Shadow Of Chernobyl. Как брестчане снимают сериал по миру S.T.A.L.K.E.R.

11 октября на сайте planeta.ru открылась кампания по сбору средств на съемки сериала “Чернобыль – любовь моя”. Студия «Litr» из Бреста, вдохновившись произведениями братьев Стругацких и игрой “S.T.A.L.K.E.R.”, решила перенести на экраны мир чернобыльской зоны отчуждения. Несмотря на то, что сбор средств продолжается, процесс съемок был запущен 30 сентября. Мы встретились с режиссером, сценаристом и автором проекта Сергеем Кролтенбергом и расспросили его о сериале, трудностях съемки, а также о том, чем он будет отличаться от других лент, посвященных Чернобылю.

О себе

В 2013 году я окончил Брестский государственный университет им. А.С. Пушкина по специальности «Преподаватель русского языка и литературы». Мама хотела, чтобы я получил филологическое образование, я же хотел поступать в театральный институт. Однако она сказала очень убедительную вещь: сначала получи высшее образование, а после я помогу тебе поступить в театральный. Собственно, так и вышло: после университета я поехал в Санкт-Петербург и поступил в театральное училище. По баллам я проходил на бюджет, но по законам РФ я мог обучаться только на платном: у меня уже было высшее образование. Узнав, сколько стоит обучение, я забрал документы.

Уже дома мне позвонили из Белорусского государственного университета культуры и искусств. Руководству доложили, что в Питере я хорошо показал себя на вступительных экзаменах, и предложили мне у них учиться. Я отказался: мне просто не нравится этот университет.

В итоге я пошел работать ведущим в караоке. Параллельно я снимал короткометражные и полнометражные фильмы. На сегодняшний день ничего не сохранилось: я удалил даже исходники. Если меня что-то не устраивает в моей работе – пиши-пропало. Например, при съемках первой сцены сериала мне не понравилось движение камеры: мы будем ее переснимать.

От идеи к съемкам

Идея съемок зародилась ещё в 2010 году,когда я впервые попал на страйкбольно-ролевую игру по мотивам «S.T.A.L.K.E.R». Она проходит ежегодно в Малоритском районе на территории бывшей ракетной базы “Белый лес».

Идею реализации сериала поддержали киностудия «Litr», страйкбольное сообщество, друзья и любимая жена. Они горели идеей съемок. С каждой игры мы снимали ролики в режиме реального времени. Начиная с самого первого видео, дело шло к сериалу, ведь сама игра – полная имитация компьютерного аналога. У нас была радиационная зона, приезжали радиотехники, которые настраивали частоты раций на аномалии. Игрокам даже не нужно было вживаться в роль – они полностью чувствовали себя в своей тарелке.

Каждый отснятый ролик – это поиск цвета, актеров, сюжета и места для съемок. Весной 2017 года пришло четкое осознание того, что нужно снимать. В мае у нас состоялась страйкбольная игра, к которой я написал сценарий первых трех серий.

Съемки

Не имея бюджета на кино, важна была заинтересованность и отдача всех участников съемочной команды. Вербовка началась с одного из основателей и главного оператора студии «Litr» Александра Воронина. Реальная же подготовка к съемкам – после его одобрительного вердикта «начинаем снимать».

В начале сентября был проведен кастинг, который проводился по методу Станиславского: в сериале каждый играет самого себя, точнее худшую свою половину. По атмосфере нам нужна была осень или ранняя весна. С местом для съемок помогли страйкболисты. На территории полигона «Белый лес» находится порядка 15 бункеров, бывшие здания казарм и администрации, а также 5 квадратных километров леса, пересеченного бетонными дорогами. Все это позволило не возводить декорации с нуля.

На сегодняшний день отснят презентационный ролик для краудфандинговой кампании. Его помог сделать профессиональный оператор Игорь Гусев. Снят он был за 1,5 часа. Также подобрана вся съемочная группа, места для съемок, декоратор. Основных актеров – 15 человек, примерно столько же задействовано в массовке. За звук отвечает Илья Trikil

Вся работа над созданием сериала ведется на средства съемочной команды. Естественно, этих денег недостаточно. Именно поэтому была запущена кампания по сбору средств на платформе planeta.ru. В случае сбора необходимой суммы мы сможем докупить оборудование и прочий реквизит, необходимый для создания профессионального и качественного кино. Больше всего мне жаль художника-декоратора Дениса Тимченко: в реквизит и костюмы он вкладывает свои средства. По возможности мы их будем ему возвращать.

У нас в команде нет ни одного профессионального актера. За годы работы над любительским кино и театром я выработал несколько вариантов взаимодействия с такими людьми. Главное – ввести персонажа в человека и не давать ему играть на камеру.

Из режиссеров я, конечно же, вдохновлялся Тарковским. Он показал, как вокруг себя можно собрать великолепную команду для фильма “Сталкер”. На тот момент у него были лучший оператор и сценаристы в мире киноиндустрии. Однако примером в режиссуре для меня является Гай Ричи.

Также мы вдохновлялись оператором Эммануэлем Любецки – трехкратным обладателем премии “Оскар”. По манере съемки мы пытались приблизиться к фильму “Дитя человеческое”, который был снят с рук и практически одним кадром.

Работа над сценарием и сюжетом

Первый сезон сериала выйдет в свет к годовщине трагедии на ЧАЭС 26 апреля 2018 года и будет состоять из семи серий. Каждая представляет собой историю одного из персонажей, попавших в зону. Хронометраж серии – 20-25 минут. Седьмая, возможно, будет получасовой или сорокаминутной.

Сюжет разворачивается в альтернативной реальности после второго бесшумного взрыва на ЧАЭС. В сериале представлены три локации. Первая – деревня перед зоной отчуждения: местные жители либо уехали, либо спились. Выживают они за счет зоны, продавая сталкерам необходимые для жизни вещи и продукты.

Вторая локация – это зона, в которой главную опасность представляют собой люди. В погоне за артефактом, будучи спрятанным от глаз закона и морали, человек ведом первобытным инстинктом «либо ты либо тебя».

Третья локация – глубина зоны. Главную опасность в ней представляют монстры. Их мы делаем при помощи компьютерной графики, она уже проработана. Также в каждой серии будут аномалии, при помощи которых клан наемников пытает людей.

В сериале будет задействована только одна женщина. Раскрывать все карты не буду, но ее судьбу нельзя назвать счастливой.

Что дальше и в чем отличие сериала от фильмов о Чернобыле

До нашего сериала никто не снимал фильм по одноименной игре. Тот же сериал “Чернобыль: зона отчуждения” совсем не об этом. Плюс там много ошибок. Во-первых – возраст героев. 18-летним пацанам, которые решили ехать в Чернобыль, как-то не веришь. Мы же взяли героев постарше, в возрасте 45-50 лет. Во-вторых – в том сериале все очень плохо с компьютерной графикой, сюжетом и актерской работой.

Все попытки снять сериал по миру сталкера приводили создателей к двум основным ошибкам:  снять «как Тарковский» и «как в Голливуде». Согласитесь, это невозможно если ты не Тарковский, обладающий бюджетом «Диснея».

Наша особенность и одновременно козырь – внимание к деталям. На съемках присутствует группа военных консультантов, помогающих добиться максимальной реалистичности происходящего. Например, снайпера у наемников мы прорабатываем так, чтобы при каждом его появлении в кадре он трогал подушечку пальцев. Снайперы делают так, чтобы стереть верхний слой кожи. Это нужно для того, чтобы, положа палец на курок, он лучше его чувствовал.

Проблема беларуского кинематографа в том, что фильмы снимаются, а их никто не видит. У нас безумное количество талантливых людей. По завершении съемок наша главная задача – оставить сериал в неизменном виде. Если сериал не пройдет цензуру на телевидении — мы просто выложим его в сеть. Если «выстрелит» — будет продолжение.

У нас уже есть наметки для второго и третьего сезонов. Однако даже при таком раскладе съемки придется отложить на год: я буду занят работой над полнометражным фильмом. Но это уже совсем другая история.

Фото — Роман Чмель

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: