Иллюзионист — профессия не из мейнстримовых, для наших широт в диковинку. Многие люди фокусников воспринимают стереотипно и примитивно: со шляпой и заячьими ушами. Однако наш герой не из таких. Павел Щербак — иллюзионист, работающий в жанре «comedy magic». В своих трюках он активно использует юмор и коммуникацию со зрителем. За его плечами участие в финале телешоу «Я могу», третье место на соревнованиях «Apple Battle» и опыт уличных выступлений в Польше. Мы встретились с Павлом и поговорили о сложности профессии, о том, насколько в Беларуси развито фокусное мастерство и о заработках иллюзиониста в Бресте.
Я окончил Брестский государственный технический университет по специальности инженер-строитель. На момент моего поступления в университет, в стране все глобально застраивалось. Я рисовал себе радужные перспективы в строительной сфере. Однако пришёл кризис 2011 года, и всё строительство сошло на нет. В 2012 году я должен был распределяться на работу в Венесуэлу, но не прошёл медкомиссию. В итоге открыл ИП и сам себя в него распределил. Это был своего рода фокус с министерством образования.
Фокусами я начал увлекаться на последнем курсе университета. На Youtube я увидел цикл шоу российских ребят «Фигасебешоу». Они ходили по улицам и показывали карточные трюки. Также у них был сайт, на котором можно было купить фокусы, а некоторым даже обучиться бесплатно. Бесплатные я выучил, а принцип остальных мне стал со временем понятен. Мастерство своё я оттачивал на парах и показывал одногруппникам. До 5-го курса у меня не было никакого интереса к иллюзионистам и фокусникам. Я не из тех, кто с детства увлекается фокусами и вдохновляется Коперфильдом.
После университета я работал в строительной сфере и параллельно углублялся в искусство трюков. Я изначально рассматривал эту деятельность как коммерческий проект. В 2013 году я попал на конференцию фокусников в Виннице. На таких мероприятиях иллюзионисты делятся своими секретами и опытом. В Виннице ребята мне открыли глаза на фокусный шоу-бизнес, рассказали о правильной подаче фокусов. Украина в этом плане впереди нас на 10 лет. После конференции я окончательно понял, что хочу двигаться в этом направлении.
Для полноценных номеров у меня не хватало реквизита. Чтобы его раздобыть, мы с другом поехали автостопом в Москву. В специализированном магазине я закупился на сумму более тысячи долларов. Среди реквизитов было 15 колод карт, летающий стол, искусственные пальцы. Всего я купил около тридцати трюков, в том числе трюк с глотанием иголок. Обошелся он в 400 долларов (реквизит, секрет трюка и его исполнение). Это американская авторская разработка, которой на момент покупки практически никто не пользовался. Со временем я его адаптировал под себя. Изначально фокус был другим: иголки были в стакане с водой, и я их выпивал. Сейчас он видоизменён: иголки я кладу в рот.
По приезду в Брест, мой знакомый предложил мне показать свои трюки на свадьбе его сестры. Пришлось усердно порепетировать. На свадьбе я впервые показал номер с закупленным реквизитом. По факту это стало моим первым выступлением за деньги.
В 2013 году я уволился с работы и начал посвящать трюкам 80% cвоего времени. Как раз в этот период в Бресте проходил Apple Battle. На нём творческие люди показывали свои номера. Я решил попробовать свои силы. На выступление я подготовил номер, идею которого подсмотрел у Аполло Роббинса. Но я добавил в номер пару своих фишек. Я прекрасно понимал, что нужно удивить жюри. Для этого я параллельно c основными трюками показывал фокусы с картами на столике у жюри. Они принимали непосредственное участие в фокусе, и я наделся, что это их купит. В итоге я занял третье место и получил один из главных призов — iPod.
Так получилось, что в жюри конкурса сидел директор праздничного агентства. Он дал мои контакты менеджеру, и мы начали сотрудничать. Это как раз было время предновогодних праздников, и в заказах не было дефицита.
Начало действовать сарафанное радио, подключались другие агентства, ведущие советовали меня молодожёнам. Я работал на репутацию. Фокусники в Бресте обычно не наглеют и в зависимости от мероприятия и продолжительности номера берут за выступления от 50 до 100 долларов.
За четыре года работы я три раза менял свою программу. Сейчас у меня новые номера, однако пока что они не производят ожидаемых впечатлений на публику. Большая проблема в том, что фокусник не может смотреть на трюки глазами зрителя. Репетиция — это 80% теории. Я работаю в формате «Comedy Magic». Для него недостаточно простой демонстрации трюков. Важны шутки и коммуникация со зрителем. Поэтому большая часть времени уходит на придумывание самих шуток и диалогов.
Американцы это давно поняли и превосходно его развивают. У них есть много сайтов, на которых продаются крутые трюки. Однако нужно быть предельно осторожным с ними. Ведь на видео кажется, что трюк нереальный и его невозможно разгадать. В итоге ты его покупаешь и понимаешь, что он нерабочий. Он хорош для видео-формата, но никак не для выступлений со сцены. Во многих трюках важен ракурс, свет. Именно они помогают зрителям оставаться в атмосфере волшебства, не оставляя им шансов разгадать секрет.
Из-за своего банального незнания я обжегся при покупке своего первого реквизита в Москве. Из тридцати трюков рабочими оказалось буквально два-три. Со временем я понял, что не стоит покупать все трюки. Лучше просматривать выступления американских иллюзионистов и оттуда что-либо заимствовать. Так я подсмотрел у одного из них идею выступления в формате «Comedy Magic». Американцы давно отошли от привычного формата «фокусник со шляпой и кроликом». Они поняли, что показ трюков можно совместить с комической составляющей, и прекрасно это реализуют.
Головная боль для фокусной индустрии — это Китай. Китайцы разрушают этот бизнес, бездумно продавая престижи (от лат. praestigium — иллюзия, обман чувств) по низкой цене. Это приводит к тому, что каждый может купить трюк и научиться его делать. У американцев к этому тщательный подход, они дорожат своей репутацией. Из-за этого они секреты своих трюков печатают на бумаге и принципиально не делают электронные варианты. Что касается меня, то я с радостью делюсь секретами своих трюков с другими фокусниками. Исключение — трюк с иголками, им я дорожу.
В 2015 году мне друг рассказал про отбор на телешоу «Я могу». Проходил он в ЦМТ. Жюри я показал свой любимый трюк с иголками и в итоге прошёл в полуфинал. На телевидении мне сказали подготовить другой номер, потому что иголки не будут видны в камере. В итоге я продемонстрировал фокус с яйцом, предварительно добавив пару фишек.
Судьи проголосовали за меня, и я вышел в финал. Там я потерпел фиаско по причине хронометража выступления. Я подготовил номер, закупил для него реквизит, но не учёл, что мне будет отведено всего три минуты. Мой номер никак не вмещался в эти временные рамки. Я начал что-то урезать, на самом выступлении безостановочно тараторил и спешил. Выступление мне совершенно не понравилось, но вышло как вышло.
Потом наступил 2016-й високосный год — катастрофичный для свадеб. У меня не было заказов, и весной я уехал в Польшу, но, поработав там какое-то время на стройке, вернулся в Беларусь. Летом снова поехал в Польшу, во Вроцлав, который в 2016 году был культурной столицей Европы, и две недели занимался уличной магией.
В городе есть классная центральная площадь, на которой выступают разные артисты. Кроме меня там был ещё один фокусник, акробаты, жонглёры, музыканты. Во Вроцлаве я познакомился с немцем, который спроектировал себе рояль на пульте управления, на котором он перемещался. Он рассказал мне про баяниста, который в Германии уличными выступлениями за год заработал 80 тысяч евро. Это говорит о том, что люди охотно делятся с тобой деньгами, если тебе есть, чем их удивить.
В Киеве и Львове на уличных выступлениях я подсмотрел, как фокусники общаются с публикой. Например, я говорю людям, что у меня есть десять иголок, и я могу их съесть. Стоимость каждой — 5 злотых. За каждую брошенную пятёрку я съедаю по иголке — всё честно. Один трюк — уже 50 злотых. Во Вроцлаве спокойно за один час можно было собрать 100-150 злотых.
В Бресте я показывал трюки на Советской в рамках фестиваля «Город света». Это был некоммерческий проект. У нас слабая проходимость на Советской: одни и те же люди будут смотреть те же фокусы. А у фокусников существует три негласных правила: никогда не рассказывай секреты, никто не должен видеть подготовку к трюкам и никогда не показывай один и тот же трюк дважды.
Самое необычное место моего выступления в Бресте — это теплоход Гродно. Ребята во время свадьбы сняли его на час, и было непривычно выступать на воде. За четыре года было два раза, когда я провалился во время выступления. Однажды это произошло во время исполнения первого номера в программе — самого важного. Ведь именно по нему тебя оценивает зритель. Но всё разрешилось благополучно. В первом случае это был некоммерческий проект, а во втором никто не заметил моей ошибки.
Шоу-бизнеса в Беларуси нет. Украина на 10 лет впереди, Россия — на 20, а Америка — навсегда. Догнать их невозможно. В Европе и Америке продажей выступлений иллюзионистов занимаются импресарио. Мы же делаем всё сами. Многие артисты из Беларуси едут выступать в Эмираты и Китай. Они понимают, что там они будут снимать кассы, а здесь потолок — корпоратив Санты или другого предприятия, которое платит.
У меня есть идея миднайт-вечера, где соберётся 20 человек, чтобы посмотреть исключительно на моё шоу. «Paragraph» готов это сделать, но мне нужно шевелиться и тщательно репетировать. Салонная магия — это крутая вещь, чтобы потешить моё самолюбие. Для этого нужны крутые трюки и номера, чтобы всё красиво смотрелось в инстаграме.
Если говорить о крупных выступлениях, то в Беларуси это дорого и не востребовано. Да, я вынашиваю идею сделать крутой иллюзион, есть люди, которые могут его реализовать. На это нужно потратить много времени и денег, но всё упирается в площадки. В Бресте буквально два-три места, где можно реализовать идею.
Фокусы — это выматывающий труд. Публика у нас непростая, и после каждого выступления я выжат как лимон. Придя домой, я смотрю 10 минут в одну точку — это помогает перезагрузиться. Однако после такой перезагрузки мне открывается положительная сторона медали — бесценные эмоции зрителей, которые я наблюдаю во время фокусов. Это то, ради чего я готов продолжать работать и погружать людей в атмосферу таинственности и волшебства.
Фото — Роман Чмель.
Для отправки комментария необходимо войти на сайт.