Сегодня «Paragraph» станет не просто кофейней, но и арт-галереей. На этот раз срывать овации и воодушевлять предстоит Настассии Шумовец. Она же — Асия Шума, художница, не только создающая совершенно необыкновенные работы, но и твёрдо уверенная в том, что подобное под силу каждому — было бы терпение.
О минусах профессии, коммерции и том, как же «найти свой собственный стиль и не сойти при этом с ума» — в нашей статье.
Критика и становление
Не могу сказать, что художницей я хотела стать с самого детства. Но рисовать начала с пелёнок. Страстью это стало уже лет в 17-18 — как раз тогда, когда я училась в ЕГУ в Вильнюсе на специальности с угрожающим названием «Медиа и визуальный дизайн». Университет в результате я так и не закончила — ушла после второго курса, а сейчас живу с родителями во Вроцлаве.
Парадокс в том, что в Беларуси меня знают намного больше, чем в той же Польше. В Бресте, например, совершенно незнакомые ребята иногда останавливают на улице и просят сфотографироваться (смеётся) — хотя работы в своём нынешнем стиле я выставляю где-либо кроме соцсетей впервые: до этого участвовала только в выставке плакатов в Вильнюсе.
Признаюсь, что у меня, как у брестчанки, живущей за рубежом, иногда появлялось желание включить гимн Беларуси и есть под него картошку. Впрочем, случаются такие приступы ностальгии не так чтобы часто (смеётся).
«Хороший полицейский» — это моя мама, которая хвалила абсолютно всё, каждую самую отвратительную каляку. Роль же «плохого полицейского» целиком была возложена на папу, который находил недостатки даже в тех работах, которые я сама считала шедевральными.
Мои работы критикуют регулярно. Очень многие люди спрашивают, зачем круги на лице — «это выглядит как болезнь!», или почему такие тонкие шеи — «это совершенно неакадемично». Но я понимаю, что положительное/отрицательное мнение — лишь мнение. Я знаю академический рисунок. Главное — здравое отношение к себе и способность не отступать от своего творческого почерка вопреки мнению остальных.Признаюсь, что в восторге от «графиков» — сама я не в этом течении, но очень хочу что-то позаимствовать и для себя. Но отдельно от всех выделю, пожалуй, Ван Гога — очень импонирует цветовая гамма его работ.
В своём нынешнем стиле работаю всего год (до этого мои работы были более простыми и реалистичными). И мне в этом очень помог мой преподаватель, от которого я фанатела, и который умел зажечь не хуже, чем слоганы в рекламе Nike (улыбается).
Его позиция заключалась в следующем: «в тот момент, когда я показываю человеку вашу работу, он должен без раздумий назвать мне ваше имя».
Полностью уйти в реализм я бы не хотела. Однако стоит признать, что в этом направлении есть техника и приёмы, которые мне нравились и которые я решила позаимствовать. Именно поэтому сейчас люди на моих картинах стали больше похожи на, собственно, людей.
Можно будет увидеть это на примере моей самой первой работы, которая будет на выставке: именно тогда я научилась рисовать более-менее адекватные рты, носы и всё остальное. А ещё именно в этой работе у людей впервые появились веки (смеётся).
No money, no honey
Я себя никогда не пиарила и не рекламировала — это моя большая проблема: рисовала для души, а тот факт, что на этом можно зарабатывать, осознала, когда получила свой первый заказ.
Как-то я проспала важный экзамен по английскому и подумала, что «ну всё, теперь жизнь уж точно кончена». А раз жизнь кончена, то оставалось только взять скетчбук и целый день экспериментировать с набросками. И в результате у меня получилось что-то интересное!
Я выложила свою первую работу с овалами на лице в контакт, после чего меня спустя две недели каким-то образом нашла минская компания и заказала 120 иллюстраций для мобильного проекта «Реинкарнация», который стал первым рывком человека, раньше не получавшего вообще никаких заказов.
Суть «Реинкарнации» — перевоплощение твоих фото в изображения известных персонажей: это может быть Эйнштейн, Нео, Безумный Шляпник и множество других. На разработку иллюстраций для приложения у меня ушло около двух месяцев из-за большого количества правок, а так как я работаю не в photoshop, то что-то скорректировать было невозможно — приходилось отрисовывать всё заново. Таким образом, за 2 месяца я нарисовала более четырёхсот работ. Но именно тогда я поняла, что наконец-то нашла свой стиль.
Минус профессии иллюстратора — пробиться и заявить о себе довольно сложно. Особенно если учесть, сколько по-настоящему талантливых ребят фанатично преданны этому ремеслу не меньше, а то и больше, чем ты.
Но именно они вдохновляют своим успехом и достижениям. И понимаешь, что сам хочешь (и можешь) не хуже. Мои мотиваторы для роста — Аня Conservi и Андрей Строганов.
Надо сказать, что искусство в Европе — ценится намного больше,чем у нас (а беларусских художников в той же Польше любят больше, чем в самой Беларуси). И люди готовы платить за него деньги. Если в Беларуси за твою работу боятся отдать лишние 10 долларов, то в Европе без лишних вопросов и сомнений готовы выложить 400-500.
Стоимость моих работ стартует с 10 евро. Раньше ценник был гораздо ниже, однако из-за улучшения их качества и использования дорогих материалов (до этого, кстати, рисовала обычными детскими карандашами), цена выросла.Это также позволяет отсеивать людей, которые не готовы платить и сами не знают, чего хотят. Поэтому сейчас заказы приходят хотя и гораздо реже, однако они всегда интересные и сложные. Таким образом, за год работы у меня приобрели около 30 иллюстраций.
Важно, чтобы художник умел себя продать. Как бы грубо это не звучало. Поэтому изначально я тоже стеснялась и не заламывала цены. А для иллюстратора важно, наверное, немного переоценивать себя.
Ведь люди начинают думать «ух ты, раз он ставит такой ценник, то он, наверное, крутой!». И даже мазня автоматически превращается в непостижимое высокое искусство (смеётся).
С недавних пор, кстати, работаю только по предоплате. Раньше была наивной, и иногда случалось так, что работу, в которую я вложила душу, прорву труда и времени, человек просто не забирал.
У меня есть несколько таких примеров, которые можно будет посмотреть на выставке. Я не жалею, что они появились, но всегда неприятно, когда такие ситуации случаются
«He who seeks finds»
Я могу рисовать несколько месяцев подряд — но иногда хочется сменить обстановку. Недавно, например, устроилась на работу бариста — уж очень люблю я это дело. До этого успела поработать упаковщицей на фабрике игрушек и консультантом в куче магазинов, параллельно занимаясь фрилансом.
Я думаю, что смена обстановки и бурный ритм жизни- лучшая прививка от будущего перегорания и творческого застоя: за всё время я сменила множество квартир, два города, а сейчас постоянно в разъездах. И могу с уверенностью сказать, что всё это пошло мне только на пользу. Планирую в ближайшем будущем найти квартиру во Вроцлаве, осесть там и полностью переключиться на иллюстрацию- это, пожалуй, единственный вид деятельности, который мне не надоедает.Что касается Бреста, то я вижу изменения, которые очень радуют. Сейчас ребята в «Параграфе» делают очень крутые вещи — именно то, чего так не хватало раньше. Все эти свободные мастер-классы, семинары и выставки — глоток свежего воздуха для «творческого микроклимата» нашего города.
«Как найти свой стиль и при этом не сойти с ума» — лейтмотив моего предстоящего мастер-класса. Если вкратце, то я придерживаюсь мнения, что академичность — это, без сомнения, важно для художника, но не всегда хорошо. К сожалению, в наших художественных школах вместе с навыками создания пропорциональных и выверенных работ прививают и закостенелое мышление.Если же вы ясно чувствуете, что следование канонам старых мастеров — не ваше, то не насилуйте себя, следуйте собственным путём. Благо, сейчас мода на академическое рисование отходит на второй план, а индивидуальность ставится во главе угла.
Ищите свой стиль! Сделать это проще всего глядя на успешных людей из этой сферы, работающих в близкой вам по духу парадигме.
Упорство намного важнее таланта — я считаю себя именно таким человеком. Я не думаю, что очень талантлива, просто мне привили умение каждый день сидеть и рисовать, рисовать, рисовать. Сама рисую каждый день столько, сколько получается. Это может быть как 5 минут,так и 12 часов. Главное — система и стабильность. К слову, в своё время на меня забивали все преподаватели и говорили: «это не твоё, попробуй себя лучше в сфере бухгалтерии». Чтобы освоить большинство художественных приёмов, достаточно просто много-много рисовать. И я уверена, что это путь к успеху для любого человека, даже не державшего в руках карандаш. Первое время ты, конечно, захочешь всё бросить — это случается с каждым. Но если ты преодолеешь этот период, то рука набьётся и все шероховатости останутся позади.Рисовать каждый день и научиться искренне любить то, что делаешь — именно такой совет я могла бы дать тем, кто только собирается ступить на художественную стезю. Что мне нравится в этом ремесле — ты можешь сотворить то, чего просто не существует в природе. Это невероятно воодушевляет! И мне кажется, что это же служит источником вдохновения для многих других людей.
Фото — Роман Чмель
Для отправки комментария необходимо войти на сайт.