Анархистам — «Папяроску», патриотам — «Родны край». Репортаж с концерта Brutto

Вчера Brutto раздали всем по потребностям, не попросив возможностей взамен. ДК профсоюзов выдержал музыкально-революционный угар, который обошелся без жертв и репрессий. О том, как говорить на языке силы при помощи пацифизма и добра, — в нашем репортаже. 


Brutto — народный коллектив, где простое человеческое начинается с лирики и заканчивается делом. Главный враг — системный конформист и обыватель в трещащем по швам двубортном костюме. Неудивительно, что мироточащий лозунг «Soyez réalistes demandez l’impossible», который лечит человечество с мая 1968 года, жив по сей день. Взяв его за основу, Brutto сколотили свой собственный мир с лирическим героем, сопротивлением и проблемами маленького человека, не перестающего быть идеалистом.

Именно ему и посвящена песня-старт всех выступлений группы. «Ты — человек» — не просто один из девизов Капитана Очевидность. Здесь играет напоминание в виде несложных пасхалок про «огонь Прометея в груди» и «раскрытие Рериховских узоров». Задача поставлена несложная — не спускать жизнь по канализационной трубе стабильно-монотонной жизни.

Brutto — хорошие мотиваторы, задающие темп с пол-оборота. Казалось бы, ДК профсоюзов — what the fuck? Сидячие места — что дальше? Беруши и театральные бинокли на входе, цветы артисту из зала? Однако никто даже и не думал соблюдать условности в виде указанных в билетах местах. Как только заиграл «Underdog», стало окончательно ясно, что ДК не помеха, а даже неплохая локация для протестного сторителлинга коллектива. Андердог, выросший в 90-х на заброшенных панельных островах небольшого райцентра, лучше вписывается в контекст ДК, чем Ледового Дворца.

В последний город тура Brutto приехали свежими, бодрыми и работающими на публику с максимальной отдачей и минимальной коммуникацией. Кто был на Ляписе-98 осенью и сейчас на Brutto — может вспомнить, насколько отличалась атмосфера. На концертах первых Михалок говорил много, мудро, с высоты прожитых лет и канонов пост-иронии. В Brutto он собран, серьезен, разгоняет протест-паровоз со скоростью маглева. Публика это чувствует и принимает каждую песню, будто горячий чай в старых добрых подстаканниках: c восторгом, бодростью и юношеским запалом.

Последнее — не следствие возраста слушателей, а наоборот. Группа взрослеет, вместе с ней и поклонники. На концерте можно было заметить целую радугу поколений. Девочка, которая восхищенно оглядывается на папу, школьники, делающие довольные селфи на фоне музыкантов, и просто «человеки», вырвавшиеся из плена трудовых будней.

Такую палитру можно оправдывать универсальной программой и нашим, и вашим: «Ляписы» — ветеранам, «Brutto» — молодым». Однако нам кажется, что это было обусловлено новым альбомом, концертную презентацию которого музыканты привезли в Брест без малого через год. Несмотря на наличие знакомых песен, он смотрится как самый зрелый, насыщенный и плотный альбом группы.

Концертный переход к нему был нарастающим. Михалок и команда знают, как работать с трек-листом. В этом плане Brutto — адепты нуара: ты не знаешь, какой трек будет следующим и когда же кульминация. «Воины света» логично заняли ее место и позволили перейти к последнему полноформатнику. Заглавная с альбома «Рокі» сразу дала понять: халтурить, притопывая ножкой, не получится — надо пускаться в пляс.

Один из секретов успеха нового альбома Brutto — крайне удачная коллаборация с Сергеем Жаданом, знаменитым украинским прозаиком и поэтом. Это человек, который чувствует эпоху на вкус и перемалывает ее через колкие метафоры и афоризмы. Левая направленность лирики позволяет наиболее точно задевать нерв слушателя и доносить до него правильные вещи. «Папяроска», «Середні вiки», «Рокі», «Саботаж» — дело его рук, в двух случаях доведенное до филигранного беларуского звучания при помощи Андрея Хадановича.

Благодаря в том числе Жадану альбом стал концептуальным, взрослым, а музыканты — еще более самодостаточными. Например, прозвучавший шикарный кавер на «Cambodia» Kim Wilde в исполнении Лэфта — яркое тому подтверждение. Синт-звучание клавиш, высокий голос гитариста плюс трубы: порванный от восторга и криков кадык обеспечен.

 

Говорить о живой составляющей Brutto — как вызывать отличника к доске: результат с положительным финалом предсказуем. Музыкантов нельзя упрекнуть: над звуком они работают, перед концертами распеваются, а свет, визуал и всех спецов привозят с собой. Имея отличную физическую форму, Brutto не застанешь с отдышкой и ингалятором в руке. Они хоть и исповедуют тропы панк-рока, но делают это по завещанию дедушки Яна Маккея, а не Джей Джей Аллена.

Отрубить практически два часа, а после выйти на бис — для них раз плюнуть. Брест не стал исключением, и после призывной «Убей раба» музыканты вернулись с пост-ироничным «Мячом». В отличие от прошлогоднего концерта, этот закончился живым исполнением самой доброй и утопичной песни «Просперо». «Годзе» на стихи Янки Купалы была оставлена в качестве прощальной композиции. Кто-то подпевал, кто-то собирался домой.

Brutto в очередной раз продемонстрировали свой запал, фитиля которого хватит еще надолго. Не изобретая велосипед, они смогли собрать конструктор из идей, близких поколению десятых. Протест для них — это не всегда о государстве и власть имущих структурах. Убить раба внутри себя порой куда тяжелее, чем стихийно выйти с толпой на площадь. Строчки из «Просперо» не случайны. «Кто долго сидел в темнице, тот больше ценит свободу» — как раз про это. Главная задача — выпустить наружу собственного графа Монте-Кристо. Brutto это удается с каждым концертом. Теперь дело за нами.

 

Фото — Роман Чмель

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: