Новички музыкального фронта schwuggazz (да, название, чтобы трудно читалось, писалось и побольше-побольше тумана!) выступали в городе всего 3 раза, но уже успели смахнуть пыль рок-застоя: дерзкий отрыв на сцене, толпы в партере и альбом на выданье. Давно наши площадки не содрогались от чего-то нового, давно «звукачей» не просили поубавить звук. Нагрянули к ребятам в студию, где в разгаре шла запись альбома-первенца, и выхватили фронтмена — харизматичного Диму Каца — на разговор об искусстве, посыле и закате цивилизации.
Чтобы представить, о какой музыке пойдет речь, — посмотрите видео в группе ребят. Что имеем: речитатив, ударный бит и психоделические проигрыши на синтезаторе. Острота текстов, их близость как к быту, так и к душевному поиску, сленг и кое-что похлеще в песнях — как кубик магги в кастрюлю с пельменями — завершает целостный образ самодостаточных хулиганов. Музыка цепляется к тебе, как репейник: ты еще не заметил, а уже покачиваешь головой в ритм. Хотя ты вроде и не приверженец хип-хопа, а электронщины так точно. Что-то есть в schwuggazz чертовское, как минимум какая-то заряженная табакерка, из которой они выпрыгнули. Кто же делает новую музыку с такими эпитетами?
Откуда schwuggazz вдруг выплыл? Вы все не молодчики, зрелые люди. Как собрались играть?
Да, мы уже поиграли в коллективах, посмотрели эту кухню. Я стоял у истоков группы «Рациональная диета» в своё время. Закончилась «диета» где-то в 2013-2014 году.
А началась?
Ой, не помню… В 2000… Ой, какие двухтысячные — в 1917 году, столетие как раз празднуем!
Ровесники революции?
Ну да. Ладно, на самом деле, мне было 17 лет, когда мы начали. Постепенно группу склонило к совсем академической музыке. Парни там ученые – все консерватории окончили. Дали мне, кстати, крутую большую базу.
В schwuggazz началась совсем другая история. Какой ты видишь эту музыку?
Это манифест эпохи заката цивилизации.
Уже закат? Так быстро? Пессимистично же…
Нет, это прекрасно. Я на это смотрю, как скандинавы смотрели на рагнарёк (смерть всех богов в финальной схватке – прим.авт), после чего начинается новый виток. Когда всё докатится до полного конца, начнется что-то светлое и хорошее. Поэтому это не пессимизм нифига.
Так сколько цивилизации еще осталось?
Да много осталось, это же все очень медленно и инертно. Хотя во мне она уже закончена.
Как ты это почувствовал? Вдруг во мне тоже, а я не чувствую.
Люди мало чем заняты, кроме того, чтобы выедать землю и превращать ее в огрызок. Сколько людей, многие из которых не делают ничего полезного. Они просто гадят на эту планету, видимо, рассчитывая, что есть какая-то запасная.
Делать полезное – это что?
Главное — вреда не делать. Альбом, кстати, будет называться «Полезный». Вот schwuggazz – это полезно. Полезно заглядывать в неизученное.
В тебе говорит какая-то жажда познания.
Я бы хотел, чтобы больше людей занимались фундаментальной наукой или авангардным искусством, не причиняли друг другу вреда. Вот так было бы круто, но этого никогда не будет.
Стоп, есть же те, кто занимается?
Да, очень радует, что есть те, кто поддерживает в себе некую творческую инициативу, а не только разрушительную. Жизнь же так сейчас построена — чтобы разрушить наш мир побыстрее.
Я год не мог из себя выдавить ни строки. Пробовал – не получалось. А если получалось, то я сам понимал, что это не стоит даже мизинца Будды. Однажды работал за компьютером, увидел на столе пачку печенья фисташкового. Такого квадратного…
Так невкусное же жутко! Ты серьезно вдохновился…печеньем?
Да, невкусное, кто-то мне подарил. Примерно тот момент возникли образы и открылся тот самый портал, про который говорят все люди искусства.
Ты сразу написал какие-то строчки?
Да. Мы периодически собирались в студии, ковыряли ноты. И в этот раз я до студии добрался, дочитал и сам понял – вот это круто, это мощно. Это не просто какие-то строчки, когда ты мучаешься и пытаешься подобрать рифму. Прет само. Успевай только записывать.
С этим понятно. А как дальше создается музыка?
Сижу играю на «басухе» или на гитаре… Я не совсем уверен, что это вообще человек делает. Чересчур спонтанно и происходит по наитию: все эти мелодии и ходы бессистемны. Вот почему мне сейчас не близко творчество «Рациональной диеты»: построение музыкальных фраз, выверенная композиция, всё как надо. Это круто. Играть такую музыку – удовольствие. Но мне кажется, в этом пропадает элемент сумасшествия.
Сумасшествие есть в каждом человеке и каким-то образом выражено. Творчество не должно быть чересчур просчитано.
У меня была еще одна банда. Там все это было доведено до абсурда: все было порублено на совершенно не связанные части, чтобы человеческое сознание выбить из привычной парадигмы. Когда человек живет по накатанной, его мозг начинает отключаться, ему не нужно думать. Ты просто делаешь всё автоматически. И музыку так же можно делать. Как у Кастанеды: его учитель постоянно делал максимально неожиданные вещи, чтобы выключить автоматизм и мозг немного встрепенулся.
Фраза в песне «Никто не с**бет, за всё придется ответить» – кому и за что?
Ни к чему и ни к кому конкретно это не привязано. У каждого человека есть масса поступков, которые он мог бы не совершать. Их накапливается такая гора с годами, и ответить за них придется: физически, эмоционально или финансово.
Поступали ли негативные отзывы в адрес группы? Как относишься?
Конечно же были! Каждый человек считает своим долгом высказать свою позицию, особенно если его нечто задевает. Как я к этому отношусь? Меня вообще сложно задеть любым «базаром». Я повидал ситуации, где нельзя реагировать эмоционально. Стараюсь всегда, однако не всегда получается, посмотреть на предмет глазами человека, который это говорит. Негатив и злоба свойственны всем. Когда слышишь и начинаешь разбираться, в итоге затрагиваешь своё, начинается внутренний диалог. А откуда он? От попытки разобраться.
Что хотите сказать слушателю?
Слушателю – ничего. Разве что себе. Все это делается для себя, наверное.
Сколько тебе там? Под 40? Не чувствуешь себя старым? Всё-таки рок-н-рольный максимализм — удел более юных.
Кто-то считает нашу музыку подростковой или мальчишечьей: там полно пацанских 20-летних образов. Но это не моя позиция, это моё творчество. Это то, что я помню, как было.
С болью в сердце смотрю на людей, которых хорошо знаю и которые в итоге пришли к маршруту «семья-работа-дом». Считаю, что где-то они заблудились. И многие музыканты так же, и музыка у них такая – без огонька в глазах, сдобная. Этот огонек нужно любыми способами не то что поддерживать, а продуцировать. Просто поддерживать его не получится, нужно создавать.
Не могу не спросить за брестскую сцену. Слушаешь кого-нибудь из наших? Как относишься?
Ничего такого хорошего или плохого не скажу. Единственные из местных, кого слушаю TOO LATE: FROZEN!. Но наш этот старый русский рок я не слушаю.
Ты такое никогда и не любил?
Я учился играть под ДДТ, конечно. А лучшее из этого всего — Гражданская оборона. Ну, и Гребенщиков, как же без него. Они в своей нише просто о*уенные, а этих унылых я не понимаю. Есть музыканты, словно в воду опущенные — порекомендовал бы им сходить к психологу, разобраться. Я, кстати, ходил. Один специалист попросил меня побыть подопытным кроликом. Музыка — та еще терапия. Особенно если ее не фильтровать.
Да, музыка — это вид реализации. И если сам из себя реализацию выдавить не можешь, а она, простите, свербит — идешь к специалисту.
Конечно! Если пробки стоят и вытащить не можешь, нужна помощь. Бывают вопросы, которые человек не способен решить сам. Из-за какой-то ситуации детства или сексуальных штук человек замыкается или запивает. Видишь, общество к этому и идет – нужно ходить к психологу. Печально, это не сегодня началось. Жизнь такая.
Так от людей это разве не зависит? Каждый же творец своего счастья: хочешь — вытаскивай себя за шкирку, не хочешь – плыви по течению.
Не все обладают силой для этого. Течение есть всегда, тебя просто несет.
«Плыть по течению может даже мертвая рыба». Наконец-то пригодилась фраза к месту! Если ее вырежет редактор, придется приписать ее тебе.
Да, отлично!
Должно ли быть шоу на сцене? Или формат скромного одинокого солиста с гитарой все еще в седле? Вы будете готовить что—то эдакое?
Специально на сцене я ничего не делаю. Но предложения сделать нечто дополнительное к тому, что происходит на сцене, всегда есть. Мне хочется показывать людей за музыкой такими, какие они есть.
Это значит, что декораций от вас не ждать?
Ждать и надеяться! Лучшие вещи в жизни происходят от надежды. Это фундамент для построения великих штук. Учитывая, что мы авангардисты, знаем художников, перфомеров и других творческих личностей и что-то уже находится в обсуждении, хотим делать не просто шоу, а современное искусство.
Разбираемся: что ты понимаешь под искусством? Все, что создал человек красивого, впечатляющего, в порыве вдохновения? Есть утверждение, что от животного человека отличает способность к творчеству, то есть способность из ничего сделать нечто. Как любое произведение и возникает: нет ничего, потом порыв, портал – и на пустом месте (и намерении) появляется какая—то работа. Или искусство должно быть признано массами, критериями?
Признание вообще не обязательно. Человек сам себя для начала должен признать. А признание публики — это шприц, из которого в тебя эго «впрыскивается».
Чем человек отличается от животного: человек из ничего может сделать…г*вно! Животное живет в балансе, а человек из баланса может сделать такое го**ище.
А вообще, любое произведение рук человеческих, мозга и т.д. – это искусство. Вот машины стоят, их поди собери – тоже искусство. Всё, что человек делает, – искусство. Главное – как он к этому относится. Если обыденно строчит свою жизнь на автомате, то нет. Если старается вырвать то, что он делает, из обыденности – тогда да, искусство. Творческая энергия – это костер, обыденность – ушат с водой. Чтобы разжечь костер, залитый водой, надо иметь очень сильньй дух. Лучше до конца не заливать.
Разве можно так все время жить?
Нет, это сложно. И большая ответственность перед собой за свои же действия.
Интересует ли тебя коммерческий успех группы? Как-то ориентируешься, что надо сделать, чтобы «получше зашло»?
Интересует, разумеется. Порадуюсь, если группа что-то заработает. Думаю, он и будет. А если нет – тоже прекрасно. Сейчас нам много дифирамбов поют. Это не очень нравится. Ну что «офигенно»? Не надо этого, всё спокойно, всё ровно.
Насколько затратно вообще создавать музыку? Это же вложения в аппаратуру, аренда студии и другое.
Сколько раз видел видел подобное у музыкантов: «У нас нет аппарата». И думают, что на него надо заработать, его нужно купить, собрать – и тогда-то они воспрянут над музыкальной вселенной! Когда это все появляется, как правило, оно вскоре начинает пылиться, люди ничего не производят. Потому что это обман: когда ты вместо того, чтобы творить, занимаешься ожиданием лучших условий для творчества. Самая главная задача – не давать себя одурачить кредитами, тачками и прочим. Человек так устроен: шажочек за шажочком на это ведется и становится мало того что одурачен этим, так еще и ослеплен.
Вижу, финансово ты не слишком притязательный человек.
Я соблюдаю обязательства, но финансовая составляющая – далеко не самое главное в жизни.
Можно ли ожидать, что у schwuggazz появятся вокальные партии, не только речитатив?
Может случиться вообще всё. Концерты концертами, а студийная запись будет вообще убойная. Для одной из песен мы записали подобие армейского хора. Нашу музыку рассматриваю как авангард: там может быть все что угодно, но дозированно.
На выступлениях, например, не слышно слов. Ты читаешь быстро. Плотный текст. Есть риск недополучить посыл, который ты заложил в него?
Все разы, что мы выступали — это были технические моменты. На альбоме все будет слышно четко и ровно. Хип-хоп старой школы — будет как у ву-танга.
Вопрос-клише: где черпаешь вдохновение?
Катаю на велосипеде круглый год и в любую погоду. Люблю забираться в труднопроходимые места, «глину помесить». Слушаю себя. Чувствую, что некомфортно, – значит надо ехать в лес, и чаще всего в одиночку. Когда забираешься в далекие места, там совсем другая энергия. А если совершенно на отшибе, где редко бывают люди, реально чувствуешь величие Вселенной.
Мы теряем чувства. Людей обложили кругом: телефон, Google Maps и вот это вот всё. Когда вдруг остаешься без этого на какое-то время, начинаешь двигаться как волк, даже добираться в пункт назначения по чутью.
Однако прогресс же нельзя отрицать.
Нет, я за науку, конечно. Но откуда берутся открытия? Разве только от того, что человек упорно что-то высчитывает? Нет! От того, что он что-то учуял и весь свой интеллект туда направил. И что-то открыл. Вот это чувство важно сохранять и использовать не только для наживы. Как у бизнесменов, например: учуют – и тащат. Это можно направить в другое русло.
Куда?
В мировую революцию, например (смеется). Да куда угодно! Если мы уже считаем себя высшим творением, то надо как-то двигаться и в другие направления, кроме как рыть землю, качать газ и потом сидеть с пузом в кресле.
Посоветуй музыку. Что послушать? Может что—то вдохновило тебя недавно?
Как сюда ехал, слушал Univers Zero — это бельгийцы. Очень круто, самый rock-in-opposition. А вот еще из другой оперы – Peaking Lights. Тоже очень красивая и нестандартная «электронщина». И третье: я бы посоветовал послушать аудиокнигу «Капитал» Карла Маркса.
Серьезно?
Все это перепотрошили во времена демократии и перестройки, а книга о системе, по которой всё устроено. Я не говорю, что это было круто реализовано в советское время, а круто в качестве научной работы. Это про наш мир, про то, как устроена наша система. Еще почитайте «Краткая история человечества». Очень впечатляюще! И послушать напоследок Арво Пярт, альбом «Алина».
Также советую почитать Кена Кизи «Порой нестерпимо хочется». Была настольной у меня одно время. Отслеживаю андеграунд штуки на сайте epitonic.com, где публикуется более-менее независимая музыка. Это то, что творит человеческий организм, не опираясь на тренды.
Фотографии: Роман Чмель
Для отправки комментария необходимо войти на сайт.