Бинокль” запарил. В бане с Brest Stand Up

Зима постепенно покидает свои календарные широты, и вместе с ней завершается наша самая теплая рубрика, все это время существовавшая благодаря нашим партнерам «Белалко» («Ура!» или «Только не это!» – нужное подчеркнуть). Составить нам компанию отважились ребята из Brest Standup – Владимир Шабанов, Александр Козак и Михаил Ильин.


В этот раз мы включили режим экономии топлива и нашли баню в пределах города – как оказалось, действительно душевное и уютное место для любителей пара и веника. Переоблачаемся в соответствующие локации полотенчатые луки, делаем первый заход в парилку и начинаем разговор, развитию которого традиционно способствует продукция нашего партнера.

Как вы, ребята, вообще в юморе оказались?

Миша Ильин: Я начал интересоваться стендапом несколько лет назад. Прежде всего зарубежным, в ТНТ-шном я до сих пор почти не разбираюсь. А когда ты смотришь очень много стендапа, рано или поздно начинаешь задумываться – не заняться ли самому? Пробил местный движ, пришел на отчетный концерт ребят. Поначалу был настроен скептически, думал, что все будет гораздо хуже. Но мне с большего все понравилось. А на следующий Открытый микрофон я пришел уже в качестве участника.

Саша Козак: Практически все ребята из брестской стендап-тусовки начинали с КВН – процентов 80, наверное. Тех, кто не играл, можно по пальцам пересчитать. Нет таких людей, которые раньше профессионально анекдоты рассказывали, а потом в стендап попали. Я, например, начинал еще в школе – Вова был нашим КВН-руководителем.

Вова Шабанов: Я в течение 5 лет был редактором школьной лиги, потом играл за университетскую команду «Гораздо». Однажды подошел ко мне друг, говорит – иди играть. Спрашиваю, зачем? Будешь пары про..ывать. Окей, говорю (смеется). Первые пять лет я сидел на звуке, на сцену меня не выпускали. Первый раз вышел с двухминутным монологом в Харькове – все в тишину. Но поездили мы нормально с «Гораздо».

Из наиболее значимых достижений – участие в Высшей украинской лиге Маслякова. Потом поутихло как-то все. А спустя какое-то время Макс Кулич и Саша Смех позвали меня заниматься стендапом. В 2012 году Виталий Коломиец организовал первый сезон лиги брестского стендапа. Это был достаточно новаторский для СНГ проект – никто еще не пробовал такой формат, даже ТНТ. Виталик хотел продать лигу на СТС, но не получилось. Даже не знаю почему.

Саша: Я знаю. Визуальная составляющая не вытягивала даже пилотную серию – совковые задники и вот это вот все. Никто не возьмет проект на телевидение, если он сделан топорно и некачественно.

И это начало начал брестского стендапа?

Вова: Как вообще все начиналось? Ребята позвали меня делать стендап. Встретились, они посоветовали мне, что почитать, посмотреть. И в 2013 году мы организовали первый Открытый микрофон в «Кирпиче» – 5 брестских и 5 минских комиков. В то время в столице уже была минимальная движуха. После нескольких сезонов лиги люди уже примерно представляли, что это такое. Человек 200 тогда пришло. А потом Макс с Сашей перестали плотно заниматься этим – семья, дети. Но мы не хотели останавливаться и сделали следующий микрофон уже в «Соло».

Пришлось запускать людей по фамилиям, желающих было очень много. В тот вечер бар собрал миллион. Но тогда выступило всего 6 человек – мы поняли, что нам нужны люди. Сделали перерыв до мая и дали следующий Открытый микрофон в кафе «Дали», там «Драфт Хаус» сейчас – пришло 18  желающих выступить. И только после этого мы начали искать помещение и обратили внимание на только что открывшийся «Койот». Арт-директор сказал нам: «Если приведете 40 человек – я вас расцелую». Мы привели 170, сами охренели тогда. А многие ведь так и не попали на микрофон в тот день, потому что нас задержали – в «Койоте» проходил какой-то квиз. Так и пошло дело – на голом энтузиазме. Мы практически ничего не зарабатываем до сих пор, да и вряд ли это возможно сейчас в Беларуси.

Саша: И будет невозможно еще лет 10-15 точно. В медиасфере нашей страны ловить вообще нечего.

Перспективы не очень радужные?

Миша: Движ надо развивать в любом случае, чтобы стендап стал постоянной составляющей корпоративов, например. Хотя это уже постепенно входит в практику.

Вова: Мое самое дорогое выступление на корпоративе – не сольное и шестиминутное – 100 долларов. А на прошлой неделе мы ездили с концертом в Бобруйск и привезли оттуда чистыми деньгами 21 рубль на пятерых человек.

Саша: Зато поток зрителей не прекращается. Всегда возвращаются старые и приходят новые. У нас были разговоры внутри тусовки по поводу отрицательной динамики. Но я немножко понимаю эту кухню – зима, праздники, пост. Объективные условия. Плюс публика разная: кому-то микрофон больше нравится, кому-то – импровизация.

Вова: Мы запустили новое шоу в таком интерактивно-развлекательно-интеллектуальном формате, во главе которого стоит юмор. Это будет этакий симбиоз лучших британских шоу.

Саша: Знаешь, что я вспомнил? Вот все говнят британский юмор. Якобы он несмешной и непонятный. Но по факту все самые крутые шоу делают в Англии. Это не про письки и какашки.

Вова: Запрещенные темы тоже можно брать. Главное – обыграть.

Саша: Качественный юмор обычно на форме строится. Кто-то сказал однажды – все шутки уже были сказаны в «Симпсонах». Сложно придумать что-то новое, но, если обвязка оригинальная и под другим углом показана, должно зайти. Наверное, именно поэтому мы и решили попробовать новый формат. Есть опасения, что может получиться скомкано, но мы будем стараться. И даже если говно выйдет, все равно будем продолжать, чтобы разнообразить движение. В идеале хотелось бы перейти на семидневный формат, движ нон-стоп. Но, к сожалению, на данный момент это невозможно.

Вова: Выступающих мало, люди исписываются – это большая проблема.

Саша: Людям приходится думать о том, как заработать деньги. На комедию времени не хватает.

А как выглядит процесс создания контента?

Вова: У меня, например, процесс придумывания шуток происходит нон-стопом. Что-то пришло в голову – сел, подумал, записал на диктофон. Потом все это собирается, перерабатывается в голове. Некоторые комики не прописывают шутки, но для меня это принципиальный момент: сбиваю все в одну кучу и думаю, как скомпоновать.

Саша: А кому-то нужен так называемый «камеди бади», советчик со стороны. Он может развить шутку по-новому. А вообще у каждого свой способ. Да, есть некий универсальный алгоритм, но из-за его использования страдает индивидуальность. Это как в литературе: понятно, что есть какие-то условные вещи вроде завязки и развязки. Но чтобы написать «Тихий Дон», нужны умение и талант.

Миша: Я свои шутки всегда в интернете проверяю – скидываю их в Facebook или Instagram. Если шутка получает нужное количество лайков, я начинаю развивать эту тему и адаптировать ее под стендап.

Вова: Надо писать свое, внутреннее. Стендап для меня – это непосредственный опыт переживания. Чтобы попасть в кого-то, нужно писать отсюда (указывает на сердце).

Саша: Чем стендап отличается от любого другого вида юмора? Есть личное отношение к проблеме. Когда его нет – это уже не стендап, я считаю. Даже если присутствует какая-то гипертрофия для осознанного «усмешнения» – ничего страшного, можно и приврать немножко. Но при этом отношение к проблеме должно оставаться неизменным.

Вова: Весь смысл в негласном договоре между комиком и зрителями – это все правда. Некоторые комики пренебрегают этим и придумывают шутку ради шутки. Часто происходит такое: слушаешь человека и не веришь ему. Ну не могло с тобой произойти такого! Это всегда чувствуется.

Саша: Нельзя показывать людям то, что уже было у какой-нибудь Регины Дубовицкой. Классическая шутка про то, как малая подарила комику секс втроем на 23 февраля, – это же максимальный киношный штамп, этому никто не верит.

Вова: У меня всегда бомбит от подобного.

Саша: В лицо сразу бьешь?

Вова: В лицо нет, но подножку поставить могу. На самом деле, мы очень серьезно подходим к этому: на кону репутация брестского стендапа. Нам всего два года, но мы уже успели обрасти какой-то массой – достойными участниками и материалом, который можно презентовать людям и даже просить за него копеечку.

Саша: Фидбек есть, и это здорово. Правда, не всегда положительный. Основная претензия – много матов. И я, если честно, присоединяюсь к этим замечаниям – ребята очень много матерятся.

Без крепкого словца вообще никак?

Вова: Необоснованный мат со сцены — это зачастую психологическая защита комика. Подсознательно ты думаешь: если будешь материться – будет смешнее. Где-то это действительно работает, где-то –нет.

Вова: Если уж зашла об этом речь, мне иногда очень стыдно за нашего зрителя. Когда идет реально хорошая и интеллектуальная шутка про религию, например, а народ молчит. А потом какой-нибудь чувак в форме бреда накидывает про гороховый суп и пердеж – зал взрывается. Как так?

Саша: Вообще про любую тему можно пошутить смешно – будь то славный парень Ник Вуйчич или какашки. То есть нравственные критерии не всегда применимы, если шутка действительно смешная.

Миша: Насколько я знаю, люди с какими-то физическими особенностями очень самоироничны.

Вова: Моя позиция – нельзя оскорблять зрителя. Можно обстебывать самого себя, брать какие-то табуированные темы, но публику трогать нельзя. Мы не имеем права оскорблять человека.

Вова: У наших комиков и про Лукашенко шутки есть. Но это не оскорбления. Все по-доброму, милый такой стеб. Есть и про Путина парочка, но они никому не интересны.

Саша: Не поедешь ведь в условный Витебск и не станешь рассказывать про то, как ты в Польшу ездишь. Нужно учитывать локальные особенности. У нас, например, любая шутка про соляру и сигаретки заходит.

Вот только время, к сожалению, все так же неумолимо – спустя несколько часов достаточно обстоятельной беседы нам приходится сворачиваться и переодеваться в «штатское». Но ребята не хотят останавливаться – последняя биноклевская запарка, предсказуемо оказавшаяся такой же душевной, как и все остальные, благодаря нашим партнерам «Белалко» (продукцию которого можно приобрести в фирменных магазинах), завершается  у «Шашлычной» около рынка, где мы и расстаемся с нашими героями. Завтра будет новый день. И новые рубрики на Бинокле’’.

Фотографии — Роман Чмель

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: