Быть мамой – счастье. Но не только. Материнство — как блаженное клише, так и трудности. За материнством становится невидимой женщина, а также ее потребности как человека, не как родителя. Но она не имеет общественного права высказывать недовольство или сожаление. Ведь, раз ты мать – всё у тебя хорошо, твоя цель выполнена. Но родить – это еще не всё.
Так вкратце звучит концепт грядущей выставки «Mater Materia: Материнство в современном искусстве» в «Прасторе КХ», в этот раз привезенной не цельным проектом на «гастроли», а с нуля зародившейся здесь, в Бресте. Куратор выставки Лизавета Михальчук рассказала нам о темной стороне материнства, которую проживают многие, но не молчат – единицы.
Открытие выставки — 19 апреля в 19:00.
Место — «Прастора КХ». Выставка продлится с 19 апреля по 13 мая. На открытие — вход бесплатный, в остальные дни — 2 рубля.
Как куратор, Лиза дирижирует все партии в подготовке выставки: от концепции до подбора художников, логистики и монтажа. Выставка запланирована не как одноразовая, а как выставочный проект, с разветвлениями по тематике. В этой экспозиции будут представлены 9 художниц. Все работают в разных техниках, и работы очень разнятся по воплощению. Как каждая из участниц видит материнство, как расставляет акценты, как отображает проживание такого этапа и насколько это может быть созвучно с переживаниями зрителя – в нашей беседе.
Лиза, почему возникла такая тема? Это отражение личной истории?
Да, это моя тема. Моему сыну 3,5 года, и я только-только начинаю выходить из этого «жэстачайшэга» материнства. Это тебя поглощает: как мать, ты попадаешь в другой мир – и свой внутренний другой мир, и в в абсолютно другое социальное пространство. Ты сталкиваешься с кучей вещей, которые требуют осмысления: например, чувство вины и ответственности за ребенка, которые общество взращивает в женщинах. Как ты его выносила и родила, его здоровье, ум и красота – требования к женщине. Если ребенок вдруг не красив, не умен, не воспитан и делает плохие вещи — крайней в этой ситуации оказывается женщина.
У нас возведена в абсолют привычка говорить о материнстве как о чем-то только прекрасном. А для многих материнство – это очень стремная вещь. Каждая женщина (вне зависимости от того, мама она или нет) задумывается над этой темой. Мне кажется, это такой глобальный конструкт в жизни женщины, что миновать его в творчестве невозможно. Как можно продолжать рисовать цветочки и закаты, не осмыслив трансформацию, которая произошла с твоими психикой и физиологией? Удивительно, что художницы практически не работают с этой темой. Можно сказать, только начинают пробиваться.
То есть суть выставки – показать через художниц, о чем молчат женщины, познавшие материнство?
Искусство — это способ пережить и рассказать о множестве страхов, которые появляются и с которыми приходится жить, как с камнем: внутри очень много смешанных чувств, когда понимаешь, что ты и любишь этого человека, рожденного тобой, и в то же время пожертвовала своей жизнью ради него. Тем же, кто не родил ребенка, в один момент все начинают задавать вопрос: «А когда?». То есть это считается фактором полноценности женщины, ее реализованности. Считается, что если нет детей, то кривая, косая или больная — что-то не то.
Здесь много аспектов. Тема обширная. В этой выставке хотелось бы вернуться к матери, как к женщине. Когда она рожает ребенка, то собой быть перестает – становится матерью. И дальше она реализуется и оценивается через своего ребенка, заботу о нем, его успехи и неудачи. Мой интерес — посмотреть, немного абстрагировавшись от ребенка.
Женщине нужно позволить быть собой в ее материнстве. Недовольство, усталость и раздраженность — это естественно. Женщине не надо молчать и опасаться об этом сказать, потому что её не так оценят, скажут, что плохая мать. В выставке хочу создать в образе материнства панорамность: оно бывает и такое, и сякое, и к этому всему нужно быть готовым.
Нормальная семья сейчас – это женщина, ребенок и кто-то еще: муж, бабушка, ухажер, друг женщины. Благодаря феминизации женщины стали самодостаточными и способными зарабатывать, обеспечивать себя. У этого в наших широтах появилась обратная сторона – мужчине оставить женщину с ребенком не так страшно, как раньше: не стыдно, по миру не пойдет.
Уникальную связь матери и ребенка нельзя отрицать, как и чувство долга, и счастье материнства. Разве это не норма?
Конечно, норма. Выставка для того, чтобы каждая выразилась, как она хочет, избегая стереотипности и клишированности образов. Это вовсе не отменяет ни долга, ни счастья. Всё идет вместе. Найти однозначных ответов нельзя. Искусство — хороший способ поговорить о материнстве. Не прямо, не декларативно, а подразумевая какой-то вопрос. А дальше ты ищешь ответ для себя.
Ты с ребенком разговариваешь и говоришь: «Мама принесет покушать». То есть говоришь о себе в третьем лице, как о другом человеке. Или происходит склейка – когда, что ни сделали, всё «мы»: мы покакали, мы поели. Считается нормальным к тебе обращаться «мамочка» или «мамаша», то есть ты перестаешь быть женщиной или девушкой по имени, тебя маркируют.
Как выставка может помочь тем, кто переживает схожие состояния?
Это самовыражение художниц. Каждая берет тот аспект, который интересен ей. Это не «социальщина», а рефлексия. В ней можно узнать себя, почувствовать, что твой опыт негативный и позитивный, и это естественно. Может, кто-то увидит в образах свои переживания или катарсическое разрешение вопросов.
Расскажи про художниц, которые будут представлены на выставке.
Моя подруга Антонина Слободчикова, чудесная выдающаяся молодая белорусская художница, своими работами натолкнула на мысль о такой выставке. Мы познакомились 10 лет назад. Тогда её дочке было 3 года. И Тоня переживала очень серьезные изменения, связанные с появлением ребенка. Тогда же она начала работать с этой темой в искусстве. Для меня было удивительно, как она себе помогала, проговаривая через картины потерю личности, страх за потерю ребенка, его судьбу.
Будут вышитые хоругви Анны Бунделевой – огромные бархатные вышитые полотнища, посвященные генетической памяти женского тела. Это использование традиционных женских техник вышивания. На них изображены женские тела, разложенные на органы (в том числе репродуктивные). Наглядно о том, из чего складывается женская суть.
«Мадонна с младенцем» художницы из Кобрина Валентины Шохалевич. Она самая старшая из участниц, учившаяся в Питере. Работает с наивным авангардом. Я решила: если буду брать Мадонну (а нужно взять, потому что это архетип), то образ возьму не приторный, не слащавый.
Будет Леся Пчелка, которая работает с архивными фотографиями. У нее есть проект, где она работает с восстановлением рода, — коллаж «Девичья фамилия». Это старые архивные фотографии ее родственниц по материнской линии, на которых она вышила девичьи фамилии. Это актуально и по-новому: мы, живя не в такое патриархальное время, как раньше, до сих пор наделяем ребенка фамилией мужа, и это не обсуждаемая тема. Бывают и такие семьи – бабушка, мама и ребенок. У троих разные фамилии (при этом мужчин, которые с ними не живут). Бывает, что женщина разводится, десятилетиями живет под фамилией мужа и не задумывается, что это её родовая память, часть идентичности. Это традиция, как и отчество: ребенок будет носить его всю жизнь, хотя степень вовлеченности отца в жизни ребенка бывает минимальной.
Также будет серия фотографий Юлии Назаровой о материнской схеме, где её дочка бессознательно и с удовольствием копирует поведение матери: маленькая девочка во взрослых позах, взрослой одежде, с куклами. Странное ощущение, когда материнство как будто прорастает из глубины. Смотришь и не понимаешь: это действительно суть и предназначение или прессинг социальных шаблонов действует с самого детства.
Тебе не кажется, что изначально задан мрачный вектор, удручающий?
Это естественный ход вещей. Ничего не поделать. Материнство — попсовая тема. У всех у нас есть мама и отношения с ней. Мне бы хотелось придать этому понятию объем, раскачать шаблоны. Напомнить о праве быть недовольной или уставшей, и при этом, чтобы тебя никто не осудил, не давил хорошими картинками.
Мало того, что ты в состоянии стресса, потому что ты потерял себя, так еще и надо делать вид, что все круто и даже круче (ведь у тебя теперь есть прекрасный малыш). Заметьте, как все пекутся о здоровье женщины, когда она беременна, и как это заканчивается, переключается на ребенка после родов. И в этом всем нужно не сойти с ума. Не зря истерия – женская болезнь. Должно стать понятно, что об этом можно говорить. Мы не указываем, что говорить. Цель искусства – натолкнуть на вопрос, развить общественную дискуссию.
Фотографии — Роман Чмель
Для отправки комментария необходимо войти на сайт.