Брестский авангард: шумный репортаж с шумового концерта

Вездесущее техно, набившее тусовочную оскомину всем и каждому, уже не просто плещется в водах музыкальной Леты, но выбрасывается мертвыми китами на побережье. Вот только эпоха не желает оставаться беззвучной и требует новый саундтрек как оказалось, с этим в Бресте все в порядке. Уже знакомые нам музыканты выбрались из авангардного подполья и отважились на целый концерт.


«Чайный домик» приютил экспериментаторов на поверхности (в качестве соседского контраста – мирные дедушки, стучавшие шашками до последнего). По словам одного из организаторов Кирилла ака Kript, подобное шумовое действо – новинка для Бреста: представители местной сцены обещали накрыть посетителей звуковой волной эмбиента, нойза, дроуна и полевых записей. Правда, не бесплатно, а за символическую семирублевую плату.

Воплощать теорию на практике первым вызвался Kript, пренебрегающий классическими музыкальными инструментами.

Kript: Я использую кассетные петли и плееры, портативную студию и микшерный пульт. Заранее записываю на пленку какой-нибудь интересный звук, склеиваю ее в произвольном порядке, а после провожу с этим отрывком различные манипуляции. Каждый раз один и тот же семпл звучит по-разному, а выступление превращается в медитативную импровизацию. Единственные определенные точки джема – начало и конец. Все, что происходит между, – импровизация чистой воды. Я подбираю звуки в соответствии с царящими вокруг атмосферой и настроением.




И ведь сошлось! Любители шума (к слову, не только брестского «разлива»), оккупировавшие гостеприимные пуфы чайного домика, закрывали глаза, опускали головы и погружались в иные мультивселенные, «увлекаемые огромным спрутом в темную пучину» (дословный комментарий одного из «погрузившихся»). Максимально способствовали транспортирующим процессам и стихи Майка IX Уильямса из Eyehategod, начитываемые Кириллом поверх музыки в режиме реального времени.

 
 
 
 
 
 

Александр ака Mad Mirror Mountain (знакомый многим по «Объекту»), принявший шумовую эстафету следующим, терзал свою гитару так, что и Лу Риду времен записи Metal Machine Music не снилось. На выходе же – дроуновые запилы а-ля Sunn O))) в тревожно-амфетаминовом исступлении. Никаких незаконных психоактивных веществ в пределах локации, кстати, замечено не было, лишь абсолютно легальный пуэр стимулировал органолептическое восприятие собравшихся.

 
 
 
 
 
 

Last but not least в списке выступавших – Дима ака Trawma, шутливо называемый коллегами по цеху «хедлайнером мероприятия» (не безосновательно – Trawma уже может похвастаться живыми выступлениями на минских фестивалях). Киберпанковый эмбиент и мрачный дарквэйв, струившиеся из единственной рабочей колонки (первый блин немножечко комом), существенно сократили зону медитативного комфорта уже приготовившихся «чиллиться» адептов.

 
 
 
 
 
 

Прощальные аплодисменты и заверения в потенциальном свершении новых встреч. Впечатленные слушатели разбредаются рефлексировать в пространство собственных комнат. Предвосхищая вопрос «Кому вообще такое может нравиться?», мы расспросили нескольких участников действа о том, как они здесь оказались и какие цели преследовали.

Анна:

Никогда не была на таких шумовых «движухах», а тут представилась возможность. Такого рода музыка для меня все еще непривычна. Я наблюдаю за тем, как Кирилл работает над новым материалом – этот процесс больше похож на ритуал, а не на обычную запись трека. Мне кажется, это и есть творчество – способ выпустить бессознательное. Смысл заключается в том, что слушатель не должен оценивать некую суть трека, но может зацепиться за эмоциональные переживания автора, прочувствовать их. На концерте в «Чайном Домике» царила совершенно домашняя атмосфера – такая обстановка подталкивала выступающих к максимальной искренности. Kript сыграл медитативно, Mad Mirror Mountain – агрессивно, Trawma – мелодично. Каждый сет оказался индивидуальным и предельно искренним. Это чувствовалось. Такие концерты служат стимулом к развитию людей. Было бы здорово, если бы подобные вечера стали традицией.

Никита (Минск):

Узнал про концерт благодаря друзьям – вместе решили отправиться в Брест навстречу приключениям. Грех было пропустить это мероприятие: живое исполнение такой музыки – настоящая редкость. Я слышал некоторые записи ребят, но вживую слушается совершенно иначе. Этот звук напорист и требователен к слушателю, может быть намеренно агрессивным – как сфинкс, загадывающий загадки и несущий гибель тем, кто не готов к проверке. Высокая громкость в этом случае – не случайность, а специальный прием: человек чувствует музыку на физическом уровне и становится ее проводником, окружающее пространство дрожит от вибраций. Временами это вселяло тревогу, но такова цена за восприятие необычного – это естественный процесс. Возможность раствориться в шумовых полотнах, слиться с рукотворной стихией и прочувствовать, как сгущается тьма, оставив позади все остальное, – именно это и привлекает меня в таком звуке. Я замечательно провел время, как бы приторно это ни звучало. Было приятно стать свидетелем этого события, и я искренне надеюсь, что в нашей стране появятся люди, способные по достоинству оценить подобную музыку и ее творцов.

Надежда:

Впервые попала на мероприятие такого формата. Что привело? Внутренний импульс, любопытство и желание открытия новых граней личного музыкального опыта. В общем, звезды сошлись (улыбается). Странное медитативное послевкусие еще долго не отпускало после, позволяя пребывать внутри себя и бродить по самым темным «подвальным» местам подсознания. Заметила, что цеплялась за структуру и ритм, как за соломинку, – например, хип-хоповский бит в сете Kript. Хаоса внутри и без того хватает, поэтому после резких и беспорядочных звуков Mad Mirror Mountain стало действительно болезненно тревожно. Особенно резонировал с низкочастотной мрачностью Trawma, а Kript расслабил взбудораженные бессонницей нервы – этакое погружение в мягкий и обволакивающий плед, когда вокруг воет ледяной ветер безысходности и атакуют монстры, но при этом тебе тепло и спокойно. Не скажу, что в этой музыке я нашла всю себя, но большая, особо протестующая против обыденности часть откликнулась. С удовольствием сходила бы на следующий концерт.


 
 
 
 
 

P.S. Музыканты не тешат себя иллюзиями и первыми признаются в наличии косяков, но обещают исправиться через полтора месяца. Приходите и пробуйте – ведь не так страшен нойз, как его малюют. В конце концов, ничто не помешает вам вернуться в объятия Сергея Шнурова и Стаса Костюшкина.

фотографии — Роман Чмель

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: