Станислав Богдевич родом из Сморгони, живет в Минске, но влюблен в Брест. Программист по образованию, он занимается панорамной съемкой и создает виртуальные 3D туры. Любовь к нашему городу вылилась в конкретный результат: Станислав совершенно бесплатно сделал виртуальный тур по музею “Берестье”. Мы встретились с ним и поговорили об особенностях создания такого тура, альтруизме и деле всей жизни.
В 2010 году Станислав окончил БГУИР. Во время учебы плотно занялся фотографией. Параллельно познакомился с известным российским проектом AirPano. В нем участвовали фотографы, которые летали по всему миру и делали сферические панорамы с воздуха.
– Для меня это была магия, которой я хотел заниматься. При просмотре обычной двухмерной фотографии человек видит определенный фрагмент, остальное дорисовывает в голове. Когда ты смотришь панораму, то полностью растворяешься в пространстве.
Во время учебы я начал узнавать о панорамной съемке и понял, что техническая сторона вопроса на тот момент для меня была неподъемной. В процессе съемки используется панорамная голова, которую даже сейчас тяжело найти в Беларуси. Конечно, был вариант сделать ее самому, но тогда у меня было недостаточно знаний для этого.
После университета Станислава ждало распределение. Два года он проработал в Беларусбанке в отделе автоматизации сначала специалистом, а после руководителем. Спустя два года молодой человек уходит в свободное плавание, зарабатывая на жизнь разработкой сайтов. Одним из призывов к действию послужила встреча с беларуским фотографом Иваном Цыркуновичем. На ней он использовал панорамную голову ручной работы.
– Посмотрев на его оборудование, я понял, что смогу сделать панорамную голову самостоятельно. Чтобы вы понимали, панорамная голова – один из важнейших элементов успешной съемки. Она позволяет выставить нодальную точку. У каждого объектива она своя и высчитывается эмпирическим путем. Камеру нужно выставить таким образом, чтобы вращение происходило именно вокруг этой точки. Если произойдет смещение, то панорама выйдет с засечками. С головой риск появления засечек сводится к нулю.
Панорамы можно снимать с любых устройств, без помощи панорамной головы. Однако если ты снимаешь ее с рук, то появляется смещение, которое исключается в случае использования головы и нодальной точки. Я же снимаю на 360 градусов по горизонтали и 180 градусов по вертикали. Делаю всю сферу – и получается объемный материал. Его невозможно создать вручную, особенно если ты снимаешь в закрытых ограниченных помещениях.
Собрав панорамную голову, Станислав интенсивно начал делать панорамы. Параллельно появился сайт atmasfera.by, где он выкладывал свои работы, тем самым формируя себе портфолио. Первые панорамы были пейзажными. Из объектных – музей-усадьба Франтишка Богушевича в Кушлянах. Фотограф сам вышел на директора, предложил съемку и сделал все совершенно бесплатно: набирался опыта.
– Я почувствовал, что могу внести какой-то вклад в развитие пространств, которые мне небезразличны. Мне интересно знакомиться с ними не в виде обычного посетителя, а как человеку, который им помогает. Нравится общаться с людьми, которые вкладывают душу в эти объекты.
На виртуальный тур по музею-усадьбе у меня ушло около 10 дней. В то время я еще не использовал широкоугольную оптику, у меня был слабый компьютер. Многие процессы выполнялись вручную. Так как материал имеет огромное разрешение (12000Х6000 пикселей), то необходим производительный компьютер, чтобы его обработать. Плюс ко всему: фотосъемка – лишь первый этап работы. Далее следуют монтаж, склейка, сборка/разборка панорам, чтобы заретушировать штатив.
После того как визуальный материал готов, наступает процесс программирования. Опыт работы в банке позволил мне автоматизировать многие процессы. За счет этого сейчас у меня на подобный проект уйдет 3-4 дня.
Свой продукт Станислав распространяет через сайт, соцсети и Google Maps. На Facebook он публикует панорамы, также прошел сертификацию Google и стал сертифицированным панорамным фотографом. Если открыть карту, то можно найти больше тысячи снимков Станислава по всему миру. Просмотров – более 24 миллионов.
Наш герой признается, что перед программированием не чувствует пиетета. Сидеть в офисе (или даже свободно кодить на фрилансе) – занятие не для него. Панорамная съемка – это постоянные разъезды, путешествия, знакомства с новыми людьми. Вся аппаратура вмещается в походный рюкзак, что позволяет Станиславу уехать на съемки чуть ли не в одночасье.
– Панорамы только на начальном этапе представляют собой снимки. Конечный продукт – это программный код, который позволяет их вращать, переходить, накладывать мультимедиа. Полностью от IT-сферы я не отошел и нашел для себя золотую середину.
Сейчас Станислав полностью посвящен своему детищу – сайту atmasfera.by. Если первые заказы были некоммерческими (фотограф создавал себе имя), то сейчас проект позволяет монетизироваться. Из последних коммерческих заказов – масштабный проект от Центрального Ботанического сада при Академии Наук.
Это многосезонный виртуальный тур по осеннему, зимнему, весеннему и летнему ботаническому саду. Уже готов проект с осенней съемкой. В ближайшее время появится виртуальная экскурсия по зимнему периоду. Дальше, соответственно, весенний и летний.
С Брестом все вышло достаточно просто. Этот город у Станислава в фаворитах. Полгода назад он познакомился с коллективом театра “Крылы Халопа” на презентации проекта “Brest Stories Guide”. Они сдружились, и Оксана Гайко (директор театра – прим. ред) любезно предложила пространство КХ для работы.
– Когда я раньше приезжал в Брест, то часто посещал музей “Берестье”. Мне очень нравился раскоп, и я мечтал в него попасть. Это желание было настолько велико, что в середине января 2018 года я сел на поезд и приехал в Брест с намерением сделать виртуальный тур по музею.
На следующий день после приезда я пошел к директору Брестского областного краеведческого музея и предложил свои услуги совершенно бесплатно. Руководство было в восторге. С одной стороны, мой проект нацелен на прибыль. С другой, я осознаю, что сотрудничать с государственными структурами на коммерческой основе – трудозатратно. Бюджет у них формируется за год, и мои усилия по коммерциализации были бы несоразмерны с потраченным временем. Мне хотелось приехать, поснимать и выдать готовый результат.
На следующий день после встречи с руководством Станислав пошел в музей работать. Прогулялся по периметру, оценил пространство, после чего спустился вниз, выставил аппаратуру и отснял материал. На это ушло около часа.
– «Берестье» – специфическое пространство. Работать нужно было предельно аккуратно. Мой проект называется “atmasfera” не просто так. В «Берестье» она пропитана веками, и это чувствуется. Плюс такого виртуального тура в том, что он позволяет посетителю в интерактивной форме посетить пространство, в которое он не может попасть. Это и стимулировало меня его сделать.
После того, как материал был собран, начался процесс обработки. На него ушло пару бессонных ночей. Вначале фотограф снимал материал эксповилкой. Каждая сцена фотографировалась в несколько кадров с разной экспозиции, чтобы избавиться от пересветов и восстановить максимальное количество деталей.
Дальше шла подготовка снимков в графическом редакторе. После того, как они приобретают визуальную форму, запускается программа, которая сшивает фотографии в единое полотно. Когда оно готово, в кадре снизу появляется штатив: его нужно ретушировать.
– Я уже говорил, что визуальный материал имеет огромное разрешение. Приходится запускать софт, который разбирает и собирает снимки. Я автоматизировал эти процессы, и все происходит в несколько кликов мышкой. На рынке услуг существует несколько разработчиков, которые занимаются выпуском софта для обработки и монтажа сферических панорам.
Лично я приобрел лицензию французской компании “Kolor”, которую поглотила “GoPro”. На нее ушли немалые деньги – 400 евро, но мне хотелось иметь лицензионный софт. По сути это программа-компилятор, которая преобразует графический материал в визуальный тур.
Когда виртуальный тур был собран, Станислав передал на руки руководству музея материал и объяснил, как с ним работать. Это важный этап, ведь у каждой системы своя специфика. К слову, виртуальный тур по «Берестью» (как и многие другие) возможно просмотреть в очках виртуальной реальности.
– Мне кажется, такие виртуальные туры – это возможность познакомить людей с музейным объектом, заинтересовать их. Необязательно раскрывать все карты, если, например, музей частный и нацелен на коммерческий успех. Недавно я работал с музеем “Страна Мини”, в котором представлены миниатюрные макеты беларуских достопримечательностей. Мы сделали одну сферическую панораму, на которой видны макеты. Человек видит, что у музея огромные залы. Чтобы их все посмотреть, нужно прийти в сам музей.
Помимо сферической панорамы существует возможность и для аудио сопровождения, написания аннотаций. Например, для экологического проекта была разработана панорама, на которой запечатлены деревья многолетней давности. Ребята, которые этим занимались, сделали карту, на которой якорями были отмечены эти объекты. Нажимая на них, человек мог прослушать историю о памятнике природы.
Станислав говорит, что специализируется исключительно на панорамном контенте. Он требует много внимания, и нет смысла распыляться на другие съемки. Нужно быть экспертом в какой-то определенной области. Из последних коммерческих предложений вспоминает съемки для салона “УАЗ” в Санкт-Петербурге.
– Около двух лет назад мы с приятелями поехали в Санкт-Петербург на новеньком“УАЗе”. По пути решили переехать на нем реку. В итоге затопили весь салон. Машина довезла нас до города, но многое вышло из строя. За запчастями мы пошли в фирменный салон. Там был крутой интерьер. Мне понравилось, и я предложил руководству салона его отснять. Вернулся в Беларусь, выслал им коммерческое предложение. Они откликнулись. Недавно у них открывались новые салоны и я также ездил к ним работать.
В Бресте мне нравится улица Советская, а еще Холмские ворота Брестской крепости. По ним я сделал панораму в том числе. На днях совместно с Фондом развития Брестской крепости снимал форт №V. С каждым годом все большее число людей узнает о панорамной съемке, и это чудесно. Панорама позволяет сохранить объекты в полном объеме. Например, в 2017 году я фотографировал Тракторный город в Минске. Это район, который был отстроен сразу же после войны. Часть зданий там пришла в негодность. Я успел их отснять до сноса. После пришел в начале 2018 года и сфотографировал с той же точки. Теперь в один клик можно увидеть, как всего за год поменялось пространство.
Планы Станислава недолгосрочны. Пока он заинтересован в трех локациях: Брест, Санкт-Петербург и города Европы. На данный момент он находится в нашем городе и открыт для новых предложений. Если вы фонтанируете идеями и вам нужен виртуальный 3D тур – обращайтесь. Возможно, город обзаведется еще парочкой интересных проектов.
Для отправки комментария необходимо войти на сайт.