Не каждый человек сможет отказаться от стабильности работы «на дядю» и, прислушавшись к собственному сердцу, заняться любимым делом без оглядки. Бинокль» побеседовал с керамисткой Викой, творящей свои анималистичные (и не только) изделия под псевдонимом Murava.
Я родилась в Гродно, а в 2008 году приехала в Брест учиться на инженера. Параллельно с учебой ходила в студию керамики и на рисование в ЦМТ. Хотела поступить в Чехию на ювелирное дело и ковку, но не вышло: не смогла сдать экзамены. После окончания университета я купила муфельную печь для обжига и поехала в родной Гродно на отработку по специальности, а в свободное от работы время воплощала свои керамические идеи и проекты.
Но вскоре поняла, что я не совсем коллективный человек: мне нравится делать всю работу самостоятельно. Спустя три года я все-таки решилась на открытие собственного дела и стала заниматься исключительно керамикой. Кроме того, я занималась проектом по арт-терапии в Гродно. Все это время вела свою группу в соцсети, а теперь я ремесленник (улыбается).
Интерес к занятиям, связанным с мелкой моторикой, я чувствовала с самого детства: делала украшения и поделки из соломки, бисера, пластилина и природных материалов. Могла уйти в это с головой на целые сутки. Странно, что родители не замечали моих предпочтений и упорно «продвигали» по спортивной стезе. Я, например, профессионально занималась теннисом, но он никогда не был мне близок. Мне в кайф лепить и привносить в мир что-то новое (улыбается).
Тот самый кружок при ЦМТ, где я пропадала днями, теперь доступен только школьникам и студентам. Раньше попасть туда было проще. Занятия длились около двух часов, но я могла прийти на два занятия в день – лепка требует много времени. Преподаватели давали только базовые знания и умения, а все остальное приходило с опытом и просмотрами видео и фотографий в интернете. В Гродно я занималась у известного художника-керамиста Одиноченко Евгения Петровича, который объяснял мне нюансы керамической вселенной уже с профессиональной точки зрения.
Мне сразу понравился материал, я его прочувствовала. Мне по душе работать не только с глиной, но и с пластилином, глазурями и гипсовыми формами – из них формуются кружки и украшения. А вообще я глазурный маньяк (улыбается). Мне очень нравится процесс покрытия изделий глазурями – это мой любимый момент.
Техник декорирования керамики – огромное количество, но с разнообразными глазурями работают немногие, потому что это непросто: нужно держать в голове все цвета и их сочетания. Глазурь имеет структуру побелки, и начальный цвет далеко не всегда соответствует цвету после обжига. Опыт приходит со временем: в какой-то момент ты начинаешь понимать, как глазури взаимодействуют друг с другом и с различными глинами.
Материалы я покупаю сама, но часто выручают и друзья – привозят глазури и глины со всех уголков Европы. В этом году в Минске открылись сразу несколько интернет-магазинов для керамистов, но их ассортимент, к сожалению, мне не всегда подходит.
Я очень люблю работать вечером и ночью. Днем не всегда получается. Когда город спит – просыпается керамист (смеется).
Наверное, это какое-то энергетическое поле: все утихает, никто не трезвонит и не беспокоит, можно сконцентрироваться на работе на долгое время. Не нужно никуда идти. Ты знаешь, что ночью тебя никто не потревожит. Мне кажется, многие творческие люди работают в таком режиме. Сейчас информация собрана в очень сжатом объеме и не требует концентрации и усидчивости, а в творчестве без этого никак.
Сейчас (см. фото), например, я делаю зубра: однажды я увидела советскую пластмассовую ручку с головой этого благородного животного. Пришла мысль – почему бы не сделать необычную кружку с такой ручкой? Зубр для нас – не самый последний зверь. Его знают и любят не только в Беларуси, но и далеко за рубежом. Это была моя первая анималистичная кружка.
А потом я разработала несколько ручек в виде животных , близких мне по духу, – с кроликом, ленивцем и китом. Я стараюсь подгонять кружку под руку, чтобы человеку было комфортно ей пользоваться. Многие идеи подмечаю во время путешествий. Некоторые приходят абсолютно спонтанно – вынашиваю проект и долго думаю над тем, как его воплотить. А потом вдруг еду на мастер-класс для керамистов и понимаю, какая технология подойдет больше всех остальных. По-разному бывает.
Однажды я съездила на мастер-класс по плитке и совершенно случайно узнала, что могу использовать плиточную технику для изготовления бусин. Практически никто не знает, как я это делаю, потому что это достаточно хитрый процесс, придуманный мной (улыбается).
Моя постоянная муза – это мой кролик. У него очень необычные повадки, и он постоянно меня смешит. Хотя путешествия вдохновляют не меньше: например, после путешествий в морские страны в некоторых моих украшениях можно проследить морскую тематику – мне хочется запечатлеть кусочки дальних стран в своем творчестве и согреваться ими холодными месяцами. А после путешествий по Беларуси рождаются лесные мотивы.
Практически каждый год я стараюсь открыть для себя новую страну, познакомиться с ее природой и культурой. Беларуская «география» тоже вдохновляет меня, особенно Брестчина и Гродненщина. Я стараюсь путешествовать по стране на машине и велосипеде.
Из каждой такой поездки я привожу новые впечатления и идеи. Мне кажется, любой творческий человек путешествует именно поэтому: включается режим туриста, подмечающего и впитывающего в себя все новые детали и нюансы.
Вдохновляюсь художниками – современными японскими авторами Мироко Мачико и Такаши Тсушима, например. Классиками тоже – Клее, Хундертвассер. Не совру, если скажу, что наибольшее влияние на мое творчество оказывает именно визуальное искусство. Читать художественную литературу удается только в дороге, а дома я слушаю аудиокниги и лекции.
В Беларуси для таких людей, как я (которые заняты своим делом, работают в одиночку и не делают продукцию в промышленных масштабах), существует удобная форма ведения своего дела – ремесленничество. Нам не нужно платить огромные налоги, вести и заполнять журналы доходов и расходов. Свободы действий у ремесленника достаточно. Это очень удобно, так как все время можно уделять непосредственно своей работе.
Сегодня люди ценят уникальность. Видят, что это красиво, необычно и сделано с душой. Заказов у меня достаточно – иногда я даже не справляюсь с ними в оговоренные сроки. Я все еще учусь работать на себя и не всегда могу грамотно рассчитывать свои силы. Мне нравится общаться с людьми через Интернет, поэтому я планирую расширяться. Ведь мне по душе одно, а людей миллионы – и у каждого свой взгляд. Это очень интересный процесс – поиск какого-то общего знаменателя между моими умениями и желаниями клиентов.
Я не могу жить без творчества. Самое сложное в этом контексте – определиться. Мне кажется, что любой творческий человек, работающий на себя, уже достоин уважения только за то, что он решился пойти на этот шаг. Не каждый сможет заверить себя в том, что все будет хорошо, и самоотверженно пойти на риск. Но обычно в таких случаях отсутствует элемент выбора: если тебя прет, то тебя прет. Я, например, спустя две недели отдыха уже не могу спокойно сидеть на месте. Сейчас я начинаю задумываться о своей собственной керамической мастерской и даже команде, но для этого мне еще нужно время.
Фотографии — Роман Чмель
Для отправки комментария необходимо войти на сайт.