Ни для кого не секрет, что танцевальное направление в Бресте представлено очень широко: многочисленные центры, школы и студии танцев разбрелись по городу, но только немногие из них смогли полностью освоиться. Именно такой исключительной студией является «MAY» — место, где современным танцам обучают взрослых и детей уже восемь лет подряд.
Мы давно собирались наведаться к ним в гости, а тут и повод был: в это воскресенье проходил танцевальный мастер-класс по Hip-hop от Дениса Сенькевича – минского гуру уличных танцев с десятилетним стажем, основателя «Этажа Larry» (необычной студии танцев в Минске), организатора проекта «Top Dance Weekend».
Нанесли визит в атмосферную студию танцев «MAY», где, собственно, и проходило обучение. Заметим, что в студию каждый месяц приглашаются звёзды танцевальной индустрии для проведения мастер-классов. Причём открыты они для всех брестчан: и для профессионалов в этом деле, и даже для таких, признаемся честно, профанов, как мы.
На этот раз мастер-класс был поделен на три части: два класса «choreo» от Дениса Сенькевича и «improviz» Натальи Нотиной (Нота), хореографа «MAY».
В то время, пока участники только готовились «раскачать зал», мы решили узнать у Натальи, какие танцы в почёте у молодёжи и как в целом обстоят дела с «прокачкой» в городе:
«Вообще три самых востребованных направления в городе: Hip-hop, Jazz Funk и Breakdance. В «MAY» представлены многие современные направления танцев, и главенствующее в этом списке, конечно же, Hip-hop: его точно можно называть мейнстримом. К нам на Hip-hop идут в основном ребята-учащиеся 8-10 классов, но есть и детская группа – отдельно. Занятия по Breakdance в основном посещают мальчишки и прямо тащатся от действа: ведь можно абсолютно «легально» стоять на голове, и родители не будут говорить, что ты сейчас свернёшь шею.
Мы танцуем Jazz Funk – это современная хореография. Многие люди называют его стилем, но это не так. Это скорее творчество, сборная хореография. Jazz Funk — танец манеры, которая есть абсолютно у каждого. У Jazz Funk нет своей истории, своей музыки, поэтому нет и базы: хватаешь из разных стилей и переносишь. Тут всё, что касается хореографии, подчиняется правилу «Я художник, я так вижу».
В «MAY» проходят занятия по андеграундным стилям, за которые не берутся другие студии города. Например, мы единственные преподаём House в Бресте уже 8 лет. Ситуация складывается так, что на танцы в основном приходят подростки, а тот же House больше подходит более взрослому, зрелому поколению. Поэтому House-группа — это всегда мешанина в плане возраста: занимается мужчина, которому тридцать, и девчонки, которым по 14 лет.
У нас есть Krump — тоже андеграундное направление, Electric Boogie – андеграундней просто некуда. В Бресте (а тем более в Беларуси) это направлении практически не развито. Возможно, есть ещё бугеры в Минске, но многие из них влились в другое направление, потому именно классический Electric Boogie представлен только у нас в городе.
Мы пробовали набрать группу по вакингу (Waacking) — направлению, которое в Бресте преподают всего две студии. Группа, к сожалению, не набралась: это не мейнстрим. Мы смеемся, что не пришёл еще тот человек с вакингом на шоу «Танцы» (на телеканале ТНТ), чтобы зарядить всех этим стилем. Так было и с Vogue. Случился бешеный наплыв после того, как на шоу пришла участница с этим направлением. В Минске только и успевали открывать очередные группы для занятий этим танцем. Потому, хоть Waacking-группа и не набралась, я провожу Open Class для всех желающих заниматься данным направлением».
Участники мастер-класса заполонили зал. Денис скромно поприветствовал танцоров и сразу перешёл к делу – начал с разминки.
«Первый мастер-класс – разогревочный: очень простой, но очень быстрый», — огласил Денис. Кажется, ребята выдохнули.
С первых движений мы заметили, что, несмотря на школьный возраст практически всех участников, многие из них уже точно могут составить серьёзную конкуренцию взрослым танцорам.
«Возраст самого маленького ученика в студии – два с половиной года. Он ходит в отдельную группу, где все детки практически одинаковые по возрасту. Есть группы для взрослых. Dance Mix – смесь танцевальных направлений, а-ля джазфанковая группа, где танцуют преимущественно леди, которые не хотят заниматься просто фитнесом. А тут упражнения и для поддержания фигуры, и для получения желаемой грации.
Но серьезных профессиональных успехов достигает молодняк. Наши зрелые танцоры начинают нерегулярно посещать занятия, особенно ближе к праздникам. Я перестала работать со взрослыми группами, потому что ты готовишься к тренировке, а они «оп» — и куличи дома пекут. Это обидный момент. А на подростков действуют дисциплинарные методы. Составы, которые готовятся к выступлениям на конкурсах, не пропускают ни одно мое занятие, иначе я ругаюсь или начинаю «мстить» силовой тренировкой.
Да, в городе действительно много талантливых детей, за будущее которых я действительно переживаю. Раньше я наивно думала: какую же детскую хореографию им поставить? Да они танцуют как взрослые!» — рассказывает Наташа.
«Это не синхрон! Не нужно стремиться танцевать, как ваш сосед. Вы — это вы», — включился командный голос Дениса. «Я просто громко говорю, я не кричу!» — поправил хореограф.
«Drop – кто знает перевод? Бросать! Так вот, на этом слове из песни вы должны «бросить» руки!» — давал знания английского хореограф. Парни из зала подхватили: «Вот и репетитор не нужен!».
«Мы рэп, мы есть рэп, все слышат «йоу»? Изи! Твист — в бёдрах, всё остальное — ваш рэп!» — снова направлял Денис.
Легкость первых движений была обманчива. Наверное, не стоило бы описывать момент нашего танцевального уровня, но иногда мы стали ловить себя на мысли, что даже базовые движения нам не под силу. Правда, Наташа нас немного успокоила:
«Мы никого никогда не отсеиваем, занимаемся с каждым, кто приходит в нашу студию. Можно прийти на танцы и быть абсолютно «нулевым», но важно понимать, что на обучение потребуется гораздо больше времени, чем человеку с задатками. Бывает, что приходят люди с нарушением координации, им даже разминка даётся сложно. Но если в человеке есть слух и музыкальность, ему это очень поможет в развитии. Самое важное – любить себя и быть счастливым потому, что чего-то ты раньше не мог, а сегодня всё получилось.
Маленькими шагами ты идёшь вперёд. Танцором может стать каждый, всё зависит только от уровня: пусть даже он будет локальный, чтобы чувствовать себя свободно на дискотеке или дома под свою музыку. Если ты вышел танцевать из угла зала и стал в центр танцпола – это уже достижение.
Многие сейчас насмотрятся танцевальных видео, приходят и думают, что сделают пару движений — и всё получится. Такие быстро «сливаются». У танцоров всегда много работы над собой. Придётся пожертвовать вещами, в которых ты себе раньше не отказывал: отложить другие дела, выделить деньги на мастер-классы и костюмы для выступлений. Не все готовы, поэтому мы нередко слышим фразу, смешную для всех преподавателей: «Танцы — это не моё». «Может быть, мне попробовать какой-нибудь другой стиль?» — спрашивают у меня. Если ты не готов трудиться – ничего не выйдет».
Пока мы немного отвлеклись, ребята уже повторяли заученный блок Hip-hop-движений. Шаг из локинга (сочетание быстрых движений и замирания), слайд (скольжение), фристайл (импровизация), фриз (замирание в интересной позе) и ещё много других слов, обозначающих движения танцоров. В самом начале мастер-класса они были для нас чужими, но к этому моменту времени мы уже распознавали каждое из них.
«Там был скрытый «йоу», а тут должен быть максимальный!» — подсказывал минский хореограф.
«Открою секрет: чтобы станцевать быстрее, надо расслабиться. Корпус не зажат — и все получается! И не забудьте «йоу», тут это самое главное! Теперь фриз! Тут ваша улыбка должна выглядеть немного нелепо!» — направлял Денис.
«Танцор – это ещё и актёр. Тренировка по танцам может проходить без танцев, но для этого нужно быть абсолютно осознанным человеком. Однажды я попала на мастер-класс по вакингу, где речь шла о том, как я могу передать эмоцию буквально кончиком пальца. Это реальное актёрское мастерство», — подчеркнула Наталья.
Денис продолжал: «А теперь фристайл! Многие думают, что фристайл — это накидать всяких прикольных «движух». Но фристайл — это просто ваши свободные танцы: когда приходите домой, включаете музыку и танцуете. Не надо «накидывать» то, что не хочется делать».
Ребята уверенно выполняли выученную связку движений: первая часть мастер-класса уже подходила к концу. Денис ёмко резюмировал: «Все молодцы! Было круто!». А нам показалось, что было ещё и жарко (во всех смыслах этого слова).
Тут же учитель решил закрепить знания подопечных, добавив в мастер-класс элемент азарта: танцевальный батл между двумя организованными командами участников. Обе команды более чем справлялись. Было видно, что танцевальные состязания для участников «MAY» — дело привычное.
«В Беларуси «MAY» — известная команда, «старички» с восьмилетним стажем. Мы участвуем в республиканских конкурсах, где обычно сильную конкуренцию составляют нам одна из брестских студий и две минских. Пьедестал обычно делится таким образом: Брест, Минск, Гродно. Это самые танцующие города Беларуси. Даже если мы не первые, все равно стоим на пьедестале. Только в прошлом году мы привезли с конкурсов 24 кубка.
Правда, нас сильно огорчает момент конкуренции, который может выходить за рамки культуры и делает наше дело коммерческим. В культуре так не должно быть, ведь танцы – это в первую очередь искусство. Хотелось бы, чтобы в Бресте отношения между танцевальными студиями были более душевными и открытыми».
На этой сентиментальной ноте нам пришлось расстаться с Натальей. После мастер-класса минского хореографа участников поджидало ещё многое: обещанный «improviz» и целых три часа серьёзной Hip-hop-раскачки.
Студия современного танца «MAY» для взрослых и детей объявляет январский набор в группы по направлениям: Juzz-Funk и Hip-hop (современная хореография). Запись по номерам: +37 (29) 508 28 83, +375 (29) 825 64 22.
Адрес: Краснознамённая, 5.
Фотографии — Роман Чмель
Для отправки комментария необходимо войти на сайт.