«Пролетая над спектаклем о Билли Миллигане»: четыре часа сумасшествия и два антракта

Только ленивый сегодня не знает историю Билли Миллигана. О судьбе этого человека уже написаны документальные романы «Множественные умы Билли Миллигана» и «Войны Миллигана» Дэниела Киза, сняты телепередачи. В таких фильмах, как «Лабиринты», «Убежище» и «Сплит» у героев наблюдается тот самый диагноз — «расстройство множественной личности». Но, сколько бы книг ни было написано, сколько фильмов ни было бы снято – тема актуальна. Об этом точно знали ребята из «Такого театра», которые впервые прямиком из Санкт-Петербурга привезли нам в Брест спектакль «Билли Миллиган». Нам удалось попасть на один из самых ожидаемых показов, проходивших в рамках фестиваля «Белая вежа». И вот что из этого вышло.


По улице Ленина слонялись те, кто с нетерпением ждал «запуска». Правда, пришлось перекантоваться ещё минут двадцать поверх обещанного времени. Всё-таки спектакль должен был состояться не в театре, а в здании ОКЦ, где организаторам пришлось изрядно потрудиться для создания нужной атмосферы.

Билеты на премьерный спектакль были раскуплены ещё за несколько недель до того самого дня X, поэтому и без того небольшой зал ОКЦ был заполнен до отказа. Дожидаясь своей очереди в партер, мы обратили внимание на ребят, сторонившихся общей колонны. Ими оказались те, кто тоже решил насладиться вечером в здании ОКЦ, но без заранее купленных билетов. «Театральные нелегалы» признались, что поздно узнали о показе спектакля, однако желание попасть на него было велико. Поэтому, «подсластив» персонал, ребята заняли свои места прямо на ступеньках. Когда первые зрители вошли в зал, по сцене наворачивал круги Билли Миллиган, как мы смели предположить.

Как гласит история: Билли Миллиган (Уильям Стэнли Миллиган) – один из самых известных персонажей в истории наблюдений психиатрии, человек, в сознании которого уживались 24 разных, но полноценных личности. Билли Миллигана обвиняли в совершении серии тяжких преступлений: нескольких ограблений и трёх изнасилований. Миллиган был помещён в психиатрическую клинику для проведения медицинских экспертиз и ожидания судебного приговора.

Театральное действие началось именно с помещения Миллигана в психиатрическую клинику. Строгая и беспринципная старшая медсестра Ева Грюндиг, милая и нелепая помощница и развязный Тони Рузолли в белых обтягивающий штанах, на которых висит резиновая дубинка, – это и есть персонал клиники в Лиме. Тут просто невозможно не провести параллель с общеизвестным фильмом Милоша Формана «Пролетая над гнездом кукушки»: клиника, персонал и, конечно же, диктатура, царящая там.

Единственный человек, ставший Миллигану защитой в этом злачном месте,– Дороти Кейдж – молодой специалист, причудливая девушка, которую пригласили для наблюдения и заключения: симуляция или всё-таки диагноз?

24 личности: разные по интеллекту, желаниям, возрасту, полу. Причем сам Билли до конца не верил, что, кроме основных и нейтральных образов (религиозного еврея Самуэля, молодого авантюриста Аллена, темпераментного югослава Рейджена, глухонемого мальчика-шахматиста Шона, образованного англичанина Артура), есть и имеющие криминальные наклонности, и совершающие преступления (лесбиянка Адалана, гомофоб Фил, Эйприл, одержимая идеей убийства отчима Билли).

Персонал постоянно задавался вопросом: каково это, делать что-то омерзительное и отрицать, говорить, будто сделал это не ты?

«Нет, наоборот, будто кто-то сделал что-то омерзительное, а обвиняют тебя», — объяснялся главный герой.

Все действия были разбиты на «Лим» и «Сон». «Лим» (город) — всё то, что происходило непосредственно в самой клинике: знакомство с обитателями, выдуманный просмотр матча по регби, транквилизаторы, групповая терапия, издевательства персонала и встречи с Дорати. И «Сон» — место, где происходила постоянная борьба разума. Полигон в голове Миллигана, где «соседи по телу» вытесняли самого Миллигана, где одна личность сменяла другую, а преобладающая погрузила его в сон, не позволяя герою контролировать свои действия.

«Представьте себе тёмную комнату и в ней луч прожектора. Тот, кто встает на пятно света на полу, владеет сознанием».

После двух антрактов и раскрытия всех личностей Миллигана зрителей ожидала самая драматическая развязка: суициды и казнь его (как оказалось, вымышленных) приятелей в клинике, обострённая внутренняя борьба внутри героя за то, кто займёт то самое «пятно».

И тут же перед героем возникает главный вопрос: проснуться и принять себя или дальше переходить от одного «я» к другому? Билли уходит.

На экране появляется информация из биографии Миллигана: Билли был оправдан, но направлен на психиатрическое лечение. В 1988 году он был отпущен «цельным» из медучреждения штата Огайо. В 2014 году Миллиган скончался от рака в Коламбусе (Огайо) в доме для престарелых. На тот момент ему было 59 лет.

Современное музыкальное оформление, минимализм в декорациях, текст на экране (кстати, антракты объявлялись исключительно таким образом) и психоделические видеовставки сделали своё дело: оторвать взгляд от сцены было просто невозможно. А перевоплощения личностей происходили настолько искусно и быстро, что казалось, будто актёров было на порядок больше, чем заявлено в программе мероприятия. И такое впечатление игра актёров произвела абсолютно на всех присутствующих: аплодисменты зрителей ещё долго не отпускали артистов со сцены.

«Отличный спектакль. Очень ждала, когда к нам привезут что-то подобное: дерзкое, сложное и осовремененное. Спектакль стоит того, чтобы посвятить ему четыре часа. В нём, в отличие от многих других спектаклей, на протяжении всего просмотра есть то, что держит в напряжении до конца. Но и, конечно, прослеживается тесная связь с книгой «Пролетая над гнездом кукушки»: главный герой, посыл», — поделилась своими впечатлениями Дарья.

Режиссёры постановки «Билли Миллиган» Игорь Сергеев и Варя Светлова признаются, что это была далеко не первая их попытка создания спектакля по мотивам документальных романов о Миллигане:

«Года три назад мы пытались это сделать ещё в качестве артистов, но как-то не склеилось, и хорошо, что всё так произошло. Спустя три года мы возобновили работу».

В Санкт-Петербурге премьера спектакля состоялась 23 июня 2016 года. Ребята отмечают, что на данный момент их совместная работа — единственная полноценная постановка в России.

Фотографии — Александр Сахарчук

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: