Задача — не навредить. О странных правках, сумбурных интервью и других сложностях с нашими героями

Знаете, что самое страшное для каждого журналиста/автора? Увидеть письмо на почте с пометкой «правки». С этого момента лоб начинает покрываться липким потом, волосы постепенно превращаются в благородный пепельный цвет в духе Геральта из Ривии, а левая бровь вообще живет своей жизнью. Ты еще не успел открыть файл, а уже подсознательно чувствуешь, что фраза «Добрый день, я немного подкорректировал текст» вряд ли подразумевает грамотную редактуру. 


Пишущий человек — всегда натура немного творческая и ранимая. Даже если его работа — записывать и преобразовывать разговор с человеком в текст, это также имеет право считаться искусством. Диктофонная запись — это куча строительного материала, из которого автор должен построить плотный и крепкий дом из слов. Иногда приходится добирать необходимое сырье, разбираться в его качестве. Можно «подзабить» и состряпать красивую на вид текстовую панельку. Оба варианта имеют право на жизнь. Однако не стоит забывать о героях материалов, которые принимают участие в строительстве. О них мы и поговорим.

Понимающие молодцы                          

Вымирающий вид героев, имена которых должны быть высечены на отдельном памятнике, посвященном беларуской журналистике. Не попросить автора выслать текст перед публикацией — проявление титанического героизма в условиях беларуской реальности. Нет счастливей человека, чем журналист, который в конце разговора не услышал леденящее «Только пришлите заранее текст на вычитку».

Автор — не циничное млекопитающее (хотя возможны исключения). Обычно это вечно сомневающийся и рефлексирующий субъект. Даже если герой не просит текст заранее, автор пришлет его, дабы избежать ошибок на уровне техники (формулировки, цифры, названия и т.д.). Если в чем-то ошибся — поправит. Автор готов постоянно прокачиваться и благодарен герою (если тот опытнее его в писательском деле), когда он указывает на ошибки в стилистике и помогает выстроить тон самого текста.

Обычно такие герои понимают, что интервью — диалог, к которому должны готовиться оба собеседника. Они знают, что все сказанное на диктофон запросто может оказаться в тексте. Такие люди прекрасно осознают, что постфактум их изящная словесность всегда будет выглядеть привлекательнее, чем в присланном автором файле. Такова природа человека: практически никто не любит читать себя вне зависимости от формата: колонка, интервью, запись в блоге или подпись фото в Instagram. К сожалению, такие герои попадаются достаточно редко. Однако именно они позволяют нам любить свою работу и продолжать писать.

Специалисты широкого профиля

Они живут в идеалистическом мире, знания о котором ограничиваются Youtube-контентом. Такие герои смотрят Дудя и думают, что их интервью будет выглядеть так же. Нет, не будет. Причин много, но самая простая: мы не Дудь, вы не его герои. Люди этой категории к такому выводу практически никогда не приходят самостоятельно. После интервью они обижаются и считают нас непрофессионалами. А когда текст попадает к ним на ознакомление (для них — вычитку), они и вовсе начинают считать автора врагом №1.

Часто это происходит со словами «Так вы же оставили прямо в тексте мою речь». Да, оставили. Убрали всяческие междометия, почесывания, слова-паразиты и даже то, «что не под запись». Задача автора — причесать режущую глаз разговорную речь под хороший читабельный формат. Мы не можем (не станем) делать из мыкающего-нукающего человека начитанного эстета вроде Невзорова или Быкова. Это будет нечестно по отношению к читателю.

В этой же категории можно встретить тип героев «а я ведь тоже умею писать». Умеете, мы не спорим. Вот только соцсети — одно, СМИ — другое. Читателю неинтересно читать километры метафор и килограммы эпитетов. Он капризный: ему нужны визуал и конкретика. Фраза «Мы нальем здесь водички» тут не работает. Герои этого не понимают, и вместо своего, вымученного и выстраданного текста, ты получаешь совсем другой файл. И здесь два варианта: сдаться и пустить все на самотек (что непозволительно) или начать бороться и искать, найти и не сдаваться.

Властелины Вселенной

Они врываются с криками «Я подам на вас в суд!» и угрожают превратить редакцию в мусорную свалку при помощи биты (если руководство той не удалит материал/комментарии к нему). Эти герои считают, что вправе менять лид, название и часть, в которой автор описывает свои впечатления. Властелины Вселенной знают, что им нужно и какой вид текста точно сработает. Добро пожаловать в мир нативных материалов, в котором заказчик этой категории искренне уверен, что автор после публикации статьи купит себе резервуар с золотыми монетами и будет нырять в него, как Скрудж Макдак.

Часть таких героев можно условно назвать «копирайтерами из нулевых». Они верят, что фразы «Среди наших партнеров много солидных людей» и «Наши специалисты — самые лучшие в стране» до сих пор работают. Таким людям хочется торжественно вручить экземпляр «Пиши, сокращай», приговаривая под нос «Бери, читай». Эти герои, как и предыдущие, хотят обойтись водичкой. Однако мы не в Африке и читателя водой не удивишь, ему нужен контент повышенной жирности. Примерно с этого момента начинается долгий процесс согласования и поиска компромиссов, характеризующийся срывами всех дедлайнов.

Все герои этой категории отличаются повышенным ЧСВ, но есть те, у кого оно выше других. Такие полностью уверены в своей правоте. Героям кажется, что читателю будет интересно, какая формула лежит в процессе приготовления мороженого, как молочный напиток улучшает микрофлору кишечника и почему их аппарат для отбеливания зубов — самый лучший в городе. К диалогу с такими героями подключается редактор, и далеко не всегда удается одержать победу. Часто материалы просто отправляются на кладбище невыпущенных текстов, которое каждый из нас рано или поздно надеется воскресить.

Откровенный постскриптум

Не стоит бояться авторов и воспринимать их как врагов. Наша задача — не навредить тексту, а значит — и герою. Поверьте, автор волнуется куда больше, ставя свою фамилию под материалом. Это с него читатели спросят, если человек в материале что-то скрыл, недоговорил или налил воды на 20 тысяч знаков. Мы прекрасно понимаем, что читать себя непривычно и не все люди – прирожденные ораторы. Именно поэтому речь таких героев авторы часто оформляют в третьем лице. Не стоит обижаться, если журналист выкинул большие куски текста, посчитав их неинтересными. Каждое интервью имеет цель и определенную тематику. Если это история бизнес-успеха, то подробности вашего увлечения охотой — тема для отдельного материала. Не стоит бояться и избегать острых вопросов. Это нормально.

Автор — тот еще почемучка, но не от природы, а от рода профессии. Его задача — сделать текст живым, пахнущим и трепещущим. Самое большое оскорбление для него — услышать, что текст сухой. Помогайте автору, предлагая интересные факты из своей жизни. Мы живем в такой реальности, где большинство наших героев не селебрити (да и мы не Познеры). Информации о героях в общем доступе нет, а доверять сплетням и слухам — такое себе дело. Несмотря на то, что автор — всегда немного ребенок, ему важно сделать работу так, как он запланировал.  Даже если в ней будут слабые места. Перечитав текст, он их увидит и, скорее всего, обратится к вам за уточнениями. И, если вы окажетесь молодцом, это будет коллективная победа над собственными ЧСВ-тараканами.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: