Закон о защите чувств верующих, «отчаянно хрустящие чипсы» Дмитрия Смирнова и не менее отчаянно дорогие часы патриарха Кирилла – кажется, именно так воспринимают православную церковь люди, чей интерес к предмету обычно ограничивается хайповыми статьями про «зажравшихся попов». Бинокль» включил «свободовероисповедальческий» режим и задал брестскому церковному служителю Игорю Володину ряд волнующих пытливые умы вопросов.
(мнение автора и редакции может не совпадать с мнением героя)
В 2012 году Игорь получил два высших образования: переводчик-референт, специалист по межкультурным коммуникациям в сфере PR (МГЛУ) и бакалавр политологии (ЕГУ). Спустя четыре года получил степень бакалавра богословия в Минской духовной семинарии, защитил магистерскую диссертацию в Академии управления при Президенте Республики Беларусь и окончил Минскую Духовную Академию.
Некоторые священники, не гнушающиеся дорогих вещей, не всегда понимают, что многие люди воспринимают их как «небожителей» — этот статус не дает права на ошибку или даже на банальную возможность быть теми, кто они есть на самом деле. Каждый священник должен понимать, что на нем лежит огромная ответственность. Был такой сербский патриарх Павел – человек, который всю жизнь проездил на службу на простом городском трамвае. Как-то раз он сидел возле церкви, вычищал плитку от сорняков. К нему подошел прихожанин, спросил: «Как бы мне Патриарха увидеть?». Павел встал, отряхнул подрясник и ответил: «Пойдемте». И это не события дней давно минувших, а наши с вами современники. Прекрасный пример – почему бы не руководствоваться действиями священнослужителей разного уровня в своей повседневной жизни?
Если мы окунемся в историю, то увидим, что церковь просуществовала без поддержки государства лишь небольшой период своей истории. Многим православным кажется, что придание равного статуса язычеству и православию и последующий подъем последнего – это прекрасно [речь идет об императоре Константине, сделавшем христианство господствующей религией — прим. ред]. Обозначилась огромная проблема – церковь получила возможность влияния на государственные дела, и именно поэтому многие карьеристы и интриганы стали рассматривать ее как возможность продвижения себя. Это действительно большая проблема – извечная надежда на покровительство государства. А ведь есть потрясающие примеры обратного: та же Литва или Польша, где православные в меньшинстве. Там сохраняются правильные отношения между прихожанами, общинные – когда люди не просто «захожане», а братья и сестры, когда не просто «передайте свечку», а настоящая семья, готовая прийти на помощь в любой момент.
Такого рода общины создаются у нас с трудом (во многом в силу менталитета), хотя есть и исключения – к сожалению, достаточно малочисленные. Государство отдает церкви те «кусочки», в которых церковь ему, по сути, не противоречит – больницы, тюрьмы, военные структуры. Но в школы – ни-ни, потому что есть определенная идеология. Не следует забывать: церковь воспитывает в первую очередь граждан Царствия Небесного, а государство — граждан своего отечества. Но ведь одно другому не противоречит. Хотя идти в школы – необходимо, но делать это нужно продуманно, ведь проблема заключается не в манипуляции и навязывании веры, а в толковом ее объяснении. Нужны подготовленные, осознанные люди. Когда церковь начинает влезать в политику, ничего хорошего как правило не выходит из этого симбиоза.
В принципе в структуре РПЦ работают серьезные профессионалы, успевшие поработать и в политической, и в медийной сферах. Огорчает другое — псевдоправославная доктрина и ее сторонники, набирающие обороты в России и проталкивающие законы вроде закона «О защите чувств верующих». Что может быть хуже и «антихристианистее», чем на зло отвечать злом? Христос показал единственный пример искупления и ответа на обиды – Крест. Было бы странно, если бы по дороге на Голгофу Иисус требовал защиты своих прав или принятия каких-либо законов. Не так должен воспринимать нападки истинный христианин.
Разумный человек не станет оскорблять кого бы то ни было – это занятие для дурных людей. А какие законы к таким применишь? Ничего с ними не сделаешь. Продвигать подобные вещи политически – большая глупость, так и не принесшая ничего хорошего ни церкви, ни обществу. Сегодня ты гонишь других, завтра власть меняется — и те же законы восстают против тебя. Христианин по сути своей гоним, и требовать от государства защиты — не наша задача. Историческая практика показывает: как бы парадоксально это ни звучало, — но идеальное состояние для церкви — это период гонений, потому что в такие моменты уходит «шелуха». Остаются люди, которые искренне верят в Бога, вверяют ему свою жизнь и даже идут на мучения и смерть, а не пытаются привлечь соседа за то, что он не приготовил тебе постное меню, когда ты пришел к нему в гости (улыбается).
Основополагающие догматы церкви были приняты на Вселенских Соборах и с тех пор изменений практически не претерпели. Все они заключены в Символе Веры, Церковь исповедует их на каждой службе. Но это не значит, что она застыла в своем развитии и не пытается найти ответы на вызовы современности. Есть такой документ — «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви», в тексте которого прописаны позиции Церкви по отношению ко многим вопросам: клонированию, абортам, контрацепции. Однако не надо забывать, что каждый вопрос надо рассматривать в конкретном контексте, и многие молодые священники стараются подходить к каждой проблеме индивидуально. Зачем действовать шаблонно? Любовь и готовность стать на место обратившегося за помощью человека – это главные каноны.
Проблемы в церкви есть – впрочем, как и везде, где есть люди . Их можно поделить на две условные категории: проблемы прихожан и проблемы священнослужителей. Что касается первой категории: тут следует упомянуть, что Русь действительно была крещена Князем Владимиром, но так и осталась непросвещенной относительно сути самого таинства . Это непонимание и незнание сохранились в людском представлении о вере до сих пор: подавляющее большинство мирян приходит в храм не потому, что нуждаются в Боге, а только тогда, когда кто-то заболел или случилось что-то плохое.
К великому сожалению, церковь продолжает оставаться духовным «Макдональдсом» для таких людей, испытывающих к таинствам исключительно потребительское отношение. Многие священники натыкаются на стену непонимания, ведь что людям нужно? Водичку освятить и яблочки «волшебным образом заговорить». Заплатить деньги за крещение ребенка, не понимая сути таинства. Как человек, не верующий в Бога, может стать крестным? Когда молодой священник предлагает крестить ребенка бесплатно, но с обязательным условием нескольких объясняющих суть таинства бесед, люди зачастую уходят к другому не столь принципиальному священнослужителю – им комфортно в неведении. Но где же здесь Бог и личные отношения с Ним?
Официальная статистика, говорящая о 80% православных, – это очень забавные цифры. Ведь та же самая статистика говорит о том, что Библию читали лишь около 30% «респондентов», а регулярно посещающих храм по воскресеньям, участвующих в таинствах и того меньше – не больше 3-4% из тех восьмидесяти. Нельзя успокаивать себя этими дутыми цифрами и почивать на лаврах. Жизненно необходим индивидуальный подход к священству – не хватает действительно квалифицированных служащих. Мне такая позиция кажется достаточно странной, ведь отголосок 90-х все еще слышен (когда рукополагали всех подряд из-за дикой нехватки после десятилетий гонений) — церковь продолжает страдать из-за священников, даже не окончивших семинарию. Страшно подумать, что такой священнослужитель может наговорить людям…
Сегодня все не так критично: система уже отлажена, инструментария и возможностей хватает. Осталось только усовершенствовать механизмы отбора, не чураясь светских методов и подходов к отбору кадров – тех же психологических тестов, например. Потому что одно дело – уметь правильно совершать богослужение (хотя и это немаловажно, конечно) , но совершенно другое – знать, что ты из себя представляешь , какие качества и таланты имеешь в собственном распоряжении, умеешь ли определять будущие мотивы пастыря. Все эти светские практики можно перенять и органично вписать в церковную систему . Это не значит, что необходимо выкидывать кого-то из «состава», нет. Просто расставлять кадры нужно эффективно и разумно, учитывая личностные особенности каждого человека . У нас, к сожалению, до сих пор в ходу советская система – кто добежал , тот и успел.
Основная задача церкви сейчас – это просвещение и правильная расстановка акцентов. Сейчас православная церковь находится в уникальном положении: она вышла из-под «опеки» государственной власти. Прекратился период гонений, и теперь церковь может совершать свою миссию беспрепятственно, попробовать исправить ошибки, которые были допущены в ходе исторического процесса. Сейчас необходимо вернуть народ из его полуязычески-полумагического представления о вере к истинному православию и пониманию Бога. Потому что если мы продолжим гоняться только за количеством храмов, при этом не проводя тяжелой, но благодарной работы с людьми, то ни к чему хорошему это не приведет. В России, где количество мусульман увеличивается с каждым годом, а количество детей, рожденных в православных семьях, не поспевает за этим соотношением, некоторые мусульманские имамы говорят: «Стройте-стройте, мы потом кресты на полумесяцы поменяем и будем молиться Аллаху». Наши храмы в первую очередь надо строить вот здесь (указывает на сердце) и здесь (указывает на голову).
***
Бог промышляет о каждом человеке. И пусть церковь порою кажется несовершенным институтом с несовершенными людьми: на самом деле, в составе священнослужителей достаточно самоотверженных , честных и добрых людей, которые знают о Боге не понаслышке, а воспринимают Его как Личность и готовы прийти на помощь каждому, кто желает встречи с Господом.
Фотографии — личный архив героя.
Для отправки комментария необходимо войти на сайт.