К нам приехал «Конь в Пальто». Руслан Вашкевич о своём новом проекте и не только

«Абы чаго не вышла» — наверное, самый главный принцип, которым руководствуются идеологи и прочие государственные мужи провинциального разлива при отмене того или иного мероприятия. В этот раз под раздачу попала выставка концептуального художника Руслана Вашкевича «Конь в пальто», которая должна была состояться в Музее спасённых художественных ценностей. Незадолго до её открытия проект Руслана Вашкевича получил отказ со стороны руководства музея в связи с «ограниченным музейным пространством и техническими условиями, не позволяющими размещение предложенных арт-объектов». Музей был согласен разместить проект при условии исключения ряда объектов. Художник, конечно же, не согласился, сославшись на то, что это будет «беззубая и совершенно детская выставка».

img_2444

Но есть и хорошие новости. Выставка автора всё-таки была размещена в павильоне торгового центра «Миллионный» и радовала глаз неискушённых современным искусством зрителей. Причём совершенно бесплатно.

img_2468

«Конь в пальто» — уникальный проект о границах и контрабанде, который был создан специально для  Бреста. Выставка с эдаким контрабандистским налётом посредством нелегальных объектов современного искусства должна была выступить в роли захватчика и колонизатора музейного пространства, чтобы смешать восприятие привычных предметов и их функционального назначения.

img_2459

 Этот проект — крепкое звено в цепи акций автора: «Музей», «Не смотря ни на что», «Культпролет», «Иди и Смотри», «Канал Культура», «Победа над Солнцем».

img_2448

Ранее выставки Руслана Вашкевича, состоявшиеся в Гомеле, Полоцке, Витебске, были сознательным шагом и планировались с целью познакомить жителей регионов с концептуальным современным искусством. В связи с этим, Руслан Вашкевич рассказал Биноклю” о своём проекте и отношениях с музеями.

img_2449

Об идее выхода концептуального искусства в регионы посредством выставок

В какой-то момент мне стало понятно, что Минск переполнен клишированными событиями и ограничен узким внутритусовочным кругом, в том числе зрительским. Новостей – ноль. Решил, что буду двигаться, чтоб не сдохнуть. Из этой мысли родилась художественная стратегия выхода в регионы минуя администрирование и институты художественной жизни, без менеджеров и кураторов, напрямую.

img_2456В такой ситуации нужно объявлять крестовый поход к зрителю. Так что, мои выездные проекты – это план побега, поход за территорию Минска, который нужен мне физически. В этот момент я реально делаю определенные шаги ногами, я точно понимаю, что не топчусь на месте. Совершенно разные проекты (высказывание зависит от многого и готовится подолгу) состоялись в Гродно, Гомеле, Полоцке, Витебске, а теперь и в Бресте.

img_2453

Во дворце Румянцевых-Паскевичей в Гомеле (беларуский Лувр) проект «Иди и Смотри» был целиком посвящён зрению, затрагивал идеи инклюзивности в искусстве. В подготовке проекта меня сильно поддержало БелТИЗ (общество инвалидов по зрению). В Полоцкой Художественной галерее, в стенах старого иезуитского коллегиума, уместно и органично смотрелся проект, посвящённый апроприации «музейного» формата. В здании УНОВИС (бывшего Витебского народного художественного училища) была поставлена футуристическая опера «Победа над Солнцем». В Бресте меня привлек и очень заинтересовал музей «Сохранённые художественные ценности». Музей «контрабанды» в пограничном городе. Каждый раз появлялось очень конкретное «место силы», которое само диктовало  сценарий.

img_2452

Об отношениях с беларускими музеями

Гомельский дворец, например,  смело борется за зрителя и готов пойти на серьёзные уступки в провакативности события, понимая, что привлечёт молодую аудиторию. Но это, скорее, исключение из правил. В бюрократической природе всех администраций заложен страх, консервативность. По-моему, — это очевидный тупик, неспособность системы к воспроизведению новых смыслов. Отсутствие риска и боязнь эксперимента приведёт к отмиранию вначале органов чувств, а потом и всего организма. Они даже не пытаются реанимировать «тело», показывая нам за наши деньги «труп».

img_2467

О развитии концептуального искусства в Беларуси и диалоге со зрителем

Для того, чтобы данное направление развивалось, искусству нужны независимые инициативы и горячие головы. И чем больше будет событий, тем больше точек пересечения и общих тем для понимания найдётся в диалоге со зрителем.

img_2447

P.S. Выставка «Конь в пальто» проходила с 17 по 24 октября в торговом центре «Миллионный». В музее же проект планировался для показа с 17 по 31 октября.

фотографии — Роман Чмель

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: