Мы уже успели проверить на термоустойчивость Юру Стыльского и Екатерину Пастушек, на очереди – фотограф Юрий Соколюк, чей послужной список включает работы для многих крупных компаний Бреста (в том числе – оригинальный стилизованный проект для нашего партнера «БелАлко»), а профессиональная география уже давно не ограничивается территорией нашей горячо любимой республики.
В этот раз мы решили выбраться не только за пределы города, но и района, и отправились в деревню Кустичи. Наш шестиголовый балаган спрятался от внешней суеты в агроусадьбе «Панскi маентак». Колоритный Николай Николаевич, заведующий всем этим делом, встретил нашу делегацию уже натопленной парной, крафтовым чаем и медовухой собственного производства – это ли не располагающие к беседе условия?
Юрий: К бане я отношусь со всем уважением. Это в первую очередь очищение организма: как в прямом, так и в переносном смысле. Человек расслабляется и получает удовольствие, отдыхает душой. Выходят все шлаки. Особенно зимой – вокруг холодно, а ты кости веничком греешь. Стараюсь ходить в баню хотя бы раз в неделю. Чаще не получается: плотный график не позволяет.
Мы с друзьями предпочитаем именно такой формат частной бани, общие не очень котируем. Ничего плохого про ту же Лазню сказать не могу, там парилка хорошая. Но есть минимальная зона комфорта, к которой я уже привык. Не последнее место отвожу гигиене – это очень важный фактор для меня. А вот алкоголь в процессе вовсе не обязателен. Я считаю, что сначала нужно попариться, и только потом можно позволить себе расслабиться со спиртным в хорошей компании. Баня – это отдушина от суеты, ритма жизни современного городского человека.
Вопреки все еще гуляющему в народе мнению, профессиональный фотограф – это не просто ремесленник, щелкающий затвором по желанию клиента, а прежде всего художник со своими принципами и воззрениями. Как оказалось, с этим у Юрия полный порядок.
Юрий: В своей работе я придерживаюсь такой позиции: всегда надо делать лучше, чем просят. Конечно, бывают разные заказы – например, каталожная съемка для интернет-магазина. Какое тут искусство? Просто за это платят деньги, банальная реклама. Но когда я чувствую, что могу превзойти ожидания клиента, я всегда стараюсь подсказать, как будет лучше – давайте сделаем вот так и не станем экономить на материале.
Я могу снимать на камеру и за тысячу долларов, но предпочитаю использовать дорогую технику (фотоаппарат Юрия стоит около 10 тысяч долларов – прим. автора). Почему? Я привык работать с хорошей техникой, это въевшаяся в сознание привычка. Теоретически я могу довольствоваться меньшим, но зачем? Если я вижу картинку худшего качества, она меня уже не торкает. А раз она не торкает меня, она не будет торкать и клиентов.
Если заказчик упирается и не хочет прислушиваться к моим советам, все сводится к двум вариантам – либо это большая сумма и я просто зарабатываю деньги, либо предлагаю обратиться к другим фотографам. Сейчас я нахожусь в той стадии, которая позволяет мне отказаться от заказа не в ущерб себе. И мне, если честно, не совсем понятна позиция некоторых заказчиков: мол, все вокруг без работы и хватаются за минимальные деньги. Нет, конечно. В нашем городе много востребованных и загруженных профессионалов.
Я никогда не стану снимать какое-то зло, негатив. Мне это неприятно. Я чувствую ответственность за ту энергию, которую несет фото. Зачем морально уродовать этот мир? Я всегда был из тех людей, которые стремятся к прекрасному и стараются увидеть его во всем. Я люблю создавать, а не разрушать, и всегда выступаю за позитив и развитие. Та же водка, которую мы снимали для «БелАлко» (фото можно посмотреть здесь), для многих – зло. Но я считаю, что просто не нужно злоупотреблять, вот и весь секрет.
Пока из парилки доносятся довольные крики отхлестанных веником товарищей Юрия, а медовуха своевременно сменяется другим, более традиционным сорокаградусным напитком, мы включаем «режим Дудя» и расспрашиваем нашего героя о финансовой стороне фотографического дела.
Юрий: Большинство заказов идет в плюс, конечно. Для того, чтобы иметь такую технику, какой располагаю я, нужно хорошо зарабатывать – это не секрет. Мой самый дорогой разовый заказ – 800 долларов за съемочный день. Это были съемки свадебного платья. Но вообще мой средний чек – от 500 до 2000 долларов за заказ. Правда, не все проекты оказываются действительно интересными с творческой стороны.
Вот только клиента не волнует, получаю я удовольствие от процесса или нет, поэтому я делаю свою работу в любом случае. Тем не менее всегда стараюсь совместить собственное видение с представлением заказчика, чтобы направить наши мысли в общее продуктивное русло. На сегодняшний день у меня сформирована большая клиентская база, и теперь я могу позволить себе уйти от рутины в пользу таких творческих проектов, как шахматный турнир, например.
Та самая фотовыставка «Юный гроссмейстер», приуроченная к открытию шахматного турнира «Черная пешка», — это, пожалуй, один из самых публичных проектов Юрия в 2017 году. На протяжении нескольких недель каждый праздношатающийся по Советской мог лицезреть результаты коллаборации фотографа и организатора контеста Катерины Таберко.
Юрий: Это был действительно интересный опыт. Мне предложили стать официальным фотографом первого детского шахматного турнира в Бресте. Организатор «закинула удочку» на удачу, а я откликнулся, даже не представляя, что получится в итоге. О финансах и речи тогда не шло, но я выдвинул единственное условие – сделаем так, как я вижу.
Мы пригласили детей и их родителей, и я старался найти в каждом ребенке что-то особенное. Спустя какое-то время в проекте остались только те семьи, которые были по-настоящему заинтересованы в результате. Один мальчик, например, занимался ушу, и мы решили сделать фото с мечом, рассекающим кадр на черную и белую части. Был астроном, который очень любил звезды, – придумали и такой сюжет.
В итоге родители участников просто ахнули, когда увидели результат: никто не ожидал ничего подобного. Я очень доволен этой выставкой. По деньгам ушел в минус, но удовольствие получил колоссальное.
Вот только одной эстетической пищей сыт не будешь – большую часть рабочего времени Юрий занимается коммерческими съемками, специфика которых автоматически предусматривает капризы и странные запросы заказчиков. Все ли клиенты готовы платить довольно большие деньги?
Юрий: Многих отпугивает стоимость. Далеко не всегда клиенты понимают, что за этим стоит и какой ценой дается. Кажется, что тут такого: щелкнул — и все. В таких ситуациях низкоуровневые конкуренты работают мне на руку. Найдет зазазчик фотографа подешевле, а потом «продукт» не продается – вроде и отсняли материал, а результат в печку. Сгорели денежки. А все почему? Сэкономили, сделали некачественно. А ведь заказчик сейчас не дурак – теперь хотят хорошо и красиво, даже если 2 доллара за фотографию дают.
Больше всего выносит мозг клиент, который мало платит, кстати. Адекватные люди ценят работу и понимают, что профессионал знает, что делает. И здесь я вижу ошибку многих начинающих фотографов, которые готовы работать бесплатно или за две копейки: мол, появятся клиенты, тогда и начну деньги брать. Нет. Ты сначала сделай хорошую работу, покажи ее и сразу ставь хороший ценник. Если ты не ценишь собственную работу, то и заказчик не будет ее ценить. Логика простая.
Но наш уже порядком распаренный герой не собирается останавливаться на достигнутом: три года назад Юрий обратил свой взор на относительно новый для наших гастрономически не притязательных широт сегмент фотодела – фуд-фотографию.
Юрий: Всю жизнь я снимал людей. Многим кажется, что ничего сложного в этом нет. К примеру, женский портрет: стоит модели повернуть голову – и вместо красивого кадра получается что-то ужасное. То же самое и с едой – пока не начнешь снимать, погружаться, кажется, что все просто. Когда я приехал на первый мастер-класс по фуд-фотографии, понял, что все гораздо сложнее. Даже обычный стакан снять не так уж и просто, что уж тут говорить о блюде?
В каждом жанре есть свои секреты и своя методика. Мы вместе с Денисом (фуд-стилист и единственный бородач в нашей компании – прим. автора) сняли меню для Коровы, и отзывы не заставили себя долго ждать – мало того, что красиво, так еще и выглядит аппетитно! Фотография должна вызывать желание съесть не только блюдо, но и саму изображение (смеется). Это как в макияже: косметика должна быть нанесена незаметно и естественно.
В сфере фуд-съемки часто используют искусственные элементы – подкрашивают стейки обувным кремом, например. Я же придерживаюсь другой позиции и снимаю все продукты натурально, ведь эти блюда потом приходится съедать (улыбается). Это самая вкусная работа в прямом смысле слова. Но не стоит обманываться, что фуд-фотография – это результат деятельности одного человека, нет. Кто я без фуд-стилиста? Мои задачи — свет, техника, ракурс . За воплощение идеи, знание своего предмета и, собственно, за приготовление «моделей» всегда отвечает Денис, мой хороший друг.
Денис Давыдов (фуд-стилист): Вот снимали мы, например, заказ для белалковской водки «СССР». Вышли во двор, «забронировали» лавочку, расставили на ней реквизит: летний номер советской газеты с заголовком «Что скажет дядя Ваня?», аутентичный ножик, килька, сырок «Дружба» — постарались по максимуму сохранить атмосферу. И вся эта идея, ее воплощение были придуманы всего за 30 секунд! Правда, реализация заняла целый день.
Когда чего-то сильно хочется, оно как-то само приходит. Порой мы находим реквизит в совершенно неожиданных местах. Вспоминаю, как в день съемки водки «Царская Поляна» я ехал по трассе и случайно увидел колоритный пень, который шикарно вписался в нашу концепцию. Правда, спустя неделю жители пня решили выйти на волю и познакомиться со студией Юры (смеется).
Искренне пораженные работоспособностью и неунывающим нравом фотографа, интересуемся: каким образом он справляется с кризисами и периодами застоя, так или иначе следующими по пятам за каждым творческим человеком?
Юрий: По природе я оптимист. Меня не останавливает кризис, скорее даже мотивирует. Это шанс расти дальше. Конечно, бывает иногда пятисекундная слабость, но я понимаю, что нужно работать над собой. Впадать в депрессию и сидеть в ожидании музы – непродуктивно. Мне повезло: моя работа совпадает с моими увлечениями, это сказывается на результате. Я делаю свое дело с душой. Будь то каталожная съемка или дорогой заказ, я все равно выкладываюсь по полной.
Однако всегда найдутся личности, сомневающиеся в качестве труда и не стесняющиеся высказаться по поводу увиденного – спрашиваем у Юрия, как он воспринимает критику.
Юрий: Если меня критикует гуру, я отвечаю: «Спасибо, брат, ты внес вклад в мое развитие, научил меня чему-то новому». А когда «критики» пытаются просто обгадить фотографию, я такого не понимаю. Нельзя сказать, что меня это не задевает, но и не трогает настолько, чтобы убиваться по этому поводу. Всегда стараюсь понять, с какой целью это сделано, а потом уже делать какие-то выводы. Если это оскорбления личного, а не профессионального характера – ради Бога, мне от этого хуже не станет.
Но нельзя терять бдительность! Местная фото-тусовка продолжает набирать в свои ряды новых адептов, поэтому контакт и конкуренция с коллегами превращаются в неизбежный элемент рабочей деятельности.
Юрий: Я стараюсь общаться со всеми брестскими фотографами, которых знаю. Многие приходят ко мне в студию – пьем кофе, общаемся, обмениваемся опытом. Я человек открытый: где-то мне помогают, где-то я. Мне не западло делиться информацией. Но есть и другие ребята – те, кто сознательно ставит какие-то искусственные барьеры и сторонится общения.
А я всегда выступал за здоровую и дружелюбную конкуренцию – давайте развиваться вместе! В таком случае растет общий уровень фотографии, появляется стимул к развитию. Мне кажется, иногда нужно сознательно выбивать себя из зоны комфорта. Лучше давать пинок самому себе в моменты стабильности.
Каверзно ухватившись за слово «стабильность», уже ставшее мемом государственного масштаба, провоцируем Юру на короткий спич на тему «Почему я остаюсь в Беларуси?».
Юрий: Я проводил съемки в Чехии, Италии, Испании, Греции, Турции, Польше. В Праге мне предложили остаться в качестве штатного фотографа в свадебном салоне, но я отказался. Да, там красивее, чем у нас. Но если я буду видеть Прагу каждый день, рано или поздно она мне приестся. Новому человеку все интересно – и улочка маленькая, и Карлов мост. А со временем восприятие притупляется.
Раньше я думал перебраться за рубеж, возможностей было немало. Но здесь у меня семья, друзья, клиентская база. Я уже немолод: мне 39 лет. Может, лет 15 назад я бы смог психануть, собрать чемоданы и уехать в поисках «лучшей жизни». Но сейчас на мне лежит большой груз ответственности. Правда, я хочу дать своим детям возможность зацепиться за более прогрессивное будущее. Может быть, не в этой стране.
А мы собираем свои ситуативные манатки и с трудом загружаемся в автомобиль – пять разгоряченных паром и алкогольными субстанциями тел (и один трезвый водитель, ведь мы не настолько криминалити) уезжают в ночь, надеясь не попасться на глаза особо бдительным гаишникам. Как говорится, до новых встреч!
Фото — Роман Чмель
Для отправки комментария необходимо войти на сайт.