В Парке имени 1 Мая в субботу и открылась, и завершилась необычная выставка скульптора Александра Лазерко. Выставка одного дня состояла из 6 аллегорических скульптур, объединенных в общую инсталляцию под названием “Птушыны падворак”, и самого Александра — он рассказывал о смысле каждой работы отдельно. Мы сходили и испытали смешанные чувства.
Возможно, вы были рядом, но просто не заметили скульптуры. Возможно, заметили скульптуру, но не подумали о том, что это выставка. А выставка — это всегда важная отчетная часть жизни любого художника или скульптора. Предыдущая выставка Александра длилась 3 часа. В этот раз — практически целый день.
Скульптор скромно сидел на стульчике поодаль. Естественно, работу же нужно сторожить, а выставку — курировать. Никто у нас к искусству относиться бережно и с энтузиазмом не подписывался. Но, тем не менее, скромно сидящий в нескольких метрах художник выглядел символической частью всей артистической беларуской действительности. И подошел к нам, когда мы начали рассматривать работу.
Аллегорические работы среди палаток и аттракционов главного места отдыха семейных брестчан выглядят неловко и ирреально. Несмотря на то, что скульптуры деревянные, это не то же, чем украшали парки и сады нашего детства. Постмодерн, переплетенный с сюрреализмом из ореха, акации и мореного дуба на типовой тротуарной плитке.
Оказалось, на газоне разместить скульптуры не разрешили, потому что по траве ходить нельзя. То, что в парке отдыха в 2018 году беларусам до сих пор нельзя отдыхать на траве, усиливало «сатиристичность» инсталляции.
Все “птушки на падворку” — аллегории, символизирующие общество. В центре — символ рождения. Приземленный птенец, которому некуда деваться. На жердях мудрость, глупость и три птицы со сложными определениями: одна без глаз, но с ушами, которая все слышит, но ничего не видит, индюк с набитым (или надутым) пузом и последняя убегающая с падворка в ужасе — крылья-ладони в помощь побегу.
Александр Лазерко в нашего зрителя верит, как и в то, что подобные скульптуры в городской среде могут занимать свое место:
“Любая творческая работа должна нести информацию. Я за то, чтобы человек заставлял себя размышлять. Можно, конечно, сделать произведение искусства, как фантик, чтобы все было просто красиво, можно делать красочные китчевые работы. Но я не приветствую этого — фантик останется фантиком. Глаз не задержится. А у беларусов высокий IQ. И искусство должно быть провокативным, чтобы человека спровоцировать на вопрос”.
И еще несколько раз замечает, что такие работы больше для европейского зрителя. Мы наблюдаем, как наши зрители проходят мимо со сладкой ватой. Некоторые останавливаются, но долго рассматривать и обходить со всех сторон стесняются.
Оттого хочется извиниться перед художником, как-то привлечь внимание публики и задать вопрос инстанциям, разрешающим выставки меда, шуб и шерстяных носков: “Почему бы не предложить автору более подходящие варианты расположения экспонатов в нужном месте, в нужное время и в нужный час?”. Возможно, потому что продвижение художников в наших краях — дело рук только самих художников.
Фотографии — Роман Чмель
Для отправки комментария необходимо войти на сайт.