«Как бы чего не вышло»: о цензуре без купюр

За окном – какой-никакой, а все-таки XXI век, и пока «космические корабли бороздят просторы Вселенной»,  власть предержащие на тверди земной все ещё продолжают использовать, пожалуй, самый консервативный и замшелый способ управления настроениями гражданских масс – цензуру. К праведному делу борьбы с любителями сжигать книги на площадях присоединились ребята из Пространства КХ, в минувший четверг давшие приют коллективной выставке, красноречиво озаглавленной кураторами цитатой из чеховского «Человека в футляре».


Международный состав экспозиции уже успел побывать не только в столице нашей страны, но и в английском Брайтоне. До Бреста добрались 8 работ беларуских, украинских и российских художников. Постараемся выдержать тон виртуальной экскурсии и рассказать о каждой.

Театр КХ, «Товар-Деньги-Товар» (BY)

Спектакль, поставленный по мотивам трудов французских ситуационистов и ставший своеобразным манифестом сообщества, подвергся нападкам со стороны так называемой «художественной комиссии» – на протяжении нескольких лет артисты театра ожидали одобрительного чиновничьего кивка.

Первоначальные афиши спектакля так и не увидели уличный свет. В конце концов художнику Театра КХ пришлось сообразить максимально нейтральный с точки зрения «культурной безопасности» постер, изображавший деревянный пол клуба «Вулька» – места, в котором состоялся премьерный показ произведения.

В 2012 году Театр КХ вновь столкнулся с непониманием мужей государства: в этот раз артистам запретили публичное чтение пьесы «Трусы» беларуского драматурга Павла Пряжко. Вердикт – «запретить показ из-за большого количества нецензурной лексики, невразумительности сюжета, неудовлетворительности и бедности театральной эстетики». Однако пьеса все-таки нашла своего зрителя – в 2013 году Театр КХ организовал первую в Беларуси онлайн-трансляцию читки, тем самым доказав, что «благодаря» цензуре привычный формат может превратиться в новаторский продукт и даже стать показательной моделью преодоления запретов.

Алексей Наумчик, «Паранойя» (из проекта «Ген страха») (BY)

Перед вами – наклейки Службы безопасности Президента Республики Беларусь, которые беларуский художник отыскал и присвоил себе во время велосипедной прогулки по Минску. Желание использовать эти объекты в будущих работах пробудило внутреннего цензора, рефлексирующего на тему страха и невозможности осознать границы правонарушения.

Айдар Бекчинтаев, «Управление по борьбе с современным искусством» и другие работы из полицейской серии (RU)

Серия картин, выполненная в иконографичной стилистике, поднимает на поверхность коллективного сознательного проблему вмешательства силовых структур во все сферы жизни. В том числе и в сферу современного искусства: в пространстве этой художественной реальности полицейские возведены в ранг святых, стоящих на страже духовных скреп государства.

Вадим Лурье, «Запреты» (RU)

Альбом питерского художника, наполненный не только снимками, но и изрядной долей иронии над абсурдными и чаще всего не имеющими никакого отношения к закону запретами на фотографирование памятников Ленина, ржавых останков машины, деревянных домов и других «режимных» объектов.

Безымянный коллектив, «Супрематичная пьеса» (UA)

За неделю до открытия Facebook-страничка выставки «Революция. Супрематизм. Майдан», что прошла два года назад в Киеве, подверглась информационной атаке со стороны заинтересованных личностей – люди, подписавшиеся Малевичем, Кандинским, Маяковским и другими деятелями искусства, интересовались у организаторов, что же такое революционное и супрематичное ожидает посетителей выставки.

После того, как «художников» забанили, появилась альтернативная идея – идея встречи под чуть изменившимся названием «Революция. Супрематизм. Фуршет», где десять человек в масках мертвых авангардистов распивали водку, закусывали хлебом и угощали всех желающих. Результат – супрематичная пьеса, состоящая из скриншотов двух групп в Facebook и фотографий с открытия.

Виола Андрущук, «великое ДЕЛО» (RU)

Фотопроект, затрагивающий тему широких возможностей трактовки закона по противодействию экстремизму. Кот с радужной ЛГБТ-ленточкой вместо ошейника, возлежащий на российском флаге, ловец покемонов, стоящий у ворот дома Божьего с садком в руках, бюст Ленина, окрашенный в «жовта-блакитные» цвета украинского флага, и другие герои постдокументального проекта расположились на стенах Пространства КХ.

Оля Сосновская, «burn, on fire, alight, inflamed, glow, ablaze, fervent, go up in smoke» (BY)

Показательный пример действия механизмов самоцензуры. В прицеле объектива беларуской художницы – акция минских анархистов, проведенная около изолятора временного содержания в честь дня рождения товарища, задержанного ранее, и фрагменты записи ночного перформанса анархистов возле общежития МВД, где молодые люди в черных балаклавах держат растяжку «Здесь спят ублюдки, шутники и театралы». Девушка, испугавшись возможного интереса со стороны работников КГБ, решила сделать надпись нечитаемой, вырезав кадры, где ее осветляют фаеры.

Макс Евстропов, «Черный квадрат» (RU)

Объект «Черный квадрат» – это артефакт первого перформанса группы {родина} «Диктант», который состоялся в конце 2013 года. Художники решили сымитировать атмосферу российского школьного класса, один из бессменных атрибутов которого – портрет Путина.

«Просто использовать портрет Путина не хотелось: зачем умножать и без того бесконечно растиражированного лидера – липкий образ, компрометирующий и лезущий во все щели? Поэтому я подверг его супрематичной цензуре, закрыв лицо черным квадратом», – рассказывает Макс Евстропов.

Социально каждый из нас – лишь частное в общем, поэтому мы вынуждены существовать с оглядкой на общество (как минимум – на ту его часть, что находится с нами в постоянном контакте) и его «неписаные» правила так называемых этики и морали. Вот только абстрактные категории, взятые на вооружение «художественными комиссиями», с завидной постоянностью рождают вполне себе материальные последствия: сроки, аресты, репрессии и невозможность делиться с людьми своим творчеством. Приходите на выставку – она пробудет в Пространстве КХ до 24 декабря.

Фото — Роман Чмель

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: