В этом году фестиваль славянской моды «Красная нить» в Париже покорила модельер из Бреста Таня Тур и сразу взяла один из главных призов — приглашение на выставку моды «Who’s Next». С чем вернется в мировую столицу моды девушка с нетрадиционным взглядом на женственность, как встретили беларускую моду в Париже и о чем ее собственные наряды — Таня рассказала нам по дороге за фруктами.
Серию материалов о молодых дизайнерах вы читаете благодаря магазину тканей «Таистекстиль», который поддерживает новые бренды, смелых творцов и индивидуальный стиль.
Таня — сама по себе вызов. Ее повседневный внешний вид не всегда по зубам даже тем, кто заявляет о себе как о человеке эпатажном. Но Танина эпатажность не вульгарная и не зубастая, поэтому, наверное, ей так легко удается заводить знакомства с бабушками, дедушками и соседями по подъезду. Вот и сейчас арбузы на груди никого не смущают, ходим по рынку, выбираем вкусную черешню, ищем “цвета” и атмосферу.
“Турья вопратка” вызывает неоднозначную реакцию и даже непонимание со стороны массового потребителя. Несмотря на это, Танины вещи покупаются в самых разных уголках мира, клиентки терпеливо ждут в очереди за свитерами и платьями с вышитыми ягодками, а в новых коллекциях всегда точно угадываются ведущие мировые тенденции будущего года.
Заходим на рынок. Таня ведет нас по рядам. Органично сочетается место встречи с плетеными корзинами в ее руках. Но так и модно в этом сезоне. Как полагается, сначала о последних событиях: как встретил Париж?
Фестиваль, участники, славянская мода
На фестиваль приехали абсолютно разные дизайнеры со всех стран СНГ. Расшитые камнями купальники, странные не повседневные модели, очень разные истории и отсутствие стереотипов о том, как должна была выглядеть славянская мода.
Отбор для участников был на конкурсной основе. Нельзя было попасть в Париж, не имея за плечами какой-либо опыт и хороший продукт.
Коллекция, которую привезла я, называется “Еду да таткi”. И связана с тем местом, где я выросла, с моей семьей, с воспоминаниями, с тем, что меня окружало. Она выполнена из беларуского льна, шерсти, шинельного сукна. Случайных вещей нет — есть история и понимание того, почему именно так. Каждый комплект — маленькое продолжение предыдущего.
Французы не боялись выражать свои эмоции и умилялись вещам, на которые у нас не обратили бы внимания: вырезанные вручную визитки, мелкие подарки. Им понравились моя история, подача, натуральные ткани, большое количество вышивки. Я чувствовала уважение к работе, которую проделала. У нас так трепетно к чужому творчеству не относятся.
Члены жюри общались с нами лично, подходили потрогать, послушать о твоей концепции, посмотреть на все изнутри. Раньше я с таким не сталкивалась. Я верю в энергетический посыл: взаимообмен, общение с людьми плюс хороший результат сделали свое дело. Я очень рада этой поездке.
Призовых мест не было. Были сильные призы, и один из них мой — меня пригласили на выставку моды «Who’s Next», которая пройдет тоже в Париже.
Повезу эту же коллекцию, но доработанную более базовыми комплектами. До сентября модели “отошьются” с минимальным количеством декора и поедут во Францию более спокойным вариантом.
Сухо и по делу Тане говорить сложно. И нужно ли так говорить с девушкой, которая всегда отвлекается на “Посмотрите, какая стена! Это просто невозможно”?
Зато правила красоты и творчества “по Тане” вывести нетрудно.
Я училась в Витебском государственном технологическом университете.
Пришла на платное отделение и сначала ничего не понимала, у меня не получалось. Но я чувствовала, что я на своем месте. В конкурсах участвовала для опыта и для того, чтобы понимать, как все устроено изнутри.
Пока не пройдешь какой-то путь сам, ни одна теория не подскажет, как нужно делать. После университета я пошла на частное предприятие и устроилась художником, а потом работала декорщиком. Работала именно для того, чтобы на своей шкуре все прочувствовать.
Мне часто говорят, что все, что я делаю, — это круто, но не совсем носибельно. Хорошо бы чуть упростить.
Но это мой осознанный выбор, я к этому целенаправленно шла: лимитированное количество вещей, скрупулезный подход, отказ от производства, уход от массовости. У меня никогда не будет больших тиражей.
Чтобы одежда служила каждый день, она должна быть не такой сложной. Поэтому я веду и более простую линейку: свитера, джемперы, базовые вещи. Подиум — это самовыражение, это моя история и что-то художественное. Ведь по образованию я художник.
Я поняла, что Париж — это именно тот город, где я хочу представляться. Париж — место, где можно мечтать, где случается невозможное, если ты работаешь, если ты талантлив и прилагаешь усилия.
К высокой моде нужно относиться как к искусству. Вам не просто показывают одежду — вы смотрите целое кино. Посмотрите, как тонко подходят к выбору места, чтобы удивить и показать картинку. Недостаточно просто одежды. Все сопровождают каким-то действием, чтобы приковать внимание, подать, воссоздать эпоху. Головы в руках моделей в последних показах Gucci. Это мини-фильм, и к этому нужно относиться спокойно. Все имеет место быть. Необязательно это сразу надевать на себя. Если человек этого не понимает — это не значит, что это плохо.
Я люблю ироничные акценты, декор. Лично для меня это допустимо и на каждый день.
Мои вещи самодостаточны. Им не нужны аксессуары и дополнительные сложности. Надеваете базовые брюки, поверх такой свитер — и готово.
Мне неинтересно смотреть: а что у нас будет на следующий сезон, какие прогнозы? Гораздо интереснее цеплять это из воздуха: цвета, колорит, случайные подборки.
Мне очень нравится, как мамы порой в спешке одевают детей и получаются странные наряды: рейтузы под юбки. Мне радостно ходить по улицам.
Сейчас все перенасыщено: большое количество тряпок повсюду. Я захожу в магазин, вижу горы одежды: скидки, все перекручено, все на полу, обувь вперемешку. Пусть одежды будет меньше, но она будет желанной и не пылится в шкафу.
Нужно учиться понимать моду, а, чтобы научиться, нужно иметь определенные знания в голове. Недостаточно просто сказать “Красиво/некрасиво”, “Буду носить/не буду носить”.
Мне не нужно массовое признание. Мне достаточно небольшого круга людей, которые ценят, понимают и уважают количество времени и то, что заложено в вещи. Для меня это важнее, чем штамповка и мнение.
Можно выполнить любое задание, если оно поставлено. Одеть маму на выпускной вечер, в гости или на свадьбу. Просто таково мое направление. Это не значит, что я не могу выполнить какую-то другую задачу.
Лицо нашей моды, несомненно, молодое. Мы отличаемся неубиваемым энтузиазмом и верой в светлое модное будущее.
Мы привозим на конкурсы и показы завершенные логичные коллекции. В этом есть дисциплина. У беларусов все на вешалочках, все подготовлено, все очень качественно. Мы старательные и способные. Я горжусь нашими ребятами.
В последнее время в беларуской моде произошел большой скачок. Теперь в беларуское одеваться не немодно. Люди носят беларускую вопратку.
Я бы научила девушек выбирать свою пару джинсов. Если они носят, любят и им удобно. Ничто не будет лучше смотреться, чем правильно подобранная по размеру и фасону одежда. Если одежда на вас хорошо сидит — она может быть самой простой и самой скромной. Важны опрятность и одежда по размеру.
Пусть женщина будет личностью и самовыражается. Если у тебя есть мнение и ты умеешь его выражать хотя бы посредством одежды — это лучше всего.
Платье — это маленькая деталь. Если ты его не чувствуешь или не несешь в себе посыл — это пустое, это ерунда. Красота прежде всего внутри.
Я всегда ищу девочек на съемку с глубоким взглядом, осознанных. Мне важно, чтобы была подача. Одежда — это акцент, и только.
Наши люди выкручиваются из любого положения. Казалось бы, нет средств. Все равно достанут, сошьют, “перекрутят” чего-нибудь, сделают. Наши женщины — большие умницы. Я ими восхищаюсь.
И мужчины наши стали лучше выглядеть. Они тоже стараются, стали смелее.
Тех, кто покупает мои наряды, я называю не клиентками, а своими людьми. Ведь они приобретают больше, чем просто вещь: изделие с историей, моими размышлениями, а это значит, что разделяют мои взгляды, что мы на одной волне. Тем более многие нарядные комплекты единичны и не сопровождаются повторами, сохраняют некую уникальность и отличаются «неспешностью» в этом гиперактивном мире.
Эти девушки ценят искусство и не боятся иронизировать.
В Бресте чаще всего покупаю подкладочную ткань или хлопки в доступном каждому магазине тканей. Чаще всего из тканей приобретается итальянский производитель, винтаж или, как в случае с последней коллекцией, беларуский «Лянок».
Мода — хобби или труд?
Постоянная работа. Я не могу отключиться даже на полчаса. Нет сосредоточенности, но есть вовлеченность 24 часа в сутки. Ты идешь и видишь пятнами и фактурами.
Твоя картинка — это класс. Но в голове может быть миллион картинок. А вот как это реализовать, причем своими руками?
В одиночку или командой?
Целиком и полностью своими руками ты ничего не реализуешь, как бы тебе ни хотелось.
Моя команда — это я, вязальщица Людмила и портная Светлана.
Но, по факту, это вся моя семья и друзья, без которых ничего бы и не рождалось.
В современном мире ты один ничего не сделаешь и не сможешь. Сейчас не дизайнеры решают. Решают маркетинг, продвижение, подача. А вещи могут быть самыми простыми.
Вдохновение
Все, что происходит вокруг, оставляет отпечаток. Я только лакмусовая бумажка.
Вдохновляют жизнь, состояния. Можно даже сидеть в квартире и питаться собственной меланхолией.
Цвет
Зелень в любых оттенках. Теплая, глуховатая, осенняя.
Текстура
Шерсть. Она очень уютная и одновременно грубоватая.
Шкурка моего мопса. Он самый тактильно приятный организм.
Как делать не нужно?
Заливать локоны лаком. И не нужно девочек делать старше. Успеется.
Город или деревня?
Пригород. Для работы, спокойствия и сил. И возможности приезжать в город.
Распорядок или спонтанность?
Только дисциплина. И я очень стараюсь. Нужно прилагать большие усилия, чтобы воспитывать в себе дисциплину.
Утро или вечер?
Утро. Чем старше ты становишься, тем больше понимаешь, что при дневном свете все смотрится по-другому. И это более продуктивное время. Вечером делаешь больше ошибок, но приходит больше идей. А утром ты их воплощаешь. Плюс немного спорта и свежий воздух.
Ирония или сексуальность?
Ирония и только! Я люблю юморных людей. Тех, которые шутят над собой. Мне с ними легко. Не так много у нас таких. Все очень обидчивые. Поэтому эту иронию я стараюсь и в своих вещах подчеркнуть.
Курочки, арбузы в тех местах, где им быть не совсем положено.
Я за самоиронию! Мир! Тур! Май!
Фотограф: Роман Чмель
Для отправки комментария необходимо войти на сайт.