Бинокль” продолжает своё странствование по hand-made мастерским города: на этот раз мы попали в гости кукольному мастеру Жене Онискевич, которая смогла превратить красивый творческий процесс в реальный заработок. О секретах производства, главных клиентах и о том, как начать делать авторские куклы с нуля, — читайте ниже.
Старт
После окончания университета и устройства на работу у меня появилось достаточно свободного времени, которое хотелось заполнить. Меня всегда тянуло к творчеству: много всего читала и смотрела, но сама никогда не пробовала.
Как-то раз я наткнулась на картины украинской художницы Евгении Гапчинской — девушки, ставшей известной благодаря своим картинам с изображениями ангелов. Я нарисовала подобных и подарила их родителям. С них всё и началось.
У меня нет художественного образования, но ещё во время обучения на биологическом факультете я много рисовала: мы делали альбомы, где изображали различных насекомых. До сих пор помню случай, когда мой преподаватель не хотел ставить хорошую оценку. Не верил в то, что это мои работы. Мне стало обидно. Я села и два часа рисовала стрекозу прямо при нём.
Следующим этапом стали большеголовые куклы из текстиля. В этот момент я «по уши влезла» в кукольную тему. Тогда узнала и о коллекционерах, и о стоимости самих кукол. Стало интересно.
Первое время все мои работы были подарками. Знакомые шутили, что я всех захламлю. А потом начали поступать заказы. Тогда я подумала: почему бы и нет?
Так, с 2011 года несколько лет подряд я занималась исключительно текстильными куклами, но потом я познакомилась с неограниченными возможностями глины — пластикой и формами.Первую куклу я слепила спустя четыре года. Это была Коко Шанель, и рядом с ней арфистка внушительных форм. С ними я поехала на первую выставку в Минске. С тех пор занимаюсь только куклами.
Раньше я лепила кукол из запекаемой глины: по консистенции — как пластилин (до тех пор, пока не подвергнешь термообработке). Но меня пугала токсичность компонентов при запекании, и я начала использовать самозастывающую глину, которая больше похожа на гипс.
Училась методом проб и ошибок: что-то портилось, что-то не получалось, зато с этим приходил опыт. Всему научилась благодаря интернету: различные видео мастер-классов и советы мастеров. Конечно, есть платные мастер-классы прямо в интернете. Но учиться у известных мастеров слишком затратно. Плюс нужно выделять время на поездки, так как в Беларуси подобное обучение мало где практикуется. Потому я так и не посетила ни одного платного мастер-класса.
Многие мастера публикуют фото и видео «закулисья». Их особенно люблю: там много чего можно подсмотреть для себя. Потому сама серьёзно отношусь к тому, что выставляю: не выдавать же свои фишки.
Полтора года назад я ушла с работы, но не из-за того, что не могла совмещать хобби и работу. Ребёнок не смог ходить в детский сад.
С лета, кроме авторских кукол, я также занимаюсь и переделыванием фабричных кукол — репейтингом. Получается кукла ООАК — «единственная в своём роде». Полное изменение куклы включает в себя коррекцию лица и перерисовку, перепрошивку волос, изменение тела.
Технология
Самое сложное — придумать образ. Как правило, то, что я представлю вначале, по итогу выглядит иначе.
Репейтинг куклы начинается с того, что убираются все ненужные швы, молдированные трусы, гравировки, заклеиваются ненужные отверстия. После шлифовки дремелем кожа куклы становится матовой, будто она фарфоровая. Затем срезаются заводские волосы, снимается макияж. Далее — ремолд (меняем скульптуру лица с помощью резьбы): срезаю выпуклые губы и глаза и создаю новые черты лица.
Резину тяжело шлифовать. К тому же я часто переживаю, когда работаю в зоне глаз: резина тоньше — можно повредить куклу. Никто не знает, сколько резины было залито при литье, потому особенно страшно, когда работаешь с дорогостоящими куклами. У меня подобное не происходило, но многим мастерам о горьком опыте постоянно напоминают испорченные кукольные головы.
Когда все ненужное срезано, я прошиваю волосы. Это важно сделать сразу, чтобы в дальнейшем не испортить роспись куклы. Перепрошивка волос занимает много времени (примерно 3-4 дня): я срезаю заводские волосы и с помощью иголки вручную вшиваю волосы по пряди. Но есть альтернатива — парик, который приклеивается по окончании работы над куклой.
Затем послойно расписывается тело (блашинг), причём каждый из слоев фиксируется. Чем меньше слоев, тем лучше. Я начинала с пяти слоёв, сейчас — максимум три. Рисую всё: и маникюр, и педикюр, и различные «интимные подробности».
Некоторые мастера расписывают только лицо, чтобы переодевать куклу, устраивать фотосессии и не портить при этом роспись. Кстати, мои куклы в таких откровенных нарядах, чтобы продемонстрировать блашинг: зачем прятать то, что нарисовал?
Например, эта кукла сделана для девушки, которая поставит ее в офисе, потому планировалось сделать более скромный наряд. Но потом мы убедились с заказчицей в том, что обнажённой она выглядит гораздо лучше. Пошёл наряд, а за ним всё остальное. Атрибуты сделаны из глины.
После росписи я держу куклу только в перчатках, чтобы кожное сало не оставалось на кукле. Кстати, коллекционеры трогают дорогостоящие куклы только в перчатках: такие вещи не предназначены для игры.
В самом конце происходит фейс-ап — роспись лица. Меня часто спрашивают, почему все мои куклы такие веснушчатые. А я не люблю идеальных кукол. Они должны быть с человеческими изъянами. Я давно мечтала сделать куклу с гетерохромией, а недавно получила заказ на портретную куклу как раз с такой особенностью.
Вся переделка занимает примерно неделю времени. Авторскую куклу можно делать месяц-полтора с нуля: начиная с кусочка глины. Но над одной из авторских кукол я работала два месяца. Больше всего времени ушло на наряд: платье в лепестках я делала три недели. Так я готовилась к совместному проекту «Шёпот роз» с дизайнером Екатериной Протасевич в рамках Недели моды в Москве. Дизайнер готовила коллекцию, а я — кукол, которых модели несли в руках во время показа.
Вдохновение
На куклах я «отрываюсь». На них можно воплотить и свои нереализованные идеи. Я мечтала сделать татуировку, но до сих пор не придумала, какую и где. Зато уже две куклы имеют на теле такую особенность.
Не так давно я сделала куклу-мумию, вдохновившись образом из фильма «Мумия». Даже соорудила ей саркофаг. А последнее время задумываюсь о том, чтобы смастерить куклу со вскрытым черепом по мотивам фильма «Ганнибал».
Есть в планах и куклы-мужчины: уже жду исходник из «Ever After High». Мне интересно, ведь я до этого ещё никогда не делала мужское лицо. Боюсь, что оно получится женоподобным.
Инструменты и материалы
Стоимость базовой куклы (заводской) для репейтинга тоже не из низких: работаю с модельным рядом «Monster High» и «Ever After High» компании «Mattel». Иногда создаётся впечатление, что компания выпускает этих «страшилок» для кукольников, которые их исправят. Но раньше я про них даже не знала. Взяла в оборот из-за их тел: мне понравились грация и искаженные пропорции (большая голова по сравнению с маленьким хрупким телом). У той же куклы «Barbie» более реалистичная фигура.
В наших магазинах куклы «Monster High» и «Ever After High» стоят 80-90 рублей. А есть такие же заводские куклы, которые имеют стоимость от 100 до 200 долларов только из-за того, что они уже не выпускаются. Такие ценятся коллекционерами.
Это кукла BJD (англ. ball-jointed doll) с соединением на шарнирах. Это даёт ей особенную подвижность. Они бывают из глины, фарфора, литьевые. Эта — из полиуретана. Моя кукла — реплика: отлита по оригиналу. Стоимость такой — до ста долларов (без стокового аутфита). Фулл-сет (полный набор) рекаста — до двухсот долларов. Такие оригинальные куклы (нюд) обойдутся в 400 долларов и больше, а фулл-сет будет стоить примерно две тысячи долларов.
Честно сказать, я не вижу особой разницы между хорошо обработанной рекаст-куклой и оригинальной. Единственное, что оригинал лучше отлит, но это я могу исправить и сама за день.
У меня есть человек, который помогает искать эти куклы со стоимостью пониже по всему миру. Так, первую такую куклу я купила за 40 долларов, вторую — за 60, последняя обошлась мне в 80 долларов. При этом все они абсолютно одинаковые.
Материалы тут не купишь: даже нет глины, из которой я леплю. Пробовала глину той же стоимости в наших магазинах рукоделия — растрескивается.
Я никогда не работала и не буду работать с искусственными волосами. Заказываю волосы американской ангорской козы. Раньше мне везли их из США, но они были неочищенные. В последнее время беру их в России: они не пахнут, не жирные, потому работы стало чуть меньше. Приобретаю волосы (отмытые от продуктов жизнедеятельности животного), вычёсываю их, крашу самостоятельно.
Есть мастера, которые занимаются только волосами: проделывают все эти процедуры и продают. Я занимаюсь волосами самостоятельно, чтобы удешевить производство для себя, но включаю эту сумму в стоимость куклы.
Это занятие финансово затратное, особенно когда достигаешь достойного уровня. Например, я не рисую дешёвыми красками — вижу разницу. Коробочка акварельных красок стоит 50-60 рублей, но хватает её надолго. Выбираю и хорошую сухую пастель: 3 рубля за карандаш. Конечно, можно купить бюджетный набор, но при растушёвке создаётся совсем не тот эффект. Акрилом я не рисую: он создаёт плёнку на резиновой голове куклы.
При репейтинге (перерисовке) я использую специальный лак для закрепления краски. У кукол резиновая голова, краску на которой нельзя фиксировать любым другим лаком: появляется липкость.
Этот специальный лак производится в Китае и стоит 25 долларов. Его нельзя пересылать почтой, так как он взрывоопасен. Аналогов ему нет. Лака хватает на нескольких кукол с учётом, если покрывается только голова куклы. Но я и не делала ещё ни одной без росписи тела. Иначе не интересно.
Дело остаётся за одеждой: её шью, но делать это не очень люблю. Есть мастера, занимающиеся аутфитом — пошивом одежды для кукол.
Последний пункт — фото. Мне льстит, когда многие люди говорят, что в жизни куклы выглядят лучше.
Клиенты
Мои куклы «живут» в Беларуси, России, Украине, Польше, США, Германии и Италии. Последний заказ отправится на восток России — в Южно-Сахалинск. В общем числе я сделала около ста кукол.
Репейтингом занимаются повсеместно: в России и Украине есть мастера, к которым люди в очередь записываются ради перерисовки, несмотря на дороговизну. Так, базовая кукла стоит примерно 270-300 долларов. А те, кто знает о существовании Беларуси, тут и заказывают: у нас подобное искусство в зачаточном виде, потому стоимость не может быть высокой.
Надо мелькать в интернете, чтобы были заказы. Изначально моей торговой площадкой стали Одноклассники. Сейчас же основные продажи идут с Instagram. Но есть коллекционеры, которые купят куклу только после того, как увидят её вживую.
Главная аудитория — девушки и женщины, которые либо «недоиграли» в детстве, либо попросту любят кукол. Клиенты репейт-кукол и авторских отличаются: вторых приобретают в основном коллекционеры. Есть и такие коллекционеры, которые сами мастерят кукол и оставляют их себе.
У меня не было ни одного клиента-мужчины, но, когда я ищу клиентуру, замечаю, что репейт «Monster High» особенно любят парни. Перехожу в их профили и вижу, что они устраивают им фотосессии и делают совместные снимки с куклами. Конечно, это не самое плохое, что может быть, но выглядит как минимум забавно.
Бывали случаи, когда я отказывала клиентам. Один раз авторскую куклу хотели заказать ради игры для ребёнка. Мне знакомые говорили: «А какая тебе разница? Сделала, взяла оплату — и всё». Но это не в моей «концепции»: ради чего вкладывать столько сил? В таком случае клиенту лучше купить хорошую игровую куклу.
Я не люблю работы под заказ, потому что часто диктуются условия, которые не сходятся с моим видением. Но в том случае, если мне предоставляют свободу, всё получается.
К тому же клиенты чаще всего выбирают понравившуюся куклу и просят её повторить. Мне же уже не интересно делать копию. Без ложной скромности скажу, что каждая моя работа лучше предыдущей. Зачем останавливаться на кукле, которую я делала три года назад?
Заработок
Стоимость готовой репейт примерно 250 рублей, но важно понимать, что сумма напрямую зависит от базовой куклы, затраченных материала и времени.
Если говорить об авторских куклах (созданных с нуля), то они действительно дорогостоящие: кукла одной мастерицы была продана на специализированном сайте за 74 тысячи долларов.
Трижды я принимала участие в международных выставках «Панна Doll’я», организатором которых выступала известная беларуская кукольница Надежда Цигановская. Посещала и различные местные выставки-ярмарки, но это совсем другое: что-то вроде корпоратива. Как правило, я не выставляюсь на них с куклами: готовлю мелкие интерьерные штучки вроде злых ёлок, мандрагор.
Но как-то раз я взяла на местную выставку-ярмарку свою авторскую куклу-пастушку, чтобы выгулять её, не надеясь на то, что кто-то её купит. Спустя десять минут после начала ярмарки эту куклу забрали, даже и показать её никому не успела.
У меня есть мечта: стать участницей выставки в Нью-Йорке. Для этого нужно выслать куклу, оплатить участие и записаться. По моей просьбе узнавали в Америке подробности. Оказалось, что списки участников сформированы уже на полтора года вперед. К тому же это значит, что нужно делать куклы «в шкаф».
Фотографии — Роман Чмель, Михаил Бондаренко, Павел Устюжанин.
Для отправки комментария необходимо войти на сайт.