В студенчестве я покупала журнал «Cosmopolitan», не все ж в библиотеки ходить за научной литературой. И в один из номеров положили бумажные 3D очки – одна линза синяя, вторая – красная. Конечно, они быстро оказались на носу. Помню, вытянула руки перед собой и начала их пристально рассматривать. Руки были с украшениями, красивыми, объемными – сокращенно 3D. Мир прекрасной и прогрессивной оптики поглотил меня на несколько секунд. Потом, правда, выплюнул. Когда сняла очки – долго смеялась, потому что все вокруг уже и так «тридэээ». А если добавить ощущений от других анализаторов (слух, обоняние, вкус, тактильные ощущения, чувство равновесия и др.), то и вовсе многомерней. Но восприятие из-за ежедневных повторений одного и того же имеет свойство упрощать, делать «плоским» происходящее вокруг. «Чисто встроенный динамик, чисто три проводка: дефицит воспоминаний, аутизм и тоска».
Сложности возникают, когда человек перестает (или в случае с подростками — так и не начинает) выделять других людей как живых, чувствующих и отличающихся от него самого.
Концентрация игнорирования других людей и объема ситуации хорошо заметна на переходах со светофорами с кнопками. Чтобы загорелся зеленый, нужно нажать кнопку. Успешно перейти дорогу помогает одно нажатие и способность подождать. Учителя английского сказали бы «easy».
Что же происходит возле светофора. Практически каждый, кто подходит, нажимает на кнопку. Даже если несколько человек уже ждут зеленый свет. Это то немногое, что меня раздражает на улице, да. Представьте, что вы приходите домой, и хотите заварить чай. На плите уже нагревается чайник, но вы ставите еще один. А через минуту приходит ваш друг или родственник, и ставит еще один чайник. И так, пока воображение не устанет плодить чайники и друзей. Абсурд же.
Ситуация со светофором – аналогичная. Разница лишь в том, что люди вокруг — незнакомые. И тогда намечаются две нерадостные тенденции. Или окружающие воспринимаются как дураки ненадежные, и доверия к их действиям нет — невозможно положиться на других, нужно все сделать самостоятельно, чтобы повлиять на ситуацию. Или присутствие других вообще игнорируется как «странный предмет» — вроде бы они есть, и вроде бы их нет. И в том, и в другом случае человек совершает действие, которое можно не совершать. Получается перерасход энергии. А это как тенденция (если человек так действует, переходя дорогу, то что-то подобное происходит и в других моментах жизни) увеличивает риск нервного истощения и обеспечивает трудности в отношениях.
Третий вариант – это компульсивное поведение. Когда настолько тревожно, что нужно совершать нелогичные действия, чтобы хоть как-то снять внутреннее напряжение. Нажать лишний раз на кнопку — безобидно, но и от первоисточника тревоги не избавляет.
Или еще пример из жизни про отсутствие адекватной реакции. Сидящий в автобусе мужчина падает в проход без сознания. Он пьян и одет по версии глянцевых журналов в стиле «casual», то есть просто и практично. Кондуктор просит мужчин помочь убрать его из прохода до приезда скорой. И никто никак не реагирует. То есть и не откликаются, и не возмущаются. Делают вид, что не слышат. Напоминает школу, когда учитель спрашивает, кто будет отвечать, а в ответ молчание. Только обращаются ко взрослым людям. Остановка, в автобус заходят пассажиры, переступают через тело, чтобы занять место. Понимаю, что это личный выбор. Но и догадываюсь, что у большинства взрослых была ситуация, когда они не рассчитали количество выпитого и тоже нуждались в крепком плече.
Такое уплощение жизни, отсутствие спонтанных реакций на происходящее напоминает сериал. Линейный и предсказуемый, с плохим рейтингом. Но актерам сериалов хотя бы за это платят.