«Свадьба – праздник молодых, а не котлет», — свадебный фотограф Вера Ерёмова о тонкостях профессии

О том, сколько зарабатывают свадебные фотографы, а главное за что, ходят легенды. Вместе с «Белалко» мы затеяли душевный разговор с одной из представительниц фотоиндустрии Верой Еремовой , которая в деле уже восьмой год. Расспросили о конкуренции и денежной стороне вопроса, свадьбах в Европе и понятии «хорошая картинка», и теперь почти готовы не поддаться на шаблоны свадебных торжеств. 


ДЕНЬГИ И ЛЮДИ

Вера, на чем ты приехала на встречу? Где твой Lexus? Зарабатывая за съемку месячную зарплату белоруса, ты точно могла бы уже накопить. 

Ну, начнем опровергать легкость хлеба свадебного фотографа. Свадебный сезон включает не так много дат. В основном это субботы, реже — пятницы и воскресенья, как правило, не в пост. Горячих дат в году получается всего 7-8, когда у каждого фотографа есть работа. Фотографов много — конкуренция высокая. Помимо съемок не забывайте про встречи с клиентами, рекламу, ведение соцсетей, налоговую отчетность и обработку фото. Так что это иллюзия, что гонорар платится за работу «пощелкать и уйти». Добавьте сюда еще обновление аппаратуры и обучение, которое нельзя прекращать ни в коем случае. Стоит оно внушительно – 200-300 долларов за один мастер-класс.В Бресте есть фотографы, работа которых стоит 100 долларов в час. Что тебе нужно сделать, чтобы так поднять свою цену?

В среднем мои услуги стоят 300-350 долларов за 8 часов съемки. На выходе это более 300 обработанных фото, печать фотографий, слайд-шоу. Сколько выходит за час? (смеется) На самом деле, я не стремлюсь к тому, чтобы моя работа столько стоила. Большие деньги – большая ответственность. И надо учитывать заработок людей. Кроме того, такой ценник — это не только работа над своим мастерством, но и над своим брендом.

Как дела с конкуренцией в индустрии? Чувствуешь дыхание в спину?

С ребятами, с которыми начинали снимать, хорошие отношения. Мы встречаемся, делимся советами, бывает, оптику одалживаем. Конечно, соперничество всегда немного есть, но не жесткая конкуренция.

Фотографов просто стало много. Лет 7-8 назад, когда только пришла мода на красивые свадебные фотографии, нас было 7-15 фотографов против 70-150 сейчас.

Недавно была на открытии одной студии в Бресте и надеялась увидеть коллег, с которыми мы начинали. Там было около 20 фотографов, и я не знала почти никого.

Ты сказала про приход моды на красивые свадебные фото. Как было до этого?

Свадебная съемка раньше – это в платье в студии. С появлением цифровой фотографии добавились съемки в ЗАГСе и постановочные. Но, если разобраться, это самое скучное, что есть на свадьбе. Намного интереснее подготовка торжества, его трепетные моменты, например, когда невеста надевает свадебное платье и кто-то из родителей заходит…

Сколько я видела слез отцов при виде дочерей! Или трогательные моменты на банкете, особенные тосты, пожелания, истории. Понимание, что на свадьбе нужно снимать именно это пришло с мастер-классом Леши Усовича в Бресте лет 8 назад. С этого началось бурное развитие свадебной фотографии у нас.

Те, кто начинал тогда, создали сообщество, переправляли друг другу клиентов, много общались. Раньше никто не думал о том, что свадьба — это репортаж, история, что стоит снимать полдня или даже целый день.

Кто тогда начинал вместе с тобой?

Мы шли в свадебную фотографию просто потому, что нравилось фотографировать. Мало кто предполагал, что это станет основным заработком. Я начинала с Александром Коробовым, Славой Журавлевичем, Алёной Русакевич, Сашей Омельчуком, Николаем и Алёной Сенкевичами. Тогда же появилось сообщество Артура Якуцевича, Саши Знахарчука и Кристины Кремко – «Мангусты ТВ». Они здорово пошумели тут и потом эмигрировали в Прагу. Но начинателем репортажной свадебной фотографии в Бресте я бы назвала Артура Якуцевича. Сейчас он живет в Риме.

С развитием начали расти и наши гонорары. Также мы увидели необходимые затраты на работу: без высококачественной аппаратуры не будет хорошего результата. Нужно 3-4 разных объектива стоимостью около 1000 долларов и выше для репортажа и постановки, не считая дорогой камеры. Моя стоит 2500 долларов.

Помнишь первую свадьбу?

У меня тогда появилась камера Canon 7D. Я много фотографировала друзей, и однажды позвонил знакомый: «Ты свадьбы снимаешь? Есть 50 долларов. Снимешь?». Я решила попробовать. Переживала, конечно, но получилось неплохо. Потом было много свадеб друзей, и на них я набила руку.

С самым маленьким понятно. А самый большой гонорар за съемку?

За одну свадьбу в замке Германии мне заплатили около 900 евро. Часть из этих денег забрало агентство, с которым я сотрудничаю. Еще часть – расходы на проезд и проживание. Мне действительно везет с жильем: благодаря друзьям по всему миру я всегда нахожу, где бесплатно остановиться в Европе. По Европе снимала также в Италии, нескольких городах Германии и Праге.

Как общалась с иностранными парами и гостями?

Английский язык знали все, но на свадьбе в Германии сложно не встретить русскоязычного человека.

Cвадьбы в Европе отличаются?

В Европе свадьбы играют реже, а молодоженам чаще за 30 и у них есть дети. Если свадьба идет по городу, все улыбаются и поздравляют, хлопают. Для горожан это праздник. У нас же можно всякие взгляды словить: и платье оценивают, и симпатичность молодых, и размах.

ДЕЛО ТЕХНИКИ

Аппаратура решает?

Она важна, особенно если ты снимаешь за деньги и постоянно. Можно стартовать и с более дешевым набором, но чем сильнее техника, тем больше у тебя возможностей. Есть камеры попроще, которые дают картинку не хуже, но работают медленнее или не имеют опции записи одновременно на две карты памяти. Профессиональный фотограф должен иметь на свадьбе запасную камеру на случай поломки, причем уровнем не хуже.

Вспышки – отдельная тема. Ремонт моей потянул на 100 долларов, цена обеих в сумме – 800. Сейчас китайцы делают аналоги вспышек Canon: и отзывы хорошие, и стоят они дешевле. Также несколько раз в сезон чистить матрицу — это 10 долларов. Обрастаешь мелочью типа зарядок, аккумуляторов, карт и синхронизаторов. Все в итоге составляет внушительную цифру.

ПАРК ТЕХНИКИ (цены указаны на момент покупки)

камера Canon 5D Mark III $2500
камера Canon 5D Mark II $2000
вспышка Canon 580 $500
вспышка Canon 480 $300
объектив Canon EF 24mm $1000
объектив Canon EF 50mm $400
объектив Canon EF 85mm $400
объектив Canon EF 24-105mm $700
фоторюкзак Think Tank $200
карты памяти, аккумуляторы, синхронизаторы для вспышек и прочие мелочи $500
разгрузка («кобура») $100

итого: $8600

Сколько времени занимает обработка?

Сейчас я отдаю фото максимум через месяц после съемки. Раньше этот срок был дольше. Но конкуренция растет и срок сокращается. Обработка занимает от дня до недели. Чтобы получить хорошую серию, нужно выровнять цвет и свет, сделать ретушь. Обработав одну фотографию, можно использовать её настройки пакетно на все фото, но так или иначе каждую нужно отсмотреть и поправить нюансы. Напоминаю, речь идет о нескольких сотнях фото.

Слышала, что фотографы ненавидят обработку.

Да, многие не любят и даже нанимают обработчиков. Но это не про меня. Съемочный процесс и обработка мне нравятся одинаково. Больше напрягают другие сложности при съемке: например, неинтересные условия – неосвещенные скучные помещения (квартира, ЗАГС или ресторан). Бывает, что световик в ресторане так выставляет свет, что никуда не деться от пересвета. Это ограничивает тебя в кадрах. Но в целом обработка может дать многое.

Что же важнее: обработка или удачный кадр?

Удачно снятому кадру и сложная обработка не нужна. В фотографии больше всего решают момент и эмоция. Сейчас техника достигла такого уровня, что при умении пользоваться инструментами и настройками хорошая картинка может выйти и почти без обработки.

Хорошая картинка — это какая? Разве эпоха идеальных цветастых фотографий не уходит?

Фотография — это рисунок светом. Самое главное – это свет, и он должен падать красиво, его надо находить и уметь с ним работать. Дальше важны композиция, эмоция и плановость (когда можно рассмотреть фотографию и на разных планах свои герои, детали). Когда всё сходится, тогда в одной фотографии можно прочитать целую историю. Конечно, 500 таких фотографий со свадьбы не отдашь. Самые лучшие фото пойдут в альбом и слайд-шоу. Но остальные фото также важны: это память, люди находят свою родню, кто каким был.

Над свадебщиками шутят, будто они всегда делают несколько сотен фотографий и не могут остановиться, фотографируя абсолютно все подряд.

Так и на свадьбе постоянно что-то происходит: сборы, прогулка, каждый гость чем-то занят, и это скрыто от глаз молодых. Для чего человек снимает свадьбу? Чтобы оставить память для себя и для потомков. Мне было бы интересно увидеть свадьбу своих родителей: кто каким был, как мама надевала свадебное платье, как папа ее встретил. Есть фотографии со студии, но в них нет истории. Есть только факт.

С модой снимать истории пришла тенденция отдавать много фотографий: ты ловишь мелочи, взгляды, жесты. Классно, когда отдаешь фото, а молодожены удивляются, сколько всего происходило. Ведь на них лежит много организационных моментов и часть празднества они не видят.

Долго ли ты хранишь фотографии?

Храню фотографии со всех свадеб, которые я когда-либо сняла, а это около 200 свадеб за 7 лет. Пару раз бывало, когда писали клиенты, что сгорел винчестер, и просили дубликат. Это еще один аргумент делать фотоальбомы, а то печатная фотография совсем обесценилась. Знаю людей, которые даже делают книги со всех путешествий, чтобы они хранились на память.

ФОТО ДЛЯ ЛЮДЕЙ ИЛИ ЛЮДИ ДЛЯ ФОТО

Свадебный фотограф – это про творчество или про фото-конвейер?

Каждый сам для себя определяет такие понятия. Просматриваю сайты и понимаю, что некоторые фотографы — немного эгоисты. Они приходят на свадьбу и в погоне за красивым кадром и творческими амбициями могут упустить суть. На свадьбе есть моменты, которые нельзя пропустить.

Для меня это прежде всего работа. Первоочередная задача — снять результат для людей, а не для портфолио.

Хорошие кадры для людей и для портфолио – разные вещи?

Бывает, что так. Заказчик не все может заметить и оценить. Ему больше всех важен он сам на фото, гости. Оценка фотографии во много зависит от вкуса человека: кто-то понимает больше, кто-то — меньше. Когда я отбирала фото для выставки и просила друзей помочь выбрать, то заметила: я смотрю как фотограф, а они – как клиент. Мнения очень разнились. Есть спорные фотографии, про которые я говорю «Вау!», а человек не видит ничего особенного.

Нужно находить компромисс между творчеством и коммерцией, как и делает большинство свадебщиков. Потому что у них чаще всего фотография – это единственный способ заработка, и на другое времени не остается. Для того, чтобы у тебя оказались заняты те самые топовые даты, нужно работать в остальное время: вести соцсети, запускать рекламу, общаться с клиентами.

Когда мы начинали, у нас не было никакого понятия о маркетинге и рекламе. Было достаточно просто хорошо снимать. А сейчас свадебная фотография пережила бурную революцию. Появились фотографы, которые научились снимать, ловить свет и делать это хорошо, съездили на мастер-классы, даже нашли свой стиль. Как правило, клиент не видит разницы между опытным и неопытным фотографом.

А какая разница?

Опыт – это когда ты точно знаешь, что, где и когда будет происходить, с какого ракурса нужно снять, где нужно быть.  Например, не нужно снимать, как молодые расписываются, зато лучше снимать растроганных родителей.

Неопытный фотограф большинство съемки зациклит на женихе с невестой. И фотографии могут быть даже красивее, но история – скучнее. Также у начинающего нет такого парка оптики: сменить объективы для разных съемок он не сможет. Это скажется на всём фотосюжете однообразием.

Фотограф – человек, который проводит с парой весь день. И за этот день всякое может случиться: от поломки фотоаппарата до слез невесты.  Нужно уметь включаться, подбадривать, решать. Однажды я даже накладывала шину: у девушки был перелом со смещением.

На встрече нужно уделить внимание макияжу невесты, расстановке декора на локации, съездить проверить свет. Фотограф заботится о картинке, и у опытного всегда будут советы, как лучше организовать день или пространство. Все подрядчики на свадьбе знают досконально только ту часть торжества, на которой присутствуют. Фотограф знает нюансы в каждой.

Как ты работаешь с теми, кто зажат на фото? Представим, что ребята хотят фотографий, но скованы позировать.  

Такие нюансы мы всегда обсуждаем. Если пара не любит фотографироваться, мы не будем уделять много времени постановке. Я никогда не попрошу делать то, что людям чуждо. Мне помогает психологическое образование в том, чтобы расположить людей к себе, раскрепостить. У меня на сайте есть отзыв одной невесты из Праги, где она рассказывает, как жених не любил фотографироваться и при этом сколько живых фотографий они получили.

Умение общаться для фотографа не менее важно, чем умение снимать. Не представляю, как замкнутый молчаливый фотограф может сделать какую-то историю. Он же все время должен взаимодействовать, общаться.

Бывало ли, что приходилось отказывать клиентам?

На встречах обычно становится понятно, подходим мы друг другу или нет. Были ребята, которых я не очень хотела снимать, переживала за свадьбу, хотя они очень настаивали, чтобы фотографировала именно я. Я согласилась работать – предложили хороший гонорар. В итоге мне удалось найти к ним подход и выполнить работу. Клиенты были очень довольны результатом. Правда, знаю истории, когда фотографы, будучи заведомо не очень уверенными, берутся за съемку, а потом все же возникают разногласия.

ТАМАДА ВЕСЕЛЫЙ И КОНКУРСЫ ХОРОШИЕ

Свадьбы не надоедают? Однотипность сценария торжества, конкурсы, пиршество…

Свадьбы люблю за новые знакомства и все эти эмоции каждый раз. Я люблю свою работу, и участие в торжестве – её часть. А не люблю я другое – продавать себя: придумывать тексты, уловки. Сейчас фотограф — не только фотограф, но также продажник, предприниматель, бухгалтер и SMM-щик. Но, если хочешь остаться в профессии, надо жить по законам рынка. 

Какая свадьба запомнилась больше всего?

Свадьба запоминается людьми, которые относятся к тебе как к гостю и полноценному участнику торжества. Хотя я понимаю, что моя роль – обслуживать праздник наравне с остальным персоналом.

Замечала ли свадьбы не по любви?

Присматриваюсь к «своим» парам, что этих людей связывает. Думаю о том, что ждет эту пару, какие брачные ожидания у обоих, совпадают ли они. У меня было 2 случая, когда пары разводились, не успев получить фотографии. Одни ребята, к сожалению, даже не оплатили работу. Поэтому фотографы, наученные подобным горьким опытом, остаток денег после аванса забирают по окончании свадьбы.

Кого-то встречала через годы и узнавала, что у них дети и они счастливы, хотя на торжестве пара могла показаться холодной в отношении друг к другу, сдержанной. Люди, которые женятся не по любви, а с какими-то другими целями, наверное, пышной свадьбы не затевают и не самого дешевого фотографа не зовут. Самая странная свадьба — когда меня попросили фотографировать, кто какой дарил конверт. Знаю, что потом пара скоро развелась.

На работу одеваешься как обычно или есть наряд?

Свитеров себе не позволяю. Обычно предпочитаю рубашку, джинсы, кеды или туфли. Я же иду на праздник, и я его часть.

Назовешь издержки профессии?

Люди думают, что я всегда с фотоаппаратом и, вероятно, буду снимать встречу или мероприятие. Очень удивляются, что нет.

И, как ни странно, это тяжелая работа физически. От фотоаппарата устают руки, спина, шея. Мне пришлось даже купить так называемую «кобуру», иначе говоря — шлейку-разгрузку, на которую можно крепить одну или две камеры.

Что не нравится в наших свадьбах? Учитывая, сколько свадеб ты посетила, какой будет твоя? Соберешь идеальный пакет свадебных услуг из того, что видела?

Однотипность и предсказуемость присутствуют, конечно. Но это больше вопрос к традициям и организаторам. Первое, что мне в корне не нравится, — это первостепенная задача всех накормить. Вместо отдыха и торжества мамы и папы носятся с алкоголем и нарезкой, забывая, что свадьба – это праздник молодых, а не котлет.

Поэтому я рекомендую на еде сэкономить и нанять свадебного распорядителя, который займется всеми вопросами и даст вам отдыхать.

Становится популярным формат, когда ребята отдельно отмечают свадьбу с душевной посиделкой с родителями, а потом отдельно гудят с друзьями. Когда закатывают празднества на сотню гостей, пара толком не успевает ни с кем общаться, гости разбиваются на кучки. Ребята, которых я снимала в Италии, позвали на свадьбу только родителей и друзей, поэтому даже сами её вели — представляли гостей, знакомили семьи, благодарили. Вышло очень трогательно.

Или взять ритуалы, которые выполняются номинально, без осмысления. Например, выкуп невесты. Преимущественно из подъезда. Раньше это была часть обряда, а сейчас люди, бывает, живут по несколько лет вместе. Уместно ли изображать этот выкуп? Я за осмысленность и верность традициям со знанием дела, а не фиктивно и спрашивая по сторонам у фотографа, оператора и бабушек: «Что теперь?».

Поэтому моя свадьба будет без ЗАГСа (с обязательной выездной росписью в красивом месте), выкупа, без утомительной постановочной фотосессии и без пяти горячих блюд.

Фотографии: Роман Чмель, Вера Еремова

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: