Последняя из могикан: художница, которая рисует городские афиши

Век высоких технологий оставляет за бортом достижения прошлого. Максимум, что остается, – скелет, на который накладываются новые формы. Еще совсем недавно рукописные афиши украшали кинотеатры и дома культуры города. Теперь они остались лишь на стенде Парка культуры и отдыха имени 1-го Мая. Мы поговорили с художницей, которая вручную пишет афиши о сложностях профессии, замене рисованного формата на цифровой и возможностях сокращения.


Наталья Ивановна Куликович – художник с 32-летним стажем. В 19 лет она окончила Бобруйское художественное училище (теперь колледж) по специальности «Художник росписи по дереву». По распределению попала в Брест на фабрику сувениров и сразу же влюбилась в город. Мы встречаемся с ней в тесной мастерской, где она готовит очередную афишу.

— За то, что я стала художником, я очень сильно благодарна своему отцу и школьному учителю рисования, — рассказывает Наталья Ивановна. – На уроках изобразительного искусства у нас были свободные темы по пейзажу и акварели. Я рисовала работы на заданные темы и даже не подозревала, что у меня есть к этому природные способности. Доучившись до 8-го класса, я твердо для себя решила поступать на продавца. Когда о моем намерении узнала учительница рисования, она пошла к моим родителям, показала рисунки и объяснила им, что мне нужно идти по художественному направлению. В итоге родители настояли на том, чтобы я поступала в художественное училище.

Наталья Ивановна говорит, что в который раз убеждается в огромной положительной роли родителей в судьбе детей. Она благодарна им за своевременное жизненное наставление.

— Я ни разу не пожалела, что поступила в художественное училище, — продолжает наша собеседница. – 4 года учебы были сплошным удовольствием.  Тогда учебное заведение было известно на весь Советский союз, со мной учились ребята с Запорожья и Норильска. На тот момент это было художественно-театральное училище и наша учеба не ограничивалась рисунком. Мы ставили спектакли, работали с камнем, занимались скульптурой, керамикой, лепкой и цветоводством.

Наша собеседница говорит, что в 19 лет ей хотелось уехать подальше из родного города: играла романтика. Наталья Ивановна знала, что Брест – красивый город с интересной историей, и влюбилась в него сразу же, как только вышла из автобуса.

 

На фабрике сувениров я отработала два года, — продолжает рассказ художница. — Там я работала художником росписи по дереву: расписывала матрешки и игрушки. Это была индивидуальная работа. Мне хотелось чего-то большего — и я ушла на автокомбинат, где повысила квалификацию до художника-оформителя. После была работа в управлении предприятиями местной промышленности и гостинице “Интурист”. В Парк имени 1-го Мая я попала в 2003 году. Шла туда целенаправленно: хотелось заниматься глобальным оформлением. Я очень любила оформлять спектакли, сцену, разрабатывать костюмы. По стечению обстоятельств оказалось, что им нужен был художник.

Первое задание Натальи Ивановны было масштабным: оформление зала Диско-клуба. Объемная работа, которая требовала серьезной подготовки. На все про все ушел месяц. На вопрос о сложностях такой масштабной работы художница отвечает, что у всех творческих людей проект сформирован в голове от начала до конца, поэтому проблем не возникало. Полная свобода действий и коллективная работа привели к желаемому итогу.

— Так получилось, что в 2007-м году я ушла работать в ДК Профсоюзов, — говорит Наталья Ивановна. — Когда вернулась в 2011 году, то снова попала на реконструкцию зала Диско-клуба. Снова составление эскиза, коллективная работа, вырезание трафаретов и, как итог, – то, что мы сейчас видим. Первая афиша, которую я нарисовала для парка, как раз и была приурочена к открытию Диско-клуба.

Рассуждая о сложностях работы с афишами, Наталья Ивановна утверждает: настоящий мастер своего дела никогда не будет говорить о том, что он чего-то не знает или не умеет. Он согласится с заказчиком и будет учиться во время работы. Наша собеседница настолько привыкла к разным видам работы, что для нее нет невыполнимых задач, она может все. Например, афиши, которые еще совсем недавно украшали кинотеатр “Мир”, рисовала тоже она.

Срисовывать по кадру с постера сложновато, — говорит художница. — Иногда афиши переделывались, если имели вызывающий характер. Где-то фон делала помягче, колючий шрифт перерабатывала в более плавный. В работе я использую холст и краску. Для картин – масло и грунтовку, а для афиш – фасадную водоотталкивающую эмульсионную краску. Раньше использовали масло и добавляли в него клей ПВА, чтобы афиши не смывало дождем. Перед тем, как писать афишу, рассчитывается расстояние букв, набирается текст, просчитывается все до мелочей, чтобы выдержать перспективу.

Наталья Ивановна называет себя «последним из могикан». Она была последней, кто рисовал киноафиши до появления электронного табло. Сейчас в Бресте всего два художника-оформителя: наша собеседница и Николай Полторако – художник-оформитель Брестского академического театра драмы. Работа нашей героини не ограничивается рукописными афишами: она также прорабатывает их в электронном виде. Однако говорит, что когда прорабатываешь все детали рукой, то вкладываешь в работу частичку себя, чтобы донести до людей то тепло, которое было вложено. В напечатанных афишах такого нет.

Люди часто остаются благодарны, особенно когда занимаешься росписью стен и потолков в детских садах и школах, — продолжает рассказ героиня. — Я не боюсь зрителей за спиной, когда занимаюсь росписью на улице, и с удовольствием общаюсь с людьми. Роспись комнаты “Джунгли” снаружи и внутри – моя работа.

Ни одна работа не проходит без ошибок и повторных переделок. Наталья Ивановна тоже с этим сталкивалась, и главной причиной тому служили описки в тексте. Повторная работа происходит без нервов и переживаний – играет любовь к делу. Иногда приходилось что-то добавлять прямо на улице: виной тому служили либо птицы, либо изменившаяся информация. По поводу краж наша собеседница отрицательно машет головой: за время ее практики такого не было.

Работа с афишами – особый процесс. Важную информацию я пишу одним цветом, второстепенную – другим, — говорит Наталья Ивановна. — Одинаково сложно прорабатывать как ручные, так и электронные варианты. Просто ручная работа дешевле в производстве. Раньше, когда использовались масло и клей, афиши со временем смывались. Теперь с этим проблем нет и рисунок 3-4 раза наносится поверх предыдущего. После холст снимается и наносится новый.

Художница говорит, что ей не жалко своих работ: она знает, что напишет еще лучше. Наталья Ивановна полностью довольна своей работой, ведь она получает от нее безумное удовольствие. Помимо работы  художницей, она занята и другими делами:

У нас работает целый культурно-массовый отдел, и мы постоянно друг друга взаимозаменяем, — говорит художница. — Все вместе совещаемся, вносим идеи, я помогаю писать сценарии: объем работы большой, нужно все успеть. Как художник я вижу, во что нужно одеть того или иного персонажа. Бешеный темп у нас держится круглый год. Новогодние утренники, масленица, открытие сезона, майские праздники и т.д.

Наталье Ивановне такой темп работы нравится. Лучшее средство от усталости и профессионального выгорания – сон. Наша собеседница может проспать около 1,5 суток и после встать обновленным человеком.

На вопрос о том, поддавались ли афиши цензуре, художница отвечает, что проблем с этим не было. Она выходец советского поколения и на подсознательном уровне знает, где нужно остановиться.

— Самое главное отличие в работе 30 лет назад и сейчас заключается в самом процессе.  Я много учусь у молодежи и не стесняюсь об этом говорить. К нам постоянно на практику приходят студенты, и мне интересно с ними работать. Их работа полностью заточена под компьютер. Вручную написать афишу они не могут, у них не получается даже ровно вывести буквы, — говорит художница.

Наталья Ивановна признается, что она сапожник без сапог. На свое собственное творчество нет времени. В свободное время она посещает художественный музей, с теплотой вспоминает галерею “БелАрт”. Художница говорит, что момент написания афиши для нее – релаксация и повод подумать над новыми идеями. На один щит уходит два дня, рисуются афиши по мере поступления заказов. Случается, что рабочий день затягивается до 11-12 часов вечера.

—  Зарплаты здесь небольшие, и держат меня не деньги, — откровенничает художница. — Конечно, руководство всегда поощряет сложные проекты, идет навстречу. Однако, когда ты видишь, что людям нравится твоя работа, – это нереально заводит. Сейчас люди интересуются росписью стен, и это радует. Я не боюсь сокращения: у меня куча идей, без работы я не останусь. Благодаря своей работе я никогда не начну стареть. Именно она дает мне необходимые жизненные силы.

Фото — Роман Чмель

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: