«Вся живая музыка угасает». Костя Марков о музыкальном бизнесе и местном движе

Костя Марков «Greenstar» — человек-звук, человек-магазин и человек-реп.точка. Еще, конечно, многодетный отец, друг и товарищ, но сегодня мы беседуем с ним о музыкальном и коммерческом: брестских музыкантах и организаторах, покупателях самых дешевых гитар и иллюзорной романтике работы в музыкальном магазине.


Магазину музыкальных инструментов «Greenstar» уже 5 лет и он показывает положительную коммерческую плавучесть. До этого у Кости была знаменитая реп.точка в парке, которую пришлось закрыть с появлением магазина — времени на всё не хватало. Сейчас в ведомстве «Greenstar» имеется еще один магазин в Гродно (вот уже 2 года) и новая репточка на Карбышева 11. Кроме того, Костя «ставит звук» на подавляюще многих концертах в городе и рядом с ним, его знают все, кто когда-либо затевал с музыкантами что-либо громче кухонных посиделок.

Как ты попал в этот не самый популярный бизнес?

На последнем курсе БГУИРа в Минске я получил работу в музыкальном магазине. Проработал там 2 года, потом переехал в Брест в 2009 году. Работал, работал и решил к музыке вернуться – открыл репетиционную точку. Родственники помогли помещением в парке. Когда открыл, никого ж не знал вообще, начал потихоньку со всеми знакомиться.

А потом взял и открыл магазин? Так же не бывает, нужно всё спланировать, подготовиться.

У меня было 3 года, чтобы все спланировать. Ходишь и каждый день думаешь, о чем мечтаешь. А что там сделать, а где взять вот это. С магазином в Гродно я вообще не рассусоливал. В 2014 году под Новый год подумал, надо в Гродно съездить, может, магазин там открыть. Посмотрел, там 2 магазина только. Съездил. На второй приезд я уже нашел помещение. Меня, кстати обворовали, я еще не успел открыться. Мы приехали делать ремонт, привезли торговое оборудование канцелярию и оставили окно открытым. За ночь инструмент весь и вынесли.

Боялся стартовать? Риски, деньги, экономика…

Сначала да, а потом просто стало некогда. То, что у людей нет денег, чувствуется по их выбору. Когда приходят не выбирать, а «хотим самое дешевое». Это беда. И ты рассказываешь: «Вот самая дешевая гитара, 70 долларов стоит. Говно из говна. Хватит ее на 3 месяца и звучит плохо». Приходится выкручиваться, подыскивать варианты, убеждать. В Гродно – другая ситуация, там с людьми можно пообщаться. Ходят, спрашивают, интересуются, выбирают, покупают. В плане музыкальных магазинов Брест какой-то перенасыщенный: их 8. Все потихоньку работают, все потихоньку загибаются. Как и всё.

Звучит упаднически, хотя и реалистично. Так как ты не закрылся? Или бывали «крайние» ситуации, когда в шаге от «всё, больше не могу»?

Для нестандартных ситуаций должен быть запас денег для платежей на 3 месяца вперед. За это время уже выкрутить что-то можно, обернуть товар. Закрыться не хотелось ни разу, но бывает, когда устал, хочется все бросить, уехать и никого не видеть. А потом…поспал, покушал, опять поспал, посмотрел сериальчик и можно снова в работу. В период нового года – сезон, как и везде. Кому струны, кому пианино.

Недавно пришли 2 мальчика, выбрали синтезатор за 400 с лишним рублей и половину денег отдали монетами – то есть реально копили! Это доказывает, что если музыкант чего-то хочет, ему пофиг, сколько это стоит. Если он знает, что ему надо какая-то педаль, какая-то гитара или какой-то гитарный процессор, он будет собирать на него и кризис тут ни при чем. «Кухонные» музыканты, которым всегда что-то интересно и надо, помогают держаться магазину на плаву. Некоторые просто приходят пообщаться — и мы понимаем, что им это нужно… Кому же ещё рассказать о своих достижениях или последних новостях с музыкальных форумов. У нас так появилось достаточно друзей.

Ну, учитывая тенденции в музыке, магазин инструментов скоро будет сродни книжному.

Вся живая музыка угасает. Раньше ж надо было учиться играть, заниматься. Сколько я этих историй слышал: «Вот, в наше время гитар не было. Мы струны варили, сами датчики паяли, сами разбирались, а сейчас что – пришел и купил, только лабай».

А никто не лабает. Проще открыть программу, навалить биточка и какой-нить долбанутый текст. И всё. Записать в микрофон за 20 долларов.

Например, приходят школьники: «Мы хотим записать». Понятия не имея о том, что нужно помимо микрофона — звуковая карта, например, а они ведь ещё и разные бывают. Короче, очень много нюансов. Теперь делают так: простой микрофон в ноутбук «воткнул», в FL Studio навалил бита в прямую бочку, синтезаторов «навесил» и всё – «я музыкант». 

Инструментов тут у тебя, конечно, много. Ты на всех играешь из них?

Закончил 5 классов музыкальной школы. Основной инструмент фортепиано, дополнительный – гитара. Всё позабывал, но показать могу любой инструмент в магазине. На всём по чуть-чуть. Подумываю дома пианино для себя поставить, что-то тянет обучиться играть нормально. Пока не знаю, куда заведет эта идея.

Костя, есть какой-нибудь странный инструмент у тебя в продаже?

Есть – называется «казу». Если кто-то в детстве играл на расческе с бумагой, гудел, то вот это примерно такая же ерунда. Только уже в корпусе. И не путайте с варганом!

Магазин – это не только товар. Это еще и обслуживание и остальной маркетинг. Как сам подтягиваешься в этой теме?

Работать стараюсь так, как хочется, чтобы работали со мной. Когда я прихожу в магазин покупать пылесос, мне хочется, чтобы меня продавец понял: что мне надо пылесосить, с влажной уборкой или без, и чтобы он помог мне выбрать из нескольких вариантов. Ко мне люди приходят и говорят: «Дайте мне струны самые простые». И ты начинаешь вытанцовывать, а какая гитара, а нейлоновые или металлические, толстые или тонкие, какое натяжение. Иногда видишь, что люди сами выбешиваются и смотрят на тебя «дай мне просто струны».

Когда я только начинал в этой сфере крутиться, сначала всё сам узнавал, журналы собирал. Бренд-менеджеры Fender в России делали журнал Guitar Magazine — это было в новинку. Работал в Минске с интересными дядьками, которые не только в инструментах разбираются, но и в маркетинге-менеджменте. У нас бывали внутренние семинары и такие штуки, когда каждому давали по теме и ты за неделю шуршал интернет, выжимал, а потом рассказывал остальным. С этими ребятами до сих пор общаемся, очень крутые кадры, ездим друг к другу в гости и можем часами говорить о новинках. В первый год здесь я чувствовал себя информационным инвалидом, часто звонил в Минск своим коллегам. Да и сейчас такого общения мне в Бресте не хватает.

Учитывая специфику продукции, сложно найти специалиста? Ты работаешь в тесной связке с продавцом в магазине, какие к нему требования?

Хотят на работу в музыкальный магазин устроиться музыканты. А музыканты здесь нужны в меньшей степени. В первую очередь нужны продавцы. А потом уже люди, которые умеют на чем-то играть. Это романтично, конечно: столько гитар, все можно попробовать, послушать. Но эта эйфория на 2 месяца, а потом ребята осознают, что от них другого хотят.

А студия тебе зачем опять оказалась нужна? Первую в парке ты закрыл, перестал успевать, верно? И вот опять развернул тут стройку, как видно, это помещение было в неглиже. Сам все делал?

Студию сделал сам. Как офис, как склад, как репетиционная база. Это тоже поддержка магазину. Приходят ребятки в магазин, узнают сколько стоит карта, микрофон, ну вот нет у них денег на всё это сразу. Мы и предлагаем таким клиентам услуги студии: приходишь со своим готовым треком, который дома сделал, и за 15 рублей в час записал вокал, гитару. Получил качественный исходник на флешку – и работай над ним уже дома.

Студию делал с апреля по сентябрь. Работал в магазине, потом приходил сюда. Бывало еще такое, что деньги заканчивались, надо было копить на тот же дорогущий поролон. Вот одни басовые ловушки стоят по 60 долларов.

Бывалые говорят, что раньше в Бресте сцена была поинтереснее: были концерты, движения, тусовки, а сейчас все потухло. Согласен?

В то время, про которое все говорят, что «было ого-го», меня здесь не было. Когда я приехал, то познакомился с Димкой Назаровым и мы начали какую-то движуху – «Mens’ Fest». У меня это был первый, а у него третий. Народ тогда пер, конечно, и в большие залы. Помнишь концерты еще на БЭМЗе были? И люди были.

Это нормально, что молодежь растет, а старики стареют. Старшие по-любому будут ностальгировать «А вот в наши годы было здорово!». Что там было? Александр Солодуха или «Матрица» там неистовая? Если смотреть с технической стороны, было очень скромно, аппарат собирали по сусекам – там приборчик, тут приборчик, пультик небольшой впритык по каналам. Сегодня цифровой микшер с планшетом и всё! Сейчас времена, когда при терпимом бюджете можно сделать классный звук и свет, а если это сделано хорошо, тогда перфоманс удается. Тогда была идея, люди шли на группу посмотреть-поддержать, а сегодня идут на шоу и сделать его можно.

А выступать есть кому? В Бресте люди жалуются, что мы пишем про одни и те же имена, например.

Если сравнивать по реп.точке, когда только открылся в 2010 году, то как-то музыкантов и репетиций было побольше. А сейчас, наверное, народ больше электронную музыку делает дома или в рэп ушел.

За последние 2 года новые группы можно по пальцам пересчитать: все стали блогерами, таксистами, фотографами или кавер-бендами.

Для того, чтобы было кому выступать, нужно чтобы было место, где это делать. Для развития молодых групп должен быть клуб. Такого у нас еще нет, чтобы ребята могли прийти на готовый аппарат и просто поиграть, чтобы друзья их пришли послушали, пива выпили, пообщались. COYOTE и Pinta все же больше ночные бары. Одно время было «Рок-кафе» на Вульке такого формата. Жестковато там, конечно, было в плане «синьки», но в целом душевно: все друг друга знали, приходили часто.

Мне кажется, если бы даже начинающим группам за выступления платили какие-то минимальные деньги, хотя бы рублей 50 на группу, чтоб гитаристы струны новые могли купить, у музыкантов было бы больше воодушевления готовиться, выступать для кого-то. А так они на одном энтузиазме ковыряются сами себе.

Заезжие артисты часто отмечают, что брестская публика – особенная, с хорошим подтекстом. А вот организаторы не так радужны, мол, привередливая и не подвижная. Кто прав?

На самом деле, лукавят организаторы. Они ленятся делать нормальный промоушн, рекламу, жалеют денег, потому что изначально есть отмазка «все равно придет 50 человек». Организация часто делается на коленке, вместо того, чтобы составить бюджет концерта и по аппарату, и по рекламе, и сделать нормально. Реклама вконтакте – уже не реклама, это не 2010 год.

Организаторам, мне кажется, лень или они занимаются не только этим, сами разочаровываются результатом и притягивают такую же аудиторию.

С другой стороны, понятно, что в нашей стране только этим заниматься нельзя, параллельно надо зарабатывать. Возможно, у Бреста на роду написано, что местным организаторам на хлеб надо зарабатывать в другом месте. И не будет здесь каких-то больших концертных агентств. Но относиться все равно надо ответственно. Лучше сделать всего два-три концерта в год, но крутых.

Учитывая, что без тебя не обходится почти ни один концерт, какие запомнились больше всего?

«Дай Дарогу» на Советской. Очень впечатлило меня. Пошёл очень сильный дождь. Думал, всё писец, сейчас короткое замыкание получим и попалим весь аппарат. Колонки стояли просто в воде. Все было мокрое — сушил 3 дня. Но очень понравилось.

Отличный концерт был у Nizkiz. Это кстати, тот случай, когда даже если на артиста приходит мало людей, они такие, что готовы песни петь в гардеробе. Также клевый концерт был «Рок за жизнь» против смертной казни. Все сошлось: и звук, и свет, и музыканты, и общение.

Как сделать успешный концерт?

Когда делаешь концерт, нужно четко понимать, делаешь ты концерт местечкой или более-менее группы, типа Nizkiz. И под эту тему выбирать площадку. В большом зале той же «Фантазии» нет смысла делать металл-концерт, на который придет 50-70 человек. Для таких концертов сейчас годится COYOTE либо в «Честная Пинта» (правда, и там, и там нужно доставлять звук). И заполняемость зала будет нормальная.

Как с форматом определились, нужно решать, какую делать рекламу. Если это местные брестские музыканты, то хватит соцсетей, а если концерт посерьезнее, то задействовать все от тумб и троллейбусов до радио и флайеров + розыгрыши и ежедневные посты в соцсетях. Заманухи надо использовать, стараться делать интересно.

Музыку отслеживаешь новую? Твои вкусы с юных меломанских лет поменялись? Сейчас же всех переключает либо в электронщину, либо в рэп.

Отслеживать сейчас музыку как таковую невозможно – просто нехватка времени. Зачастую друзья приходят и что-то включают послушать. Есть, конечно, то, что в хайпе, но можно слушать и отслеживать такую музыку, которую рядом никто и не слышал. Вот рэп-батлы смотрю, уже даже разбираюсь во всех этих именах. В юности слушал из хип-хопа Децла, Bad Balance вперемешку с Цоем, Красной плесенью и Сектором Газа.

Чтобы быть в курсе каких-то новинок, достаточно «Вечерний Ургант» посмотреть. Если что всплывает актуальное, там это сразу будет в эфире. На работе, когда сижу в студии, волей-неволей слушаю, что играют. Много «металла» приходит репетировать. Вообще из малоизвестных групп наших я бы рекомендовал «Rower», «Martin Iden», «Задержанные». Если болт не забьют, то должны поиграть.

Дело своё ты нашел. Но индустрия мероприятий несется вперед, на рынке уже тесновато. Инструментальная музыка шагает к синтетической. В любых продажах — Польша-конкурент. Как ты себя в этом всем ощущаешь? 

Чувствую себя уверенно без паранойи о конкурентах. Истории бывали разные, если работаешь с деньгами, их не только зарабатывать можно, но и терять. Свою нишу я занял, хотя у каждого «свадебника» сейчас есть колонки. В большие концерты или оупен-эйры я не лезу. Стараюсь делать качественно своё дело, культурным деятелем себя не чувствую – эту движуху делают организаторы. Они просто знают, что со мной сотрудничать нормально, у меня все работает, я приезжаю вовремя и в адеквате. Да, есть музыканты на понтах, есть неразговорчивые, есть нормальные. Это люди, так везде.

То есть, несмотря на упоминания про усталость, в домоседство подаваться не намерен?

Нет. Все время должно что-то происходить, надо искать интересное, открывать интересное. Иначе — всё, конец.

Блиц.

Маленькие концерты в барах часто делаются, чтобы, как говорится, самому организатору потусить и поугарать на танцполе, денег это не приносит.

Молодые ребята репетируют с установкой «Я музыкант, мне нужно найти работу».

Больше всего люблю тишину, не музыку.  

Эпоха совка вроде бы уходит. Но как приедешь на какую-нибудь свадьбу, как будто возвращаешься в прошлое.

Безвкусица – это подражание. Когда видишь вторичное, неинтересное, без харизмы, криво записанное и с фальшью. Даже кавер-бенды могут быть качественнее некоторых групп.

Фотографии — Роман Чмель

Адрес магазина Greenstar: ТЦ «НИКОЛЬСКИЙ», ул. Карбышева-21, пав.236

группа vk — https://vk.com/greenstarby

instagram — https://www.instagram.com/greenstarby/

телефоны: +37529 542-39-00 МТС, +37529 633-12-00 Velcom

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: