Сменить работу на музыку и зарабатывать 2000 евро за недельный тур: как электронщик Дима Молош 8 лет шел к цели

Заниматься музыкой в Беларуси — дело чаще всего голодное. Надо вкладывать, само-продюсировать, обучаться. Историй с коммерческим хеппи-эндом мало. Мы нашли для вас одну и рассмотрели под микроскопом: электронный продюсер и музыкант Дима Молош поделился своим маршрутом успеха, подробно рассказал, как делает свою музыку и зарядил сомневающихся на усердие. Также немного расставили по полочкам домыслы и подмели стереотипы насчет легкости создания «электронщины». 


Как пришел в музыку

В музыкальной движухе я с 20 лет, то есть уже лет 8. Был обычным слушателем, смотрел видео с выступлениями диджеев. Помню школьные годы и утренники в «Планете», как смотрел на рабочее место диджея и подумал: «Хочу быть там». Прошли годы, я пошел учиться дальше, узнал о «Лиге диджеев» в парке. На тот момент я не имел представления о сведении, вертушки видел только на фотографиях. Жестко залажал и ушел. И так ходил раза три.

В лет 17 устроился работать в «Шайбу» (дискотека для школьников в Ледовом дворце – прим.ред.). На форуме увидел объявление о наборе на обучение — пришел один. Меня научили диджеингу, то есть сведению треков: треки, которые хочешь сыграть, записываешь на диски и сводишь на вертушках в единое звучание. Проработал там около года. Потом мне предложили место в «Планете Рок», где я играл месяца четыре. Кстати, там уже стоял компьютер, к которому был подключен котроллер, и сводили с него.

Как раз в то время я услышал minimal. Понравилось не с первого раза: я был больше по electro house. Стало интересно, как пишется такая музыка. Помню свои ужасные первые попытки. Правда, какой-то ремикс на Lady Gaga взяли-таки на Пилот FM. Работая в «Планете», не мог приходить домой, садиться и писать то, что мне нравится. Слух забивался попсой. Позже я вообще отказался от резидентства, которое предполагает, что ты играешь по сменам.

Как пришел успех

Есть закон, который можно отнести к любой деятельности: если ты 5 лет сидишь, плотно работаешь над чем-то и не опускаешь руки, идешь к своей цели, тогда дело обязательно выстрелит. Просто нужно работать и уделять много времени.

Работаешь в студии и постоянно ищешь какой-то свой звук. Был период, когда не мог найти своё индивидуальное звучание в треках. Не мог понять, в каком направлении двигаться, чтобы быть востребованным, чтобы тебя заметили. После определенных релизов (Dmitry Molosh — High, Dmitry Molosh — Heavy Machine) меня заметили, услышали, и я уже понял, за что нужно цепляться и какой продукт производить.

Сейчас можно чуть выдохнуть: первая планка взята. Хочу, чтобы выезды на выступления были чаще – каждые выходные. В январе был в Сараево и Киеве, 9 февраля улетаю в Боснию и Герцеговину, в апреле – в Ливан, в июне – в Манчестер, затем в Аргентину. Это точные договоренности, еще ведутся переговоры о других турах, просто пока нет дат.

Как у нас дела с музыкой

В Беларуси не у кого поинтересоваться, как что сделать, кому писать или узнать, куда нужно отправить свой материал. На протяжении долгих лет я сам мониторил, сам читал, искал информацию, следил за другими музыкантами в духе «Надо, наверное, вот этому написать, за этим следить». Все это происходит в фейсбуке, конечно же: продвижение идет только там. Вконтакте — только для СНГ, а там всегда тяжелее выступать и, по сравнению с Европой, публика немногочисленна.

Клубной культуры у нас нет вообще никакой. Я не беру клубы: их уже давно нет нормальных (как артистов и привозов). Нет ни одного шоу на радио с электронной танцевальной музыкой – просто не существует, не говоря уже о телевизионных форматах. В других странах куча FM-радиостанций, которые ты можешь включить в машине, чтобы послушать электронную музыку. Добавьте сюда еще интернет-радио.

Развитие в городе остановилось лет 10 назад, когда была еще «Матрица».  Хотя тогда была актуальна другая музыка, но все равно она была. У нас в городе проходили закрытые мероприятия, которые посещали вплоть до 400 человек. Было классно. Арендовали звук, свет и играли. Приходили только те, кто знал. И в Минске лет 5-6 назад было поинтереснее, чем сейчас. Там всегда было больше тусовок с техновым звучанием. И это продолжается, просто немного меняется по звучанию.

Как проходят выступления

Я езжу за границу, и там достаточно узнаваем. Беларусь вообще не беру в расчет. В России знают чуть больше, но признание – за рубежом. Конечно, ездить классно. И ощущать, что эти поездки – результат самостоятельной работы, – тоже классно. У меня была цель работать на рынок «за бугром», не на наш.

В свои первые гастроли в Грецию я ехал без гонорара – за билеты и проживание. А самая большая площадка, где довелось выступать, – фестиваль в Аргентине, где зрителей – 3500 человек. В ноябре 2017 года у меня был двухнедельный тур по 5 городам, включая Буэнос-Айрес. Там был очень крутой клуб, лучше я не видел. Помимо меня выступали 4 артиста мирового уровня – с Британии, Израиля, Германии.

Тусовка обычно длится ночь. За это время могут отыграть и 5 диджеев, но ты становишься в то время, которое определяет организатор. Самое длинное выступление – 3-4 часа, но чаще это 1-2 часа. Как правило, становлюсь играть в час и заканчиваю 3. Сет состоит как из моих треков, так и из чужих. Ты их сводишь, добавляешь эффекты. Live-артист имеет кучу девайсов, эффекторов, синтезаторов. Его стол будет забит примочками – железом.

Чтобы составить треклист сета, нужно «отслушивать» много материала, новинок, обновлять музыкальную библиотеку, чтобы не играть одни и те же треки. Бывает, что артист, который выступает передо мной, играет мой трек или те, что были запланированы мной. Это не значит, что мне нельзя его теперь играть – у каждого своя стилистика звука. Могу также сыграть что-то из своих неизданных композиций. Люди записывают видео, ищут, что за трек, вырезают, стягивают аудио, а потом трек выходит. Импровизация в сете может быть: можно менять треки, сводить по-разному. Необходимо владеть мастерством сведения – научиться считать квадраты в треках, разбираться, какие частоты убирать. Без этого не получится нормально выступить.

Как сделать трек

Учился сам: изучал интерфейс Fruity Loops, потом перешел к программе Ableton, в которой и работаю по сей день. Каждый звук в треке – это на самом деле набор звуков. Я начинаю писать трек с драм-секции (ударных) – щелчки, высокие частотные хай-хеты и прочее. Потом подставляю басовую мелодию, и только после этого придумываю атмосферу трека или мелодику.

Это непросто. Очень важны звуки (которых бесконечное множество), их качество. Каждый, кто хочет сделать трек, может зайти в интернет, скачать по запросу разные синтезаторы. Важно, какие звуки издают эти синтезаторы, эксклюзивность. Потому что «то самое» качество звука, как правило, накручивается, а не просто наигрывается из стандартных настроек. Хочешь получить результат на танцполе, чтобы трек развивался, снижался, как-то выходил красиво, – садишься за аналоговый синтезатор и ищешь звук, не похожий на чей-то другой, который сможет удивить. Поиск своего звучания – трудоемкий процесс, который требует много времени и лет работы.

Я когда-то задумывался, почему слышишь один трек и он кажется классным на 10 из 10. Лучше быть не может. Проходит какое–то время, и появляется новый классный на 10 из 10. Всё потому, что вариаций и оттенков одного и того же звука (и их комбинаций) – несчетное количество.

Музыкальное образование очень поможет в деле. Его нехватка чувствуется. Многими вещами, которых я не знал, – можно овладеть через музыкальную грамоту. Есть понятие «синтез звука»: каждый звук как-то происходит, но важно понимать, что нужно сделать, чтобы получился конкретный звук или мелодия куда-то пошла. Кто учился, тот больше понимает, как это устроено. Есть также тональность трека: каждый звук должен быть в тон, мелодия и бас должны сочетаться. Я делаю на слух, за пару лет поднатаскался.

Не зря говорят, что все творческие люди немного «того». Это касается и электронных музыкантов. Времени на каждый трек уходит по-разному. В зависимости от вдохновения: могу сесть и сделать за неделю отличный трек, который будет заметен на рынке, будет поддерживаться крутыми артистами. А бывает, что за 2 месяца ничего не выходит. Хотя работы у меня очень много, много заказов.

За бесплатно я не работаю – это мой хлеб. С 1 января этого года я ушел с работы на государственном предприятии. Понял, что действительно могу уйти, могу обеспечивать себя и свою будущую семью. Пришло время выбирать: либо концентрироваться на одном, либо постоянно разрываться, как это было на протяжении 6 лет.

Как поддерживают лейблы и легенды  

Мне хотелось не просто играть чужую музыку, а именно творить, писать какие-то произведения. На протяжении 5 лет я продолжал всё осваивать, выходили релизы, продавались треки, но не было внимания со стороны легенд. Со временем мои работы начали поддерживать музыканты, руками которых создавалась и держалась электронная музыка. Сейчас им по 50-55 лет.

Отдаешь трек лейблу – и он занимается промо-рассылкой. У них есть база почтовых адресов различных музыкантов. Всей этой базе за месяц или 2 недели до официального старта продаж трека отправляется твой материал. Кому нравится – пишут фидбек, ставят оценку, скачивают, играют твой трек в своих сетах или радиошоу. Видео с выступлением попадает в Youtube, где фанатская аудитория доходит до нескольких миллионов человек. Люди спрашивают, что за трек, ищут, «шазамят», узнают про музыканта. С каждым годом, с каждым разом поддержки и внимания становится больше. Промоутеры это замечают, и ты становишься интересен как гость для выступления. Главное – не останавливаться.

Важно держать марку. Это как связать свитер и хотеть, чтобы он выходил под каким-то брендом. Чтобы не «Купалинка», а Gucci массово производил. Подпишешь с ними контракт – и свитер носят миллионы. Чем престижнее лейбл, тем динамичнее рост внимания к тебе.

Сейчас я дошел до такого уровня, что не переживаю, куда мне отправить трек после написания. Всегда есть заказы. Я артист, который приносит нормальное количество продаж, то есть работа со мной окупается. Моя цена за заказ – от 300 евро. Присылают контракт, ставят сроки, когда нужно сдать трек. Бывает, что сроков нет – готовы ждать, только сделай. По мере готовности мне переводят деньги на счет, у меня открыто ИП.  Изредка бывает, что просят чуть-чуть изменить или что-то добавить. Обычно все знают, чего от меня ожидать.

Трек, сделанный моими руками, обычно попадает в Топ-100 продаж музыкального магазина Beatport. Последний ремикс, который я сделал, поднялся на 3 место из 100. Меня просят, допустим, сделать ремикс для лейбла на определенный трек. Ремикс – это видение трека глазами другого артиста. Моим именем в ремиксе на лейбл заманивают других артистов. Музыкант смотрит, что за лейбл, видит, что Дмитрий Молош издавался, еще какие-то имена, и уже настроен на сотрудничество.

Если ты начинающий артист, надо решить, на какой лейбл отправить трек. Можно следить за тем, где издаются близкие по духу музыканты, и стремиться туда. Можно изучать несколько лейблов, рассылать материал. Если никто не отвечает – переделывай или откладывай трек. Пробуй.

Если трек забирают, вы подписываете контракт и лейбл готовит обложку для релиза. Обычно нужно 2 трека для релиза, потому что один – это сингл. Альбом – это шесть и больше. Ежегодно никто не издает альбомы, это происходит раз в 2-3 года.

Также создаются твои страницы на сайтах лейбла. Первые 1-2 недели трек обычно стоит 2,49 доллара, через неделю снижается до 1,49-1,99. Выше лейблов стоят дистрибьюторы, у которых в системе обычно несколько лейблов.

Как зарабатывает электронный артист

Распределение выплат за продажи трека на сайте идет наполовину между мной и лейблом. Мне поступают не такие уж большие деньги – долларов 500 за 3 месяца. Отчет по продажам отправляется мне раз в квартал.

Основной доход – это выступления. За 1 хороший недельный тур можно заработать от 2000 евро, если судить по моему туру в Аргентине. Рассчитываю, что за этот год моя цена возрастет, потому что появился нормальный агент. Кроме меня у него еще 4 артиста, и все топ-уровня, известные люди в мире электронной музыки. Агент из Австрии ведет все переговоры, я не касаюсь ничего. Все происходит подобным образом: «Дима, ты через 2 недели свободен? Летишь туда-то».

Сейчас он работает над туром по всей Латинской Америке: Бразилия, Эквадор, Уругвай и Аргентина. В Аргентине меня очень любят. Там есть такой гуру-музыкант Hernan Cattaneo – легенда. Мы с ним играем в одном стиле – progressive-house. Он продвигает культуру, эту музыку там любят и танцполы забиты под 1000 человек. Вообще страна продвинута в клубной музыке: techno, progressive, tech house.

Как возвращаться домой

Переезжать отсюда нет смысла – здесь можно отдохнуть, здесь спокойно. Зачем куда-то ехать, если я, живя тут, летаю по всему миру. Первые пару дней по возвращении тоскливо от наших людей: все злые и грустные. Понятно, что в Беларуси тяжелая ситуация, но я не сторонник нытья. Вместо того, чтобы приходить с работы и ложиться на диван, надо работать над собой. Я с детства считал, что рожден не для того, чтобы ходить на завод. Отработал в «Белтелекоме» 7 лет и рад, что ушел. Благодарен им за лояльное отношение. Понимали, что мне это надо.

Какое нужно оборудование

Когда еду на выступление, мой багаж состоит из макбука, контроллера Livid Alias 8, звуковой карты и наушников. Контроллер подключается к ноутбуку и управляет звуком.

Нужна хорошая внешняя звуковая карта. Для начинающего будет стоить от 120 долларов. Также нужна midi-клавиатура, чтобы наигрывать что-то теми скачанными синтезаторами, о которых уже говорили. Обязательно нужны студийные мониторы (колонки) – от 300 долларов за пару. На плохом звуке нюансы не услышишь. Плюс мощный компьютер, конечно же. Желателен синтезатор, но хороший синтезатор стоит более 1000 долларов, потому что ни один электронный не сравнится с аналоговым девайсом, который ты можешь покрутить, пощупать, почувствовать.

Если округлить, за 1000 долларов можно собрать мини-студию. Еще неплохо бы сделать звукоизоляцию, но здесь, конечно, надо считаться с тем, с кем ты живешь. Можно всю квартиру обвесить звукоизоляционным материалом, а может мама не разрешить (смеется). В помещении ловится эхо от резонанса. Да и наушники нужны. В них делается сведение трека, и то, что надо прибрать-добавить, можно не услышать на мониторах. На финальном мастеринге звучать будет уже каждый элемент: сиди и слушай, качает или нет. Но начать писать и работать можно и без оборудования: поставил софт и вперед.

Как проходит день электронного музыканта

С ноября я снял помещение, оборудовал себе уютную студию для работы.

Просыпаюсь часов в 9, завтракаю, проверяю почту, общаюсь, веду переговоры. Обедаю и иду на студию. Там могу работать с 2 дня до 8-9 вечера. Либо иду в 17 вечера и ковыряюсь до полуночи, до часу ночи. Я знал, что уход с государственной работы – не возможность прохлаждаться. Своему делу надо уделять несколько часов в день, иначе оно сойдет на нет. Постоянно работать.

Когда сажусь работать – это всегда эксперимент. Музыка рождается в процессе, наперед я не знаю, что хочу сделать. Можно погрузиться и за день выжать основу трека, затем неделю дорабатывать. Много времени занимает создание атмосферы трека, сердцевины. Драм – это драм: он бахает и цыкает. А чтобы создать душу, надо в студии посидеть. Это синтез музыканта и математика: есть просчитанные штуки (вроде графиков и эквалайзеров), а есть то, что ты вкладываешь самостоятельно. Процесс создания музыки по-настоящему невероятен.

Как быть на плаву

Пишут новички, спрашивают совета или просят послушать трек. Я даже делал прямой эфир, отвечал на вопросы, разбирал. Нужно слушать тенденции, миксы, что играют другие диджеи, смотреть, что продается. Перестанешь следить за этим – за это время актуальное сменится. Что-то перестает быть актуальным, что-то приобретает новые краски. Всё всегда куда-то движется. Если послушать progressive 10-летней давности и актуальный – это небо и земля. Есть ребята, которые пишут не то чтобы плохо, а просто не актуально, слушать это не интересно.

Нужно прослушивать много музыкального материала, из каждого стиля можно почерпнуть что-то для себя, по структуре трека. Слушаешь, ищешь идеи, вдохновляешься. Слушая музыку в наушниках, можно заметить какие-то вещи, на которые раньше не обращал внимания.

БЛИЦ

В райдере у меня есть бутылка Jack Daniels. Естественно, бутылку не выпиваю – грамм 250. Также обязательна вода, завтрак-ужин и хороший отель.

Своему нынешнему агенту я написал сам. Познакомился с ним, когда выступал в Лондоне, и сам спросил, как примкнуть к их банде. Списались через полгода.

Люблю progressive за глубокую мелодику и мощный грув. Когда готовишь слушателя, нагнетаешь и только к третьей минуте раскрываешь трек. Всех накрывает волной, и ты выходишь музыкой из этой ямы на новый круг. Мне кажется, он больше всего раскрывает душу артиста. Deep – примитивный: много вокала. Techno сильно минимизирован: там бас и кик (удар) могут колбасить 6 минут.

Люди приучены к режиму с 9 до 17. Надо стремиться к большему и брать максимум, не бояться сделать не так. Работать над собой, а не просто соблюдать режим.

Аранжировку для песни шведки Loreen, которая выиграла Евровидение, написал электронный продюсер и музыкант Thomas Gold. Он также играет progressive

Английский язык тоже нужно знать. Интерфейс, общение с промоутерами, агентами, музыкантами – это международная сцена.

К тому, чтобы понять, что надо писать, я шел года четыре. До этого писал ерунду.

Если ты чем-то занимаешься, ставь высшую планку и иди к ней. Достиг – ставь предел еще выше.


Где послушать \ посмотреть \ познакомиться:

https://www.facebook.com/dmitrymoloshofficial
https://www.beatport.com/artist/dmitry-molosh/168803
https://soundcloud.com/dmitrymolosh
https://twitter.com/dmitrymolosh
https://www.instagram.com/dmitrymolosh
https://vk.com/dmitrymoloshofficial

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: