Вопрос: Как относятся к Хэллоуину представители четырёх религиозных направлений?

Прошедшие выходные показали, что Хэллоуин брестчанам не чужд. До «кошелек или жизнь» дело, конечно, все еще не доходит, но с каждым годом в полку любителей кельтского праздника прибывает и прибывает. Бинокль” расспросил представителей 4 популярных конфессий об их отношении к одиозному празднику.


Александр Кухта, заместитель председателя Синодального миссионерского отдела Белорусской Православной Церкви (основатель блога Batushka ответит):
Честно говоря, никакого отношения к этому празднику у православной церкви нет. Хэллоуин – это не повод для того, чтобы Церковь, используя всю свою мощь, выносила какое-то суждение. Слишком мелко. Поэтому официальной позиции Церкви по отношению к этому событию просто нет. И я очень удивлюсь, если такая вдруг когда-нибудь появится.

Другое дело, что каждый православный человек может иметь частное мнение относительно Хэллоуина. Но здесь есть проблема: каждый видит это событие по-своему, и не факт, что среднестатистическое видение (если бы существовала возможность вычленить его каким-либо образом) будет объективно отражать реальность.

Прежде чем формулировать свое отношение к Хэллоуину, необходимо понять, что это такое:

— можно говорить об этимологии самого слова «Хэллоуин», о кельтских корнях праздника и т.д.
— можно говорить об этом дне как о народной традиции некоторых стран (типа нашей Масленицы)
— можно говорить о «страшных-страшных» детских костюмах и о том, что они символизируют на самом деле.
— можно говорить о Хэллоуине как об очередном поводе для знатной попойки в студенческой среде.
— можно говорить о трансформации восприятия этого дня в нашей среде.
— можно говорить о Хэллоуине как о поводе для организации тематических мероприятий культурными заведениями разного рода (естественно, не без расчета на сверхприбыль).
— можно говорить о Хэллоуине как о поводе для того, чтобы сделать какой-нибудь желтоватый материальчик для разного рода блогеров и журналистов, чтобы «срубить» немножечко хайпа.

С другой стороны, подавляющему большинству населения абсолютно не интересен этот праздник. Если бы не навязчивая реклама, то все бы благополучно о нем забыли. Поэтому, когда мы говорим об отношении Церкви к этому празднику, часто мы теряемся среди обозначенных «подсмыслов» и получаем неверный ответ. На самом деле, никакого официального отношения нет, но есть множество частных мнений, многие из которых не до конца осмыслены.

Хочешь – празднуй, хочешь – нет. Церковь – это не детский сад, где всем нужно ходить за ручку парами и кушать манную кашу. Церковь может советовать и предупреждать человека о последствиях того или иного поступка. Применительно к празднованию Хэллоуина я бы вспомнил апостола Павла, который советует не делать того, что может стать соблазном для окружающих.

На практике же очень многое зависит от того, что именно человек празднует. Я подозреваю, что для подавляющего большинства людей, которые как-то отмечают этот день, Хэллоуин – это не более чем антураж для веселой вечеринки. И здесь, по-моему, нет смысла придумывать какие-то особо страшные наказания для человека (улыбается).

Совершенно другая ситуация, если человек на самом деле вкладывает в события этого дня некий сакральный смысл. Здесь уже можно говорить о Церковном прощении, но, во-первых, таких людей днем с огнем не сыщешь, а во-вторых, все очень индивидуально.

Ксендз Андрей Рылко (брестские католические священнослужители посоветовали нам использовать этот ответ из соображений «ни прибавить, ни убавить» (приводим текст в сокращении, полная версия здесь)):
Што такое Хэлоўін? Для адных — гэта маргінальная з’ява ў беларускай культуры, не вартая ўвагі. Для іншых — гэта нагода «проста» пазабавіцца і пагуляць. Але ці добрая гэта нагода для забавы і ў чым прымаюць удзел некаторыя хрысціяне, «святкуючы» Хэлоўін?

Як вядома, маскараднае «святкаванне» апошняга дня кастрычніка прыйшло да нас пад уплывам сучаснай амерыканскай культуры. Назва гуляння — «Halloween» — паходзіць ад скарачэння двух выразаў: «All Hallow Day» (Дзень Усіх Святых) i «All Hallow Evening» (Вечар Усіх Святых).

Урачыстасць Усіх Святых, якую Касцёл адзначае 1 лістапада, была перанесена ў ІХ ст. на гэты дзень дзеля таго, каб перамагчы ў свядомасці людзей страх перад язычніцкім павер’ем аб магутнасці цемры і яе перамозе над сіламі святла ў ноч на 1 лістапада. Духоўны вакуум, які ўзнік у працэсе дэхрысціянізацыі, стаўся ідэальным асяроддзем для прапаганды язычніцкіх культаў і сатанізму.

Ці можа хрысціянін удзельнічаць у неаязычніцкіх гуляннях? Як гэта не парадаксальна, але ў ХХІ ст. мы вяртаемся да таго самага пытання, якое задавалі апосталам і іх наступнікам першыя пакаленні вучняў Хрыста. Адказ быў адназначны: «Не». І гэта «не», якое не абмяжоўвае, але вызваляе. Справа не ў саміх забавах, але ў тым, у што мы гуляем і як гуляем. Сапраўдны хрысціянін ведае, што зло — гэта не цацка, што выкліканне злых духаў і ўдзел у дэманічных маскарадах — гэта не гульня.

Аргумент пра «несвядомасць» чалавека —не больш як пусты гук для дэмана. Гэты адвечны вораг чалавека робіць усё для таго, каб выдаваць сябе за добрага сябра, каб зло называць дабром, а спакушэнне — гульнёй. Калі некаторыя робяць выгляд, што ўсё добра, то гэта зусім не значыць, што так ёсць на самай справе.

Павел Гаращенко, Председатель общины мусульман города Бреста:
В принципе, мусульмане относятся к Хэллоуину нейтрально и даже в какой-то степени снисходительно. У меня нет религиозного образования, поэтому мое мнение может не совпадать с мнением представителей духовенства.Но, насколько я понимаю контекст, Хэллоуин — это языческий кельтский праздник перед Днем Всех Святых, когда тонкая грань между мирами живых и мертвых практически стирается. Люди наряжаются в разную нечисть для того, чтобы испугать духов и не пустить их на порог собственного дома.

У мусульман же всего два праздника – праздник жертвоприношения (в честь подвига Авраама) и праздник окончания поста (Рамадан). В то же время мы уважительно относимся к христианским и иудейским праздникам, потому что это Авраамические, близкие религии. Мусульмане, например, считают, что Иисус Христос – правомерный мусульманин, равно как и Авраам. Другие праздники мы признавать не можем, тем более если они не иудейские или не христианские, поэтому положительного отношения к Хэллоуину быть не может.

Но и явно отрицательного тоже, ведь никто не воспринимает этот праздник с религиозной точки зрения. Да, у него есть определённые корни, но, если опросить людей празднующих, вряд ли кто-нибудь из них сможет ответить, в чем заключается суть. Смешно вырядиться, попугать и посмеяться – этим все ограничивается. Если никто не закладывает в Хэллоуин никаких религиозных значений, он перестает иметь соответствующую силу.

Таким своим видом люди лишний раз напоминают самим себе и окружающим о смерти – это положительный момент, потому что о смерти нужно говорить и помнить постоянно.
Явного запрета наряжаться и гримироваться в нечистую силу в исламе не существует. Гораздо более существенное наказание ждет людей неверующих. Нельзя утверждать, что человек, примеривший вампирские зубы, может забыть о милости Всевышнего. Он прощает самые невероятные вещи.

Пастор церкви «Спасение» Александр Борисюк:
Отношение к этому празднику зависит от того, чем он для нас является и какой смысл мы вкладываем в него.Я слышал и такое объяснение, будто Halloween переводится как Hell win – то есть «ад выиграл».

Но на самом деле английское слово «Halloween» является соединением двух слов – «hallow» и «evening», что означает «святой вечер». «Вечер всех святых» был утверждён Церковью для поминания умерших в Господе близких. Он обширно праздновался как Западной (Католической), так и Восточной (Православной) Церковью. Во многих католических странах 31 октября — выходной день.

В православных церквях празднование Дня Всех Святых приходится на первое воскресенье после Дня Святой Троицы. В День Всех Святых родилась реформация: 31 октября 1517 года Мартин Лютер прибил знаменитые 95 тезисов к дверям Виттенбергской церкви. Этот день и начал считаться началом реформации в Европе.

Согласно словам Святого Писания, церковь почитает самых разных людей, получивших от Бога бесценный дар Святого Духа и жизнь вечную в Боге. «Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова? Бог не есть Бог мертвых, но живых» (Мф.22:32). Речь идет о нашей бессмертной душе, заключенной в смертное тело. Возможно, именно отсюда, от непонимания сути Писания, появляются образы живых мертвецов и прочей нечисти, стремительно набирающие популярность.

Но все зависит от нашего отношения к этому дню и смыслу, который мы ему придаем. А дорога обычно приводит нас туда, куда мы идем, — наш образ мышления рисует нашу материальную действительность.Я знаю людей, для которых даже Пасха – светский праздник. Все празднование сводится к трем классическим пунктам: сесть, выпить, закусить. Повторюсь: наше понимание любого праздника наполняет сутью сам праздник.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: