Если однажды наткнетесь на аккаунт Виктора Стингера, вы вряд ли пройдете мимо. В альбомах — обнаженка, в статусе – пометка 18+. Пару лет назад Виктор увлекся ню-фотографией, и теперь не может остановиться. Фото — откровенные, кадры – вылизанные, модели – не узнать. Бинокль” в единственном репортерском лице встретился с фотохудожником (как он себя называет) расспросил о разных «почему» и чуть было не угодил в эротический фотосет.
Виктор заехал в 11 вечера, и мы отправились к нему домой для интервью. На какой-то момент показалось, что пресловутое «оказаться в нужном месте в нужное время» находилось в зените сарказма надо мной. Стереотипы работали на полную катушку: несмотря на галантность героя, я сохраняла напряженный вид. Тут, скажу вам, не до шуток, когда у него на странице столько неодетых людей.
В машине фотограф рассказывал о себе: о том, что зарабатывает пчеловодством и продажей мёда, о любимой успешной жене, о сыне. Я слушала и запоминала дорогу.
Приехали, поднялись. Мой герой окликнул сына, заварил чай, предложил мёд. Мы начали разговор о его приходе в жанр 4 года назад – всё началось со съёмки жены. Сейчас на жестком диске у Виктора около 200 папок, в каждой – фотосет. Он снимает на беззеркалку Canon EOS M. Объектив — «блинчик» 22mm f2. Большинство фотографий снято им.
Чаще фотографирует бесплатно, арендует апартаменты за свой счет, формирует портфолио и оттачивает мастерство. Среди людей, прошедших через его объектив, я насчитала полтора десятка знакомых (представительству некоторых в этом жанре была удивлена). Фотографу пришлось держать ответ и за их мотивы: для кого-то это лишь эксперимент, для кого-то — возможность отобразить своё тело в идеальной форме, а для некоторых — выход за рамки привычных семейных ролей и концентрация на себе не-маме, не-жене.
Вокруг ню-съемки традиционно собран кружок из стереотипов, страхов и любопытства. Благодаря нашему герою можно разузнать о щекотливом побольше.
Фотографы у нас в городе дружат кучками, свадебники подменяют друг друга на заказах, семейные один за другим заряжают съемки в студиях. Есть ли у вас в Бресте собратья по ню-цеху?
Я с брестской фототусовкой знаком мало. Этим жанром в городе никто особо не занимается, но из тех, кто занимается параллельно с основной деятельностью в области фото, знаю троих. Меня пугают новые знакомства. Я вообще интроверт.
Как же вы работаете с людьми?
Это не значит, что я не умею общаться с людьми. Умею даже лучше, чем другие. Но если есть выбор, делать это или нет, — я не буду делать.
Анонимность на фото выглядит как задумка. Она же дает возможность моделям избежать публичного обсуждения. Она же подталкивает фантазию?
Анонимность появилась сама собой. Раньше я очень хотел съемки только с лицом. Смотрел на других фотографов, и мне казалось, что половина красоты фотографии заключается как раз в лице. Отчасти так и есть. Но практика показала (даже если судить по количеству лайков), что для восприятия разницы нет, снимаю я с лицом или нет. Более того, анонимность стала фишкой. В этом есть своя прелесть — фантазия всегда дорисовывает только в положительную сторону. Также это увеличивает количество потенциальных моделей.
Как часто снимаете и как находите своих героев?
В среднем снимаю раз в 2 недели. Хотелось бы раз в неделю, но не всегда есть модели. Обычно я пишу себе список, составляю план по датам и начинаю писать людям. Если ждать и пускать на самотек, никто сам не откликнется. Я начал с нуля, без портфолио. Пришлось научиться убеждать.
Сейчас есть спрос, уже полегче. Раньше я фотографировал всех подряд, не выбирая. Это хорошо дисциплинирует. Бывает, фотографы хотят что-то реализовать, но ждут подходящей модели. А надо работать с тем, что у тебя есть, потому что ты не репортажный фотограф и не отображаешь окружающую действительность. Ты фотохудожник, поэтому если что-то не получилось сделать посредством фотоаппарата, доделай посредством фотошопа.
Мужчин я тоже снимаю, но под конкретные затеи. Была пара идей, и я их реализовал: снял Гладиатора и Джокера-качка. Заодно это попытка показать, что я умею снимать спортсменов, тело, силуэт, мышцы.
Любой человек может стать моделью или есть какие-то критерии? Что делать тем, кто хотел бы, но не раскрепощен? Кого любите снимать больше?
Понятия «раскрепоститься» для меня вообще не существует. Это не в моих съемках. Вопрос зажатости отпадает в течение первых минут: девушка видит, что к ней нет сексуального интереса, что это исключительно технический и творческий процесс. Моя задача сделать то, что мне нужно, – снимок. Все вопросы отпадают моментально. Меня больше волнует, сможет ли человек стать так, как надо, достаточно ли физической подготовки, получится ли сделать прогибы, фиксации. Все позы кажутся естественными, а снимок – мимолетным. Но почти каждая поза – очень неестественная и ее трудно принять и держать. Не все могут выгнуться, втянуть живот, выставить плечи или тянуть носочки.
Лучше всего получается позировать у тех, кто работает со своим телом: люди из танцев, стриптиза, спорта, фитнеса или йоги. Они знают, как показать красоту своего тела. Бывает (хотя и редко), что им не приходится ничего говорить: модель сама меня ведет во время съемки, сама двигается. Я лишь нажимаю на кнопку. К сожалению, в изображаемый эротический раж модели не входят никогда. Это всё игра.
Исходное фото от конечного варианта отличается чуть больше, чем полностью. Что же важнее – съёмка или обработка? Сам процесс съемки – очень простой. Ты просто нажимаешь на кнопку. А вот обработка – это всегда сложно. За 4 часа съемок отрабатывается в среднем 7 сцен: это примерно 300-400 снимков. Не каждая сцена выходит. Я выбираю не просто хорошее и годное, а очень хорошее, самое лучшее. Только тогда это интересно. Всегда предупреждаю моделей: не будет такого, что вы пофоткались и получили кучу однообразных похожих фотографий. С каждой сцены – только одно фото. А может быть вообще только одна фотография со всей фотосессии. Такое у меня бывало 2 раза. Зато она будет такая, что будешь помнить всю жизнь. Будет безупречной. Объектив каждого фотографа субъективен. Я снимаю героев такими, какими их вижу. Для меня то, как они выглядят на фото, — это правда, а прыщики-морщинки-животики — это обман. А почему такая манера обработки? Какая «такая»? Мне самому интересно. Бывало, говорили, что у меня какой-то свой стиль. Хотя мне кажется, я всего лишь пытаюсь кого-то копировать. Меня в моей обработке на данный момент не устраивают цвет и свет. Я знаю, чего хочу, но не знаю, как этого добиться. Пока что не знаю. Неустанно работаю над этим, и прогресс есть. Всегда, когда возвращаюсь домой со съемки, открываю фото — и мне сразу же все не нравится. Расстраиваюсь, потом говорю себе: «Соберись, надо работать». Сейчас эпоха неряшливости в фотографии: нарушение симметрии, отсутствие конкретики в сюжете, акценты в фильтрах. Этакое случайное естество. Вы же фотографируете в лоб, обрабатываете, едва ли оставляя что-то от натуры. Разве это не обман? Это он и есть. Так задумано. Но наше восприятие — тоже обман. Простая фотография без обработки – опять обман. Поставил камеру сверху или снизу – получил обман. Нет настоящего, есть только субъективное. Различается разве что степень субъективного: маленький обман или большой. В конце концов, мы ходим в кино и читаем книги, чтобы нас обманывали. При этом чем больше обман, тем красивее получается фотография. Редко фото получается так, как надо, не требуя вмешательства обработки. Приходится обманывать. Художественная фотография — это не отображение реальности, не реализм. Это задумка, которую ты воплощаешь, которую ты рисуешь в каком-то смысле светом. Я, к сожалению, не художник, и очень об том жалею. Потому что художники и дизайнеры, а также те, кто учился или долго работал в этой сфере, имеют фотографии гораздо круче. У них есть база — понятие о том, как составляется композиция, как сочетаются цвета, как отображать свет. Конечно, бывают и репортажные самородки, которые, стоя как бы в стороне, могут выбрать интересный угол зрения. Но это большая редкость. Вообще, фотографы находятся в самом низу иерархии тех, кто работает с визуалом. Кроме базы, фотографу ведь и талант бы не помешал. Или хотя бы вкус. У меня нет ни таланта, ни какого-то дара . Для меня это творчество. Я беру измором, ремесленничеством, медленным подходом. Постепенно учусь от простого к сложному. У меня есть привязка к плану, растянутому лет на пятнадцать. О фотографии думаю постоянно. Это такая зараза, от которой не отделаешься уже никогда. И к какому результату хотите прийти? Я хочу прийти к мировой известности. Минимум – публиковаться в Playboy. Конечно, это в какой-то мере тщеславие . Хочется, чтобы меня знали. Пускай даже внутри этой сферы. Это отличный стимул! Жена одобряет ваше увлечение, стремление? Двойственно. Она бы хотела, чтобы я фотографировал только ее. Ей также не нравится то, что моё занятие требует вложений. С другой стороны, мы полностью уверены друг в друге, и давления я не испытываю. Первое время снимал в нашей кухне, спальне. А снимаю я не в дневное время, то есть тогда, когда как раз все дома. Если нужно поскорее заработать в фото – это вам материалы 18+ нужно переквалифицировать в свадебные репортажи. Я бы хотел снимать за деньги, но не свадьбы или предметную съемку, а в жанре ню. Пошел бы еще в рекламу, только опыта не хватает. Нужно еще минимум года два. В свадебники не хочу уходить, потому что в творчестве после этого, как правило, что-то толковое перестают показывать. Во-первых, поток. Во-вторых, что-то в тебе медленно умирает. Некоммерческое восприятие красоты куда-то исчезает. Но денег там побольше, конечно . Как считаете, стоит в среднем свадебная фотосъемка своих денег? Или это искусственное завышение? Я не очень разбираюсь в ценах, но это же по сути почасовая оплата. Люди думают, что фотография – это процесс съемки. Нет, это еще обработка. Если смотреть в целом на годовую зарплату, не думаю, что свадебники зарабатывают намного выше среднего, не шикуют. Топовые зарабатывают отлично, да. Представим, вы запланировали фотосъемку. Как все происходит? Кого снимать? Где? Как? Просматриваю, кто добавляется в друзья. Нахожу брестчанку, смотрю фото в её профиле. Если она в хорошей форме, предлагаю поработать. В половине случаев получаю отказ, сразу мало кто соглашается. Когда мне прямо говорят «не интересно», я никогда не уговариваю, но, когда говорят «да, возможно», я периодически о себе напоминаю. Локация чаще всего — съёмные апартаменты, которые ищу на booking.com. Смотрю, чтобы это было не очень дорого: в среднем 60-70 рублей за сутки. Горящие предложения можно взять за 40 рублей. Кризис тут сыграл на руку: всё топовое стало средним, а среднее исчезло с рынка. По фото на сайте смотрю, чтобы была большая площадь, красивый интерьер. Почти во всех хороших квартирах я уже снимал. Хотелось бы больше локаций. Знаю многих владельцев, с кем-то договариваемся даже в обход сайта, лично. Но есть такие хозяева, которые меня не пускают – не понимают, чем занимаюсь. Хотя я быстро уезжаю, не задерживаюсь, не пью, не курю и веду себя тихо. Меня даже обсуждали в общем чате Viber, где тусуются владельцы подобных квартир. Были среди них и те, кто меня защищал и всячески поддерживал мою работу. Как снимать, решаю, исходя из интерьера. Сцены подсматриваю много где. Я не творческий человек, и дара, чтобы что-либо с нуля рождалось в голове, у меня нет. Зато я умею хорошо синтезировать и копировать. Соединяю идеи. В итоге получается не похожее ни на одну, ни на другую съемку. Вдохновение черпаю с чужих снимков: смотрю паблики, листаю сайты и сохраняю фото в папки «Хочу», «Очень хочу» и или с названиями типа «Стеклянный стол», «Душ», «Ванна». Очень люблю делать кадры по рисункам. Случается: приходишь в апартаменты, а там как раз подходящий интерьер и можно пользоваться заготовками. Начинаешь работать с той позы, что сохранена, а в процессе она полностью видоизменяется. Добавляешь в кадр что-нибудь. Например, мужская рука привносит эротический подтекст, дает историю. Мне говорили, что фотографиии кажутся лучше, если смотришь на них и создается впечатление, что люди неплохо проводили время. На самом деле, ничего такого и близко нет. В большинстве съемок я устаю первее, чем модель, и предлагаю завершить. Приглашения на обнаженную съемку звучат неоднозначно, согласитесь. Задевают ли вас отказы или критика жанра, подозрения, недоверие? Девушки есть девушки, и, если ты хочешь быть в этой сфере, такие случаи обязательно будут. Стоит относиться к ним легко. Если критика не касается моих моделей, а касается фото, то я только за. Какие-то узнаваемые анатомические детали я убираю. Если есть нюансы по частям тела, девушка в чем-то не уверена, она вправе сниматься в белье или полуобнаженной. Они сами знают, что хотели бы скрыть или изменить. Вы говорили, что обращаете внимание на то, в хорошей ли форме модель. Это какое-то предпочтение? А если к вам обратится модель plus-size? Или поступит предложение о нетрадиционной съемке в духе авангарда, или пара захочет запечатлеть какие-то откровенные сцены, или, к примеру, обратятся геи? Как далеко вы готовы зайти в творческом полёте? Вряд ли меня что-то отпугнет. Я не нахожу красивыми мужчин в женских обличиях или полностью обнаженных, однако против ничего не имею. Просто то, что я не нахожу красивым, снять у меня не получится. Что касается моделей plus-size, у меня была такая девушка, очень понравилось работать. Всё зависит не от размера, а от того, что я не могу красиво всё фотографировать. Не удается передать всё так, как надо, поэтому могу за что-то не взяться. КРАТКО Я нарабатываю опыт, портфолио, учусь, поэтому, бывает, возвращаюсь к фото для обработки год спустя. Чтобы не скрывать лицо на ню-съемке, надо быть нудистом в душе: уверенным и совершенно безразличным к мнению окружающих. Сам обнаженным не снимался. Я плохо выхожу на фотографиях. Знаю, как должно быть красиво, а зачем делать не очень? Сижу над фото каждую ночь. Ложусь в 7-8 утра, встаю в 14-15. В 4-5 утра могу выбежать на пробежку, в 6-7 выложить фото, над которым закончил работу. Успеваю много дел как муж, как папа, как фотограф и как пчеловод. Впечатляют работы Станислава Пучковского, Николя де Луиджи, Фёдора Шмидта, Дмитрия Борисова. В камере видны все недостатки тела: пятна, неровности, тени, раздражения. Поэтому фото на профессиональную камеру без обработки хуже, чем фото на телефон. Советую почитать Кастанеду для того, чтобы не попасть ни в какие секты. Книга Пелевина «Чапаев и пустота» из той же оперы, а также «Свой среди чужих, чужой среди своих» Роберта Хайнлайн. Из фильмов – «Ванильное небо» с Томом Крузом и музыкой Боба Дилана. Фотография — это сублимация. Нельзя нормально фотографировать, если в голове секс. Когда я фотографирую, мужчина во мне спит, мною не владеет. Дыхание не сбивается. Это однозначно влияет на либидо. Желание трансформируется: ты хочешь женщину не потому, что смотришь на нее. Такого позора, чтобы я фотографировал и у меня была эрекция, не было. Фотографии: Виктор Стингер
Для отправки комментария необходимо войти на сайт.