90 километров, 6 гор и 50 долларов. Как брестчанин в одиночку покорил Карпаты

Походом в горы сейчас никого не удивишь: собрал компанию, посмотрел туристические блоги — и вперед. Однако брестчанин Роман усложнил задачу, отправившись в Карпаты на семь дней в полном одиночестве. Впереди ждали 70 километров пешком, 6 гор «двухтысячников», град с дождем и поврежденная палатка.

Подготовка

С 2013 года мой друг постоянно звал меня в горы. Он занимается спортивным ориентированием, и походы — его конек. Сам я каждую зиму езжу в Буковель покататься на сноуборде. В летних походах по горам я просто не видел смысла. Все изменилось в 2016 году, когда мы с друзьями должны были отправиться в ежегодный сплав по реке, но из-за большой компании никак не могли выбрать подходящее для всех время. В итоге я плюнул, взял друга и пошел в Карпаты. Правду говорят: побывав однажды в горах, тебя тянет туда снова и снова.

В следующем году мы отправились в горы компанией, выбрав небольшой маршрут протяженностью 45-50 километров. После него я понял, что мне хочется большего, и сразу начал продумывать одиночный поход. В декабре я начал делать наброски, а уже в феврале маршрут был полностью сформирован. В выборе я исходил из собственных предпочтений: я хотел попасть на Говерлу — самую высокую гору Украины. После я начал читать и узнал, что она находится на Черногорском хребте, на котором располагаются еще 5 «двухтысячников». По сути, на нем находились 6 самых высоких гор Украины. Решение пришло само собой — покорить их все за один поход, заглянув также на другие горы и озера.

Маршрут был построен следующий: поселок Луги — гора Поп Иван (2028 м) — Ушастый камень (1864 м) — гора Дземброня (1877 м) — гора Менчул (1998 м) — гора Бербенескуль (2035 м) — озеро Бербенескуль — гора Гутин Томнатек (2016 м) — гора Рэбра (2001 м) — гора Шпицы (1997 м) — озеро Несомовите — Говерлянский водопад — гора Говерла (2061 м) — Петрос (2020 м) — поселок Квасы.

Жену я готовил к своему одиночному походу практически год. Так как до этого она было со мной в горах, отнеслась к моему желанию с пониманием. Плюс мы договорились выходить с ней на связь несколько раз в день. А вот родители до сих пор думают, что я пошел с туристической группой (не хотел их лишний раз волновать).

Рюкзак я собирал полностью в Бресте. Единственное, что докупал в Украине, — это воду и хлеб. По прогнозам погоды я видел, что неделя предстоит дождливая, поэтому особое внимание уделил защите от влаги. Обзавелся хорошим дождевиком, а также сделал чехлы из полиэтилена для палатки, спальника, коврика и для ног. Конечно же, в рюкзаке оказались теплые вещи и термобелье. Также взял с собой нож побольше и фальшвейер (на случай встречи с дикими животными).

По предыдущим походам я знал, сколько примерно еды мне надо, поэтому не брал с собой ничего лишнего. Две банки тушенки, одна — скумбрии, полпачки макарон и гречки, 6 пачек «Роллтона», 2 батончика «Snickers», 12 пакетиков растворимого кофе, 8 — чая, упаковка мюсли и пара пакетиков каши «Быстров». Такой оказалась моя потребительская корзина на ближайшие 7 дней. Вес всего рюкзака составил 20 килограмм. На все путешествие ушло около 50 долларов.

Отправление и первая ночевка

Протяженность моего пешего маршрута составила 70 километров. Из Бреста я выехал 13 мая автобусом до Ковеля. Оттуда на поезде отправился во Львов, со Львова до Рахова и из Рахова проехал до поселка Луги. Там у меня сразу же пропал интернет на телефоне: осталась только возможность звонить по Украине. Всем, кто собирается в горы, я советую не брать сим-карту «Vodofone», лучше «Киевстар» — он тянет практически везде.

В поселок я приехал где-то около четырех часов дня. По плану я должен был там разбить палатку. Первую ночь хотелось провести возле людей: первый раз ночевать в лесу одному совсем не хотелось. Однако мне важно было связаться с женой, и я пошел дальше. Благо, дорога была ровной. Деревня быстро закончилась. Связь так и не появлялась, а места для того, чтобы поставить палатку, были неподходящими. В итоге в первый день я прошел где-то около 10 километров. Невозможность связаться с женой убивала: ты приехал расслабиться, побыть наедине с собой, но не можешь, зная, что супруга волнуется.

Место для ночевки искал долго и наткнулся на него совершенно случайно, когда пошел к ручью мыть руки. От него наверх тянулась тропинка, которая выводила на поляну. Палатку я ставил довольно поздно — около восьми часов вечера. В идеале лучше ее ставить в районе четырех/шести часов, чтобы не сбиться с маршрута, если стоит плохая погода, успеть просушить вещи и приготовить еду.

Температура ночью не поднималась выше пяти градусов тепла, поэтому я спал в полном комплекте: термобелье, штаны, кофта, байка и жилетка. Утром проснулся поздно (где-то в половине девятого): большую часть маршрута я прошел вчера и мог себе позволить полежать подольше.

Первый «двухтысячник» и переменчивая погода

Для того, чтобы не сбиться с маршрута, я скачал себе приложение «Планета Земля», которое работает через GPS. Однако зачастую оно подводило и переставало работать. Ориентирами также служили специальные маркеры на камнях и деревьях и сами горы.

Во второй день мне предстояло пройти немного — около 5-6 км до места ночевки. Подъем был довольно крутым — надо было набрать 500 метров высоты. Идти становилось тяжелее, но у меня была мотивация — быстрее подняться на точку моей запланированной ночевки. Я был уверен, что это место находится достаточно высоко и там я смогу связаться с женой.

Поэтому к своему чек-поинту я пришел уже в два часа дня. Это было идеальное место для ночевки: там находились беседки и место для разведения костра, туалет и подвесные умывальники. Рядом находилась часовня, в которой при желании можно было переждать очень плохую погоду. В ней я обнаружил книгу с подписями побывавших здесь туристов. Последние люди здесь были за три дня до моего визита.

Но привлекательность этого места омрачало лишь то, что связи тут не было. Надев дождевик и укутав все вещи в чехлы, я пошел дальше. По дороге я заметил табличку с телефонами службы спасения. И только здесь до меня дошло, что у меня есть знакомые в Украине, которые могут связаться с моей женой и передать, что со мной все хорошо. Звонить по Украине я мог. В итоге я так и сделал. С этого момента можно было расслабиться и остаться один на один с горами и той красотой, которая меня окружала. Я со спокойной душой разбил лагерь у подножья горы Поп Иван, растопил снег для ужина и любовался закатом с высоты птичьего полета.

С 4-х утра снова пошел дождь. Я решил отсидеться в палатке. Свой маршрут я опережал, поэтому мог себе это позволить. Прояснилось только к 12 часам дня. Я упаковал вещи и начал покорять свой первый «двухтысячник».  Однако погода в горах меняется буквально за 20 минут. Заканчивал я подъем, который длился не более часа, уже при шквалистом ветре и густом тумане.

На вершине горы Поп Иван находится старая обсерватория 1938 года постройки. На сегодняшний день там работают спасатели. В ней же находится небольшая комната для туристов, в которой мне пришлось заночевать.Спасатели сказали, что погода будет портиться и дальше идти нельзя. Действительно, через час уже дул шквалистый ветер, шел дождь с градом, а температура на улице опустилась до одного градуса тепла. Столько же было в моей каморке, в которой располагались большие двухуровневые нары. На нижние я поставил палатку, чтобы хоть как-то себя согреть.

C утра погода не радовала. Ребята посоветовали мне сходить с маршрута, заверив, что такая погода продлится еще три дня. Я немного приуныл: готовился к походу год, а в итоге покорил только одну гору, да еще из-за густого тумана ничего с нее не увидел. После долгих раздумий я все же откорректировал маршрут и продолжил свой путь. Из второстепенных мест выпадала гора Ушастый камень. Туда я уже не успевал попасть. А также выпадало озеро Бербенескуль — самое высокогорное озеро Украины. По словам спасателей, там очень ветрено. Они посоветовали мне сразу идти на озеро Несамовите: там не так ветрено, и в случае чего можно сойти к поселкам.

Траверсом я обошел гору Дземброня и поднялся на гору Менчуль. Ее высота — 1998 метров, и местные жители даже хотели насыпать земли, чтобы она стала седьмым «двухтысячником». Через 10 минут после спуска вернулась погода, от которой я прятался прошлой ночью в обсерватории, — дождь, град и шквалистый ветер. Худший день за все три года походов по Карпатам.

Круг в 6 километров и порванная палатка

Ливень, ветер, туман, отсутствие дорожек и GPS привели к тому, что я первый раз сбился с пути. Двадцать минут блужданий привели меня случайно ко второму «двухтысячнику» — горе Бербенескуль.

К этому времени ливень перешел в моросящий дождь. Дальше я решил отправиться на озеро Несамовите — сушиться и греться. До него оставалось около 4 километров. В том, что ты сбиваешься с маршрута, есть и положительные моменты. Из-за густого тумана я пошел не той тропой и пришел к горе Гутин Томнатик. Радости не было предела: 4-й «двухтысячник» покорен. Рядом заметил указатель, что до горы Рэбры 650 метров.

Иду полчаса — горы нет. Включаю GPS и понимаю, что я прошел ее траверсом. На часах 17:00 — время разбивать лагерь. Других троп не видно, ориентиров тоже нет. Остается либо возвращаться и искать тропу на Рэбру, либо идти к озеру. Через минуту я замечаю трех туристов. «Спускаются с Рэбры», — думаю я и через 20 минут оказываюсь у соответствующего поваленного знака. Пока жую вяленую курицу, просматриваю фотографии. Замечаю, что на знаках «Гутин» и «Рэбры» приставка «пiд-». Здесь до меня доходит, что я не был ни на Гутине, ни на Рэбре. Я был под горой. Из-за спешки, усталости и невнимательности я не придал значения этой приставке.

Это было полное фиаско. Я понял, что про 6 гор можно забыть. Уже поздно, я слишком мокрый, и завтра точно сюда возвращаться не буду. Решил подняться хотя бы на Рэбры. Но поваленный знак меня снова отправил не в том направлении: чья-то неудачная шутка. Вернулся и решил уходить на озеро, но окончательно дезориентировался в пространстве. Снова заблудившись, я случайно оказался на горе Рэбры.

После этого я все-таки решил вернуться на гору Гутин Томнатик. Для этого мне нужно было сделать круг в 6 километров. Погода испортилась окончательно. У подножия горы я скинул рюкзак и решил взобраться туда налегке. Ноги тряслись от переутомления, а мысль о том, что я не найду свои вещи в тумане, наводила панику. Но все обошлось.

Этот день не спешил меня отпускать. Пока я рубил подстил из сосновых веток, начался сильный дождь. В итоге вся палатка оказалась в воде. Пришлось полотенцем собирать воду. Залез в палатку и начал производить ревизию вещей: практически все были мокрыми. К счастью, сухими остались спальник, термобелье и пара теплых носков. Что-то просушил горелкой и тоже надел. Положение усугублял очень сильный ветер, который мотал палатку из стороны в сторону и дул из вентиляционного окна. Пришлось зашить его мокрой майкой.

Проснулся с ужасным настроением. Вокруг меня лежали мокрые вещи, на улице продолжал идти дождь. Мне необходимо было просушиться, поэтому я изменил свой маршрут и решил пойти в туристический лагерь «Заросляк». Когда я собирал палатку, меня ждал очередной сюрприз — лопнула резинка в одной из дуг. Первая мысль — хорошо, что это не произошло ночью, я не знаю, что бы я делал. Вторая мысль — на следующую ночь нужно будет что-то придумать, а именно — найти колыбу (небольшую хижину для пастухов).

Через три часа я подошел к небольшой постройке. Это оказалась метеостанция, на которой дежурили 2 человека. В «Заросляк» идти уже не хотелось, поэтому попросился на ночевку к ним. С порога мне предложили горячий кофе и показали комнату. Там меня ждала большая горячая батарея, где я развесил свои вещи. Я смог просушить абсолютно все — от носков до палатки. Здесь же я наконец-то принял душ и починил дугу от палатки.

Последние рывки

На Говерлу я отправился в отличном настроении: на мне были сухие вещи, а на улице стояла теплая солнечная погода. Эта гора отличается от остальных гор огромным количеством туристов. И это доставляло дискомфорт. Каждый из них норовил спросить меня, зачем мне такой большой рюкзак и неужели я собираюсь разбить палатку на вершине (делать этого нельзя хотя бы по причине здравого смысла — множество смертей в горах происходит от удара молнии).

Вершина Говерлы по традиции меня встретила туманом, ветром и дождем. Я уже смирился, что видами мне придется довольствоваться только у подножия гор. Спустившись с Говерлы, я отправился в сторону Петроса. К 6 часам вечера я пришел к колыбам. Это была самая замечательная и атмосферная ночь в походе: треск и тепло огня, кружка горячего кофе и шикарный вид на горы — одним словом, умиротворение.

На следующее утро я отправился к последнему своему «двухтысячнику» — горе Петрос. У меня был большой запас времени: мой поезд был в 12 часов ночи, а до вершины Петроса было 2 километра. Я расслабился, и это сыграло со мной злую шутку. Моя невнимательность привела к тому, что я не заметил тропинку, ведущую на гору. В итоге начал обходить Петрос по траверсу. Заметил это уже слишком поздно и решил подняться с другой стороны.

Из-за своей невнимательности я сделал круг в 9 километров и пришел к знаку, который указывал, что до вершины осталось 3 километра. У меня уже практически не было еды. Я был порядком вымотан, а, кроме подъема на вершину, меня ждал 20-километровый спуск к поселку. Здесь я серьезно задумался, подниматься мне или нет. Переутомление в горах может сыграть злую шутку. Пока думал, достал быстрорастворимую кашу, засыпал в рот — энергия появилась практически сразу. Решил подниматься — другого шанса не будет. Передо мной стояла цель, и не хотелось просто так от нее отказываться. Через 1,5 часа я стоял в густом тумане вершины горы Петрос. Дождь, ветер — привычная картина. Моя цель была достигнута — 6 самых высоких гор Карпат покорены в одиночку.

Не могу сказать, что в этот момент я испытал восторг и ликование. Все чувства притупляла усталость. Несколько раз сверившись с маркерами и указателями, я начал спускаться. Шел на автопилоте: не хотелось уже ничего. Спуск занял 7 часов. Ноги горели огнем — 6 из 7 дней я прошел в мокрой обуви.

В 9 вечера я подошел к заправке, которая находится недалеко от ЖД вокзала. Купил себе кофе, шоколад и пошел к реке. Около часа просидел на берегу, обдумывая и вспоминая все свои приключения. Только здесь я окончательно осознал, что мой поход по Карпатам окончен. Здесь я для себя окончательно сформулировал ответ на вопрос «Почему один?».

С одной стороны, одному проще — ты сам планируешь маршрут, решаешь, когда и где тебе останавливаться, когда сниматься с ночевки. Ты не зависишь от травм товарищей, от их эмоционального состояния и их желаний.

С другой стороны, одному тяжелее, тебе не на кого рассчитывать в трудной ситуации. Здесь только ты и твои решения. Добьешься ты поставленной перед собой цели или нет — зависит только от тебя. Не могу сказать, что все мои решения были правильными. Мое фанатичное желание пройти все 6 «двухтысячников» за один поход порой противоречило здравому смыслу (исходя из тех погодных условий, в которые я попал). Вместо намеченных 70 километров мне пришлось пройти 90.

Вернувшись домой, я сразу же начал планировать новый маршрут, который, возможно, опробую этим летом. Ведь из-за погодных условий я пропустил много красивейших мест. Да что говорить, даже стоя на берегу озера Несамовите, я его просто не видел из-за тумана. Карпаты — отличное место для походов с десятками живописных маршрутов. В ближайшее время одиночный поход не планирую: друзья просят составить им компанию. Однако чем черт не шутит! Ведь в одиночестве есть своя прелесть.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: