Секции по футболу и танцевальные кружки – это здорово и, наверное, в какой—то степени даже необходимо: надо же чем—то занять свое чадо в свободное от школьных занятий время. Однако есть в Бресте и другие начинания, не руководствующиеся принципом «группа продленного дня», но проповедующие действительно альтернативный подход. Знакомьтесь –театральная школа для детей и подростков «СНАМИ».
Художественный руководитель, создатель и идейный вдохновитель «СНАМИ» Оксана Будюк – человек, не взошедший на подмостки с улицы, а профессионал, ежедневно использующий двадцатилетний бэкграунд работы в театральной сфере.
Оксана: По окончании института я, к своему величайшему профессиональному удовольствию, волею судьбы попала в 23 школу. Тогда, в далеком 1993 году, в школьную программу ввели экспериментальный курс МХК. В то время я думала, что это временная работа. Вот только в школе я задержалась надолго, о чем ни капли не жалею: все это время я занималась не только учебным предметом, но и развитием школьного театра, благодаря которому серьёзно увлеклась театральной педагогикой. Я не только учила, но и училась сама. К счастью, было у кого — своим главным театральным учителем я считаю Татьяну Викторовну Зарембо.
Спустя 18 лет предмет МХК перестал существовать, что называется, за ненадобностью. Преподавателей уволили в одночасье. Вместе со мной ушло целое поколение моих артистов из школьного театра. Со временем детки выросли и сами стали папами и мамами. Тогда—то я и начала претворять в жизнь идею совместного детско—родительского творчества – идею образовательного центра, в котором оба поколения занимались бы вместе.
Этот центр не ограничивался театральным направлением: были и пение, и наука, и ушу, и многое другое. Родители имели уникальную возможность наблюдать, как дети проявляют свои способности в разных направлениях. Мне кажется, лучше, когда выбор делает сам ребёнок, а родители выступают грамотными советчиками. При поддержке центра «Инсайт» проект просуществовал около пяти лет – и все это время мы сталкивались с проблемой отсутствия заинтересованных родителей. Приходилось работать на голом энтузиазме, а он, как известно, рано или поздно заканчивается.
Было нелегко отказаться от идеи семейного центра… Пришлось немножко ее трансформировать: в 2014 году в Бресте появилась первая частная детская театральная школа «СНАМИ». Почему частная? Мы существуем за счет родительских средств и на полной самоокупаемости.
К счастью своих будущих подопечных, Оксана Владимировна не стала калькировать концепт театрального кружка (как известно, по большей части обслуживающего интересы администрации), но с ходу задала высокую профессиональную планку.
Оксана: Наше главное отличие – высокое качество итоговых постановок. Мы стараемся создавать спектакли, которые будут интересны не только мамам и папам, но и профессиональным театральным критикам, а также зрителям, не имеющим «родственных» отношений с нашим центром.
У нас нет условного замдиректора, начальника отдела идеологии и так далее – в творческом плане мы совершенно свободны. Каждый педагог и режиссёр имеет полное право определять методику и направление работы. Полное сотрудничество, а не иерархическая система. Наш подход безусловно экспериментальный: каждый новый театральный сезон мы стараемся пробовать себя в новой театральной форме – нам интересно все. Мы приучаем наших ребят к тому, что рано или поздно все наши театральные эксперименты придется вынести на суд зрителя. А это большая ответственность.
Вторая изюминка нашей школы – возможность определять направление финансовых средств. Именно поэтому мы постоянно приглашаем разных режиссеров как ближнего, так и дальнего зарубежья. В этом году, например, мы пригласили брестского режиссёра Татьяну Зарембо и польского режиссёра Януша Шиманского.
Есть еще одна особенность, созданная специально для родителей, – раз в месяц мы приглашаем их на наши занятия. И это вовсе не показательные утренники, а интерактивное действо. Родители переодеваются в репетиционную форму и становятся полноправными участниками процесса: путаются в веревках, играют с воздушными шарами или «превращаются» в сосиски и макароны. Это доставляет огромное удовольствие детям, ведь появляется общая тема для вечернего обсуждения за ужином – это действительно здорово».
Воплотить мечту о сцене и софитах может любой желающий, уже достигший трехлетнего возраста, но не перешедший границу совершеннолетия. Кастинг отнюдь не требовательный. Правда, и здесь не без нюансов.
Оксана: Кое-какие критерии отбора для самых маленьких все же есть. К 3 годам они должны быть хорошо говорящими. Многие родители рассчитывают, что мы поможем ребенку избавиться от логопедических и психологических проблем, но в этом контексте мы можем выступать только в качестве помощника. Мне кажется, такие вещи требуют постоянной работы с другими специалистами. Поэтому для нас так важна совместная работа с центром «Инсайт».
Творческий процесс подготовки юных артистов настолько разнообразен, насколько обширен жанровый компонент детской театральной школы – педагоги «СНАМИ» сознательно пренебрегают методическими шаблонами.
Оксана: Общую концепцию занятий определяет итоговая постановка. Мы работаем в разных жанрах — охватить все сразу просто невозможно. Если мы планируем пластический спектакль, то большую часть занятий отводим под упражнения и игры, тренирующие пластику и актерскую мимику. Если спектакль речевой, прежде всего уделяем внимание развитию памяти и чувства ритма, разучиванию стихотворений и их «проигрыванию». Если спектакль-сочинение – занимаемся импровизированными этюдами. Но есть и общие моменты – работа над созданием команды и упражнения, связанные с развитием самостоятельности, фантазии, творческой активности».
Как ни странно, жаловаться на государственное вмешательство «СНАМИ» не приходится – взаимоотношения между театральной школой и чиновниками не переходят дружеских границ.
Оксана: Бесплатно нам ничего не дают, но мы и не хотим брать что-то бесплатно. Мы бесконечно благодарны многим госучреждениям, идущим на контакт. Нас не отторгают – а большего нам и не нужно. Мы готовы помогать государству. У меня такое ощущение, будто мы рождаем новый пласт, новый дух, целую эпоху открытого, не академического детского театра, выходящего за рамки классического представления о театральном кружке. Мне кажется, это можно назвать помощью.
Театры пластики, мимики и импровизации, сценический лубок и стихтакль – далеко не полный список театральных форм, уже успевших отметиться в репертуаре «СНАМИ». Несколько лет назад ребята отважились на перфоманс – совершенно новый формат не только для коллектива, но и для города.
Оксана: В центре «Инсайт» есть изо-студия, где занимаются детки с аутизмом. Со временем у них накопилось столько работ, что педагоги решили организовать выставку, приуроченную ко Всемирному дню распространения информации о проблеме аутизма. Нас попросили помочь привлечь как можно больше зрительского внимания. Мы тогда тесно сотрудничали с торговым центром «Дидас Персия». Как-то раз пришли на переговоры и увидели совершенно замечательный пустой застекленный павильон. Так родились идея и название перфоманса – почему бы не показать его за стеклом?
Буквально – стекло как барьер, отделяющий зрителей от актеров. Иносказательно – преграда между людьми с аутизмом и людьми, не знающими или не желающими знать об этой проблеме. Они вроде как и видят, может, даже руку протянули бы – а там стекло. За которым «диковинка». Люди ходят с покупками и видят нечто, совершенно не вписывающееся в рамки повседневной жизни. В этом суть перфоманса – превратить случайного прохожего в участника действия.
Два с половиной часа ребята работали за стеклом. Некоторые зрители наблюдали за нами от начала до самого конца. Мы хотели показать что-то необычное, практически неузнаваемое. Чтобы человек задумался: а что это такое происходит? Искусство должно заставлять людей думать, а не давать готовые ответы.
Но и это не предел. «СНАМИ» развивается и на достигнутом останавливаться не собирается – художественный руководитель театра продолжает генерировать идеи, способные вывести детский театр на совершенно новый уровень.
Оксана: Ближайший и наиболее конкретный план – литературный баттл по сонетам Шекспира. Есть и долгоиграющие: я давно задумываюсь над открытием режиссерских курсов, ведь театр не может существовать без своего режиссера. Хочется иметь полную семью – мама (педагог) вроде как есть, но папа-то (режиссер) все равно нужен. Мы растем гигантскими для детского театра темпами, так что рано или поздно приезжающих из Польши пап нам будет уже недостаточно. Это необходимость.
Кроме того, я давно вынашиваю идею создания группы для деток с особенностями развития. Движение особых театров растет. Есть театральные фестивали – такие программы активно поддерживаются. Здорово было бы открыть и родительскую группу: я постоянно наблюдаю энтузиазм и искреннее желание родителей заниматься театром. Почему бы не попробовать интегрированные спектакли?
Внутренне мы уже существуем и работаем как театр-дом. Теперь нам нужен дом как здание. Крыша нужна. Но это даже не идея, а, скорее, мечта. Воспитаем меценатов — будет и крыша над головой.
Фото из архива школы.
Для отправки комментария необходимо войти на сайт.