О «Цельсии», театре кукол и архитектурной неграмотности. Интервью с архитектором и дизайнером Олегом Богданом

Про архитекторов можно говорить, как про касту в лучшем смысле слова: особенные, немного своенравные и недоступные. Каждый решает прийти в профессию из-за своих амбиций, и, пока притирается к ней, щелкает проекты один за другим (от дерева в интерьере до городских районов), формируя свой почерк и подход к делу. Чем один лучше другого? Кто подойдет для вашего проекта?


Сегодня мы беседуем с Олегом Богданом, который запускает архитектурное бюро в Бресте. В разговоре коснулись не только частных заказов «о земном» (с кухнями и люстрами), но и городского пространства, архитектурной грамотности – об этом Олег рассуждает смело и уверенно, из опыта.

Как ты пришел в архитектуру? Всегда хотел проектировать?

Я всегда лепил из пластилина, глины и склонялся как раз к скульптуре. Но подумал, что, отучившись, в эту сферу просто не смогу вклиниться — хлебные места давно разобраны более опытными и маститыми скульпторами.

Решение связать свою жизнь именно с архитектурой я принял буквально за полгода до поступления. Просто внезапно осознал: пора бы определиться. Ведь одногодки уже не один месяц корпели с репетиторами, а родители некоторых ещё со школы определяли, куда пойдут их дети. Мои же давления на меня не оказывали и были готовы поддержать абсолютно любой вариант.

К поступлению всего за 2 месяца меня подготовила Гайдукович Оксана Михайловна (заслуженный художник трёх академий). Это мастер своего дела и преподаватель с именем — проходимость её воспитанников в архитектурные ВУЗы Варшавы, Минска, Познани и других городов составляет 100%. Большинство её учеников поступает в архитектурные академии, а я решил остаться в Бресте — архитектурная школа в БрГТУ, на мой взгляд, очень достойная.

То есть наша «архитектура» в почете или повезло с преподавателями?

База сильная, да и я как следует налегал на учёбу, набирался опыта и брался за все заказы, которые попадались в руки. Так что повезло мне скорее не с преподавателями, а с собственной «хотелкой».

Внушительную часть студентов составляют ученички, которые поступают в университет исключительно из-за давления мам-пап. После чего будущий горе-архитектор сидит на лекциях, думает о своём и мечтает о Москве, где из него «уж точно сделают специалиста».

БрГТУ способен готовить специалистов в области архитектуры, не уступающих специалистам московским. На моём потоке были толковые ребята, которые после учёбы остались в Бресте. Сейчас можно работать из любой точки мира, хотя чеки за работу в Бресте, конечно, не заоблачные. Но достойную жизнь наши архитекторы вполне могут себе обеспечить. А вот интересные проекты в наших реалиях не приживаются, поэтому всё неординарное, что создают талантливые ребята, реализуемо только за рубежом.

Но, проучившись два года, ты уехал в Москву…

Да, у меня есть брат, он архитектор. На тот момент жил и работал в Москве. Он-то меня и подтянул, чтобы работать вместе. Когда я переводился в Москву – знал, что, несмотря на поддержку брата, жить мне придётся исключительно на свои деньги, потому что родители «белокаменную» просто не потянут. Бюджетного отделения в моём московском ВУЗе не было.

Решение уехать я принял максимально осознанно, занявшись поиском работы задолго до подачи документов. Профессиональный рост у меня был довольно быстрый именно благодаря множеству заказов – брал всё. В итоге, имея за плечами 4 года реального проектного стажа, к пятому курсу университета (еще без диплома) стал ведущим архитектором в московском бюро.

Загородный дом г. Москва 350 м2 в современном немецком стиле.

Ты говоришь, что в БрГТУ достойная архитектурная школа. Где же молодые и талантливые брестские архитекторы с идеями?

Нельзя сказать, что толковых специалистов нет. Найти их не сложно. Но тех, кто готов взять на себя ответственность за стройку (а не только проектирование), – не найти. Все боятся.

Больше теоретики, чем практики?

Нет, больше с**куны. И чем выше должность, тем больше они боятся. Поэтому что-то новаторское сложно продвигать. Накидать проект – ерунда, а вот воплотить! Это и финансы, и инженерия, и рабочие, и стройка – для этого нужен авторский надзор.

Помнишь свой первый заказ?

Первый проект был во времена учёбы на первом курсе БрГТУ. Оказался он довольно простым: от меня требовалось нарисовать дерево в интерьере. Неделя творческого поиска и разработки макетов – и вот я на встрече с московским заказчиком дрожащими руками протягиваю кучу эскизов.

«Сколько это стоит?». — «А сколько дадите?». Примерно так развивался наш диалог с заказчиком. Я совершенно не представлял, сколько денег можно просить за такую работу в России. Я ломался и сказал: «Тысяча!». На этой сумме и сошлись. Ощущения, признаюсь, были невообразимые!

Ты приложил руку к созданию «Иннополиса» и «Skolkovo». Как получилось, что тебе достались такие крупные и сложные заказы?

Заказы ушли не нам. В России многое решают деньги, и проект ушёл другой студии с серьёзными финансовыми возможностями. Но наша конкурсная работа прошла отбор, организаторам всё очень понравилось, нас отметило жюри. В итоге мы принимали участие в создании дизайна внутреннего пространства «Skolkovo», оформляли медиатеку и верхнюю лофтовую часть. Её пока нельзя показывать, так что итоговый вариант сможете увидеть через год. Но могу сказать, что это один из самых интересных наших проектов.

Сложно ли работать с госзаказами – правки и всё такое?

Если честно, вменяемый заказчик – явление не частое. Даже не знаю, от кого правок приходит больше: от государства или неадекватных частников. Проект государству как раз таки легко просчитать. Это не человек, а машина, которой нужно сделать все по нормам, подешевле и чтобы с большего понравилось. С человеком так не прокатит: на завтра может всё поменяться вместе с настроением. Но частным клиентам за настроение приходится платить: оплата правок заранее прописывается в договоре. И мы можем с ними работать хоть всю жизнь.

Например, в Москве у нас был статусный и очень обеспеченный заказчик. Кто-то ходит в спортзал, кто-то – в солярий, а наш заказчик ходил к архитекторам. Вот такое у него хобби. Мы постоянно переделывали интерьер его московской квартиры. Время шло, архитекторы менялись, а за 5 лет квартира так и не начала строиться.

Что скажешь насчёт нашего городского пространства?

Нет ни одного места, здания или дома, куда хотелось бы прийти, постоять рядом, сфоткаться возле. Наша архитектура (как, впрочем, и в России) развивается с очень большим опозданием: мы попросту «хаваем» то, что уже давным-давно отжило себя за рубежом.

Самое непривлекательное здание в Бресте?

Бар «Талер» на Красногвардейской. Я рядом живу и видел процесс стройки. Сначала построили бетонную стену высотой в 3 этажа, без окон и дверей. Все гадали, что это будет: ангар/склад/АЭС/саркофаг? Как так можно? Главный фасад – бетонная стена, окна выходят непонятно куда, «попурри» из статуй вокруг: тут тебе и корабль, и глобус, и штурмовик Ан-2, и пират…

Очень не нравится мне и «Цельсий», хотя у нас его считают вполне современным.

Этот образ мышления свойственен человеку времён «пост-перестройки»: если из стекла — значит современно и нравится.

Но что в нем привлекательного? Стекляшка, ржавый металл и куб. Он находится совершенно не на своём месте.

Представьте: мы едем по проспекту Машерова, видим вдали красивую панораму, проезжаем «Дионис», в котором, как смогли воссоздали исторический вид и… Внезапно розовый куб. Почему куб? Почему розовый?! Почему Эйфелева башня так известна? Она металлическая, при этом ажурная и передает темперамент нации, все эти «Сильвупле!». Если бы на её месте был «Цельсий», его бы снесли – ведь что он передает на своем месте?

Напротив «Цельсия» есть котельная — она шикарна. Будете проходить – посмотрите. С точки зрения архитектуры она сделана очень грамотно. Огромное промышленное здание с разными формами, но оно утоплено. Мы видим часть здания с большими окнами, которая смотрится легко и воздушно.

Считаю, что очень испортили и театр кукол. Сама форма здания найдена круто: в пространство, окруженное классикой, органично вписать что-то настолько современное непросто. Он мне нравился в процессе строительства. Но над окнами появились невразумительные горизонтальные пирамиды, уменьшающиеся панорамные окна и прочие ненужные малые архитектурные формы, совершенно убившие здание.

Так почему проекты, которых, по твоим словам, быть не должно, одобряются и реализуются?

К сожалению, в архитектурной сфере наше население довольно малограмотное. И тот же «Цельсий» кажется большинству брестчан вполне уместным и симпатичным. А главное – современным.

А задача архитектора — в первую очередь удовлетворить возникшую потребность населения. И пока мы не готовы понять и принять что-то новое и крутое – будем привыкать к стеклу, розовому цвету и ржавчине.

А что насчёт брестской архитектурной тусовки, которая с этой малограмотностью борется?

По сути, единственный яркий пример такой борьбы у нас – {majsterni Макса Веремеюка и Жени Щербача, которые пытаются что-то давать людям, развивать насмотренность и толкать архитектурную тему вперёд ещё со времён своей учёбы. Сейчас проект немного подзаглох, потому что на одном энтузиазме далеко не уедешь. Но ребята – огромные молодцы, и когда я приезжаю в Брест, то обязательно стараюсь к ним зайти, прочитать лекцию и пообщаться с единомышленниками.

Что бы ты изменил в подходе к городскому планированию, если бы был главным архитектором?

Не стану рвать на себе рубаху и заявлять о том, как бы всё в Бресте поставил с ног на голову. Наш главный архитектор Николай Николаевич Власюк хорошо справляется со своей задачей. Вот, решились банально разукрасить «панельки» (хотя это и было придумано ещё в прошлом веке). В архитектуре ко всему нужно комплексно подходить, а наши объекты создаются оторванными от действительности, не имеющими никакой опорной точки в пространстве. Вот и растут «Короны», «Цельсии» и «Бресты Деловые», как грибы после дождя.

Интерьер загородного дома. 280 м2 Кипр.

У нас нет городских точек притяжения, негде встречаться молодежи. Пойти брестчанам некуда, кроме как на Советскую, ежедневно принимающую почётный караул из одних и тех же лиц. А ещё у нас совершенно нет места для реализации творческой молодёжи, которая отучится на архитектуре, а потом это наше городское пространство формирует. Я бы предоставил студентам площадку перед университетом, чтобы реализовывать там свои проекты. Только представьте, каких практиков мы могли бы готовить. Когда студент столкнётся с невозможностью провести проводку или другими мелочами, способными запороть проект, – в будущем 10 раз подумает. И один такой практик будет стоить десятка теоретиков.

Ты работал с зарубежными проектами. Этот опыт применим в наших реалиях, в нашей местности?

Разумеется, было бы желание. Сейчас работаю над одним проектом для Бреста, который отражает мое видение чего-то современного, но не лишённого национального колорита. Идея в том, чтобы возвести современный торговый центр напротив ЦМТ, использовать беларуский орнамент и ломаные формы. Хочу показать людям, что даже большое здание можно лаконично «спрятать» в городском ландшафте.

Проектирую этот торговый центр исключительно для себя, заказа на него нет. У брестчан появится возможность увидеть реальную альтернативу безликим «стекляшкам», встречающимся на каждом углу.

А какой проект ты можешь назвать самым интересным?

Пока что самые интересные – это зарубежные. Последняя наша работа – ресторан «The Grill» в Эрбилье (Ирак). Потрясающий опыт, знакомство с другим менталитетом и работа в других условиях. Мы сделали подборку материалов, приезжаем, а там вообще нет ничего. Для них лофт, которым мы перенасытились, – это «вау».

В этом проекте нам повезло с заказчиком: владельцем ресторана оказался совсем молодой парень, который прекрасно понимал, что стоит полностью доверить нам работу, за которую мы получаем деньги. Правда, мы недели три ходили и уговаривали его на черный потолок. Архитектору мало сделать проект. Нужно донести его через скепсис и предрассудки.

В результате у нас получился замечательный интерьер: черный кирпич, рамы, потолки, светильники. Есть игра материалов, остаётся добавить всего одну цветную дорожку – и всё, ресторан укомплектован.

Мы сейчас говорим о проектах с мощными бюджетами. Понятно, что там есть где развернуться и довести до идеала. А бывают ли в твоей работе недорогие или мелкие заказы?

К любому проекту подхожу как к своему личному и делаю так, чтобы мне самому было комфортно там жить. У нас привычно думать, что архитектор – это выброшенные деньги. Часто рассуждают так: «Я видела красивую ванну, почитаю журналы, куплю красную полку и буду сама себе дизайнер».

Интерьер загородного дома. Москва. Требовалось воплотить уютный, квартирный интерьер в спокойных тонах, без вычурности и помпезности создать ощущение роскоши.

А на самом деле есть проекты, которые выходят дешевле, чем если бы люди сами делали. Можно сделать стены или освещение попроще, а дизайнер продумает ту самую деталь или акцент, которые будут задавать тон.

Квартир без «руки дизайнера», которые бы меня впечатлили, я не видел.

Но это не значит, что их нет.

Коттедж 280 м2 Кипр. В современном стиле с элементами средиземноморской архитектуры, открытые панорамные окна, отделка естественными, природными материалами.

Чтобы создать грамотную кухню, учиться на архитектуре 6 лет необязательно. Нужно просто понимать, как что выстроить. Это эргономика. Если холодильник, духовку, мойку ставить на одной линии, как у нас привыкли, человек просто начинает бегать по кухне. А должен быть «рабочий треугольник», и профессионал сделает его как надо.

На самом деле, при работе со специалистом некоторые проекты обойдутся заказчику значительно дешевле, с лёгкостью перекрыв стоимость услуг дизайнера. Ведь мы не только осуществляем подборку оптимальных материалов и мебели, но и подсказываем моменты, на которых можно сэкономить. Речь идет о проектах ценой 1200 долларов за квартиру, а могут быть варианты еще ниже.

Не можем не спросить, какой твой любимый стиль в интерьере?

Это самый не любимый вопрос. Нет любимого стиля — архитектору должно нравиться всё. Не люблю, когда не попадя пихают классические элементы – колонны или портики одинаковые, карнизы.

Архитекторы прошлого разработали идею «золотого сечения»: у них все имело значение — от размера окна, карниза или балясины до формы здания и пропорций окон к периметру. А у нас теперь как — здесь три окна, там два. Зачем? Есть современные дизайнеры, которые скорее придерживаются правил «как хочу, так и будет» или «от балды» и «на глаз».

Возможно, вкрапление «нелогичных» элементов – это панк?

Так сделайте полностью панк. К чему полумеры? Возьмем Советскую – сделать ее всю в стиле «панк», была бы фишка на весь мир. Такие улицы у всех одинаковые – причесанные, поют Цоя, просят деньги. А если мы бы сделали её ломаной, с различными углами? Старый город всё равно, а зачем его неправильно восстанавливать…

Смело. Есть ли у тебя проект мечты?

Я бы хотел свой собственный архитектурный институт! Но перед этим нужно заработать много денег, чтобы возвести те здания, которые, на мой взгляд, нужны не только Бресту, но и Беларуси: современные и интересные бизнес-центры, жилые комплексы, возле которых не стыдно сфотографироваться, арт-пространства. И, разумеется, никаких аналогов «Цельсия» со ржавчиной и розоватыми стенами. Как отсюда могут выйти люди с хорошим вкусом, если они живут в такой архитектуре? Надо создавать другую среду.


Фото — Роман Чмель

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: