся сюжетов — репортаж о группе Cannibal Corpse, которая выступала в 1998 году в Белгосцирке. Сейчас сложно представить не то чтобы приезд группы в Беларусь, а даже упоминание о культовой дез-металл группе на беларуском телевидении.

 

Карамболь

Чем раритетнее программа, тем меньше о ней известно. «Карамболь» — ещё одно ток-шоу в нашем списке. Её идейный вдохновитель и ведущий — Егор Хрусталёв. Как и передача «Абібок», «Карамболь» вызывает уважение и симпатию в 2017 году. Ведь, помимо живой интерактивности, в программе можно было увидеть интервью с действительно интересными и актуальными персонажами (привет, Юра Дудь).

Так, в 1997 году на передачу пришёл Юра Клинских, вокалист Сектор Газа. Помимо него в интернете можно найти записи интервью с Рыгором Бородулиным и командой КВН БГУ. Передача прекратила своё вещание в 2000 году, а Егор Хрусталёв переключил свой фокус на другие телепередачи.

Відзьмо-Нявідзьмо

Культовая телепередача, которая вышла на телеэкраны в 1992 году. Идейный вдохновитель и бессменный ведущий — Сергей Филимонов. В фокусе автора передачи — новости мирового шоу-бизнеса, новинки киноиндустрии, актуальная музыка и её представители, культура разных народов. Всё это подаётся под фирменным соусом из беларуского языка и мегаприятного голоса ведущего.

Филимонов знает, о чём говорит: он окончил истфак БГУ в 1981 году со специальностью критика буржуазной культуры и пропагандиста научного коммунизма. Программа завоевала сердца поколения 90-х и стала популярной. Об этом говорит факт её существования. До 2002 года она шла на БТ, которое не продлило с авторами «договорные отношения». После этого программа выходила на СТВ до 24 июня 2011 года. С осени 2012 года «Відзьмо-Нявідзьмо» выходит на независимом телеканале «Белсат».

Усё нармальна, мама

В далёком 1994 году происходит знаменательная встреча двух людей, которая если не перевернула игру на беларуском телевидении, то точно направила его на новый виток эволюции. Популярный телеведущий и продюсер Егор Хрусталёв на фестивале в Молодечно приглашает певицу Ларису Грибалёву на телевизионные пробы. Именно после них она стала бессменной ведущей программы «Усё нармальна, мама». Программа стала свежим глотком на беларуском телевидении. В начале 90-х музыкальных программ было мало, доступ к зарубежным клипам затруднителен.

Создателям программы удавалось знакомить зрителей с новинками музыкальной индустрии. Помимо клипов передача отличалась артистичностью самой Грибалёвой и необычными рубриками. Популярностью пользовались письма от зрителей и рубрика «Шчас спяю», в которой люди на улице пели песни. Благодаря всему этому программа просуществовала до 2004 года, не теряя интерес со стороны зрителей. Так, один из создателей и продюсер программы Владимир Максимков считает, что Лариса Грибалёва по сей день является одной из лучших ведущих на нашем телевидении.

Кліп-абойма

Ещё одна музыкальная передача, которую с теплотой вспоминают дети, родившиеся в конце 80-х-начале 90-х. Она выходила в эфир всего два года (c 2003 по 2005), но успела оставить яркий след в истории беларуского телевидения. В эпоху музыкального дефицита и отсутствия высокоскоростного интернета «Кліп-абойма» для многих беларусов пубертатного периода стала источником музыкальных открытий. Те, кто следил за программой, могут вспомнить противостояние за первое место между клипами Avril Lavigne и Король и Шут.

Тон передаче задавали бывшие КВН-щики — Андрей Дерьков и Мария Грицук. Одним рейтингом клипов передача не ограничивалась. В программе были новости и рубрика «Ретро-обойма», в которой Анатолий Вечер рассказывал о знаковых музыкальных коллективах Беларуси прошлых лет. В одном из выпусков говорилось о легендарных N.R.M., что свидетельствует о более или менее свободных нравах того времени.

Ток-шоу «5×5» 

Переходим к делам молодёжи. Во то время, когда не было интернета и соцсетей, альтернативой для молодого поколения служил телевизор. Для детей помладше вещали российские программы «Джунгли зовут», «Царь Горы» и «До 16 и старше». Беларусь старалась не отставать от соседей, и одной из самых ярких молодёжных программ стало ток-шоу «5×5». Своё вещание оно начало в 1997 году.

Уникальность программы была в том, что ежедневный прямой эфир (программа выходила в 16:00) отдавали школьникам и студентам, интересующихся телевидением. К эфиру ребята готовили новости, телевизионные сюжеты, приглашали артистов эстрады. Помимо этого принимались звонки от телезрителей. Дозвониться было сложно, что говорит о популярности передачи. Также без проблем можно было стать зрителем в студии, предварительно записавшись на эфир. Благодаря этой телепередаче стране открылись новые лица: Дмитрий Шепелев и Дмитрий Курьян. В 2005 году программа ушла из эфира.

Мультиклуб

Мультиклуб — культовая передача для самых маленьких. На протяжении 14 лет младшее поколение страны ждало утро воскресенья, чтобы встретиться с любимым героем Пацей-Вацей. Выходец из космоса, он пытался найти лекарство от скуки, чтобы излечить от этого недуга родную планету Альфамегацентавру. В итоге он приземляется на землю, где знакомится с девочкой Наташей. Та рассказывает ему о богатом мире анимации. Паца-Ваца находит спасение для своей планеты в виде межгалактической трансляции самых интересных мультфильмов.

Мультфильмы, действительно, были достойные. За 14 лет существования Паца-Ваца познакомил детей со всей коллекцией Диснея. Рейтинги программы никогда не падали. После «Ералаша» и «Дисней-клуба» «Мультиклуб» был самой популярной детской программой. Однако руководство БТ закрыло передачу, так и не объяснив создателю Александру Куприянову, с чем связано закрытие. Теперь Пацу-Вацу можно встретить на продукции компании LSTR. И возможно скоро увидим его на телеэкранах.

Падарожжа дылетанта

Передача, которой по праву обязан гордиться каждый беларус. Она настолько уникальна и самобытна, что придраться к ней невозможно. Причины успеха и качества телепередачи кроются в контенте и ведущем. Юрий Жигамонт — актёр по образованию, окончил театрально-художественный институт в 1994 году. После работал в театре «Вольная сцена», а сейчас является актёром столичного Театра юного зрителя.

Не влюбиться в харизму ведущего невозможно: в кадре Юрий часто появляется в шляпе, пальто, очках и шарфе, нося с собой зонтик и саквояж. Плюс ко всему передача полностью ведётся на идеальном беларуском языке. Юрий Жигамонт в живой манере рассказывает зрителям об истории и жизни конкретной беларуской деревни или местечка. На телевидении передача начала выходить в 2001 году сначала на БТ, а после на СТВ. В 2012 году Министерство культуры наградило Юрия Жигамонта за увлекательные истории о стране. В 2016 году телепередача вынуждена была уйти в интернет из-за тяжёлой экономической ситуации в стране.

Ток-шоу «Выбор» 

Нет, мы не спятили, включив эту программу в нашу подборку. Задумка на момент создания передачи (2003 год) была неплохая. Ток-шоу было интерактивным: в нём участвовали не только приглашённые гости, но и сами телезрители. За одну минуту в студию могло поступать до 1400 звонков, а каждые пять секунд мониторинг звонков обновлялся и данные появлялись на экране. Ток-шоу стало популярным и благодаря своему ведущему Сергею Дорофееву.

Также обсуждались наиболее острые и актуальные проблемы в политической и повседневной жизни. Программа шла в прямом эфире после вечернего выпуска новостей с 2003 по 2010 год. Ещё у передачи был камерный вариант Выбор+, в котором Сергей Дорофеев общался с одним-двумя ньюс-мейкерами последнего времени. Выходила она с 11 марта по 23 декабря 2010 года. Последний выпуск ток-шоу «Выбор» состоялся 19 декабря 2010 года. Во время эфира Сергей Дорофеев начал задавать председателю ЦИК Лидии Ермошиной вопросы о нарушениях во время предвыборной кампании. В итоге Дорофеев был отстранён от эфира, а в апреле 2011 года уволен с телеканала ОНТ. Программа больше так и не выходила.

Калыханка

Наверное, самая старая передача на беларуском телевидении, которая идёт по сей день. История создания передачи для самых маленьких началась в далёком 1981 году. Автором идеи выступила Нина Вячеславовна Шоба. Она же и предложила сохранившееся до наших дней название передачи. В 1987 году появился культовый персонаж «Калыханкі» Дзед-Барадзед. Его песня в исполнении актёра Анатолия Кашкера стала гимном целого поколения. Поролоновая кукла Дзеда-Барадзеда была самой дорогой, героем управляли три человека, ещё один озвучивал.

Помимо классических программ в «Калыханке» было много циклов: «Театр Лесовичка», «Бабушкины сказки», «По родному краю», «Советы доктора Зелёнкина», «Сан Маляваныч, поросёнок Сеня и их друзья» и другие. Программа выходит каждый день, ведут её сейчас Маляваныч, Фея Снов, медвежонок Топа и лисичка Яна.


90-е и нулевые были богатыми на годный телеконтент. Пусть картинка и не отличалась качеством, но идеи полыхали креативом, а лица телеведущих выражали искренний интерес к своей работе. В наше время беларуское телевидение находится в стагнации. Контент вроде есть, но он не цепляет.

Если же вы чувствуете, что в силах изменить пусть не целый мир, но телевидение к лучшему, то добро пожаловать в первую школу телевидения в Бресте «Videomix». В процессе обучения вас ждут различные экскурсии: на Брестскую студию телевидения, телеканал ОНТ, киностудию «Беларусьфильм» и «Мосфильм«. 

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: